Фильм интересный, построен необычно, как подглядывание за человеком, актёр играет убедительно. Но сама личность непробиваемого, аморального и асоциального флегматика отвратительна. Ему никого не жаль, он ни в чём полезном для общества не участвует, ни о чём не сожалеет, эмоций ноль. Я бы удивилась такому образу, если бы сама с таким человеком, не вором, конечно, а по натуре, не прожила бы почти 15 лет. Бесполезные создания, "вещь в себе". Только созерцание и соблюдение душевного равновесия и внутреннего комфорта. Внешне даже порядочные, но внутренне абсолютно пустые и бездушные, хотела сказать люди, но скорее роботы. Звук, конечно, поганый, могли бы получше отцифровать. И жаль мальчонку, которого этот безжалостный тип привлёк к своему отвратительному промыслу.
С первых кадров холодная отстранённость в глазах. С первых кадров притягательное непонимание происходящего. Перед зрителем лицо человека как восковая маска застывшего манекена. Вот он на пробежке в спортивном костюме, вот заботливый сын в уходе за больной матерью, вот в сером плаще в фактуре столицы. Ни трагедии, ни восторга отпечатком. Ни искры света, ни эмоции. Скуп, однако. Скуп. Робот. Почти робот.
Лёша я или не Лёша? — телефонный шлак музыкой, ближе к середине фильма, подсказка режиссёра зрителю на заданную загадку… Но до распутывания клубка событий ещё далеко. И она мало что проясняет.
А пока наблюдаем за повседневной жизнью карманного вора. Лёша — вор. Щипач.
Мне показалось, что «Шультес» имеет много общего с «Ничего личного». Что объединяет эти работы? Некая созерцательность персонажей. Главных персонажей. Мимо них — поток жизни. В страстях, ссорах, добыче денег, любовных интригах, смертях и т. д. А они? Они — подобно буддийским монахам, получившим установку наставника, застыли и СМОТРЯТ за ТЕКУЧЕСТЬЮ происходящего. Ничего не упуская. Минимум рефлексий вздрагивания. Лишь созерцание за КРАСОТОЙ КРИВИЗНЫ вспыхивающей и застывающей вновь, с возвращением в однообразную тягучесть.
Они — наши устремлённые в мир взгляды. Наши поводыри. Распахнутые окна в реальность. Двери в окружающую действительность, которую мы перестали воспринимать за суетностью суеты.
Зимин в «Ничего личного» следит, молчаливо наблюдая как человек сходит с ума, другой — Шультес, очищает карманы зазевавшихся граждан. И ни один нерв, ни одна клеточка тела не шелохнутся. До поры. Только поддались внутреннему соблазну — вся конструкция рушится. У обоих. Увы, урок в «буддийской» школе не сдали. Будет ли второй шанс?
Сюжет без преувеличения занозист. Повторюсь. Хладнокровие с первых кадров, повергающее в смысловой ступор. Кто перед нами? Профессионал подчинивший своих внутренних демонов служению ремеслу? В каком «ашраме» он прошёл духовную практику «личностного роста»? А может быть он разоблачённый офицер ГРУ — КГБ, допустивший должностной прокол и выведенный за штат. Руки — заточки, руки- отмычки.
Что ещё? Нет здесь типичной, свойственной возрасту куражности за рамками, за гранью, на пределе сил организма — компания, тусовки, кабаки, бабы, тачки, денежные брызги… Ничего нет. Холодность. Загадочность в противовес. Трата энергии расстановочно — «от и до». Не больше. Как будто бы сам себе отмерил. Сам и отрезал. Ну, аскет. Как есть, аскет. Разве не интересно следить за перемещениями этого человека? Отнюдь, очень даже. Человек дела перед нами. Часто ли нам доводится «общаться» с подобными типами? Нет. А потому, увлекательно, полезно. Расширяет кругозор.
Его мир — наблюдательность. Его мир — оценка происходящего. Его мир — безошибочный выбор жертвы. Его мир — ловкость рук. Это и Костя Сапрыкин и Пётр Ручечник из «Место встречи изменить нельзя», одновременно…
А ответы на многие вопросы даёт вторая половина фильма с гранями помню — не помню в кабинете врача клиники. И всё в этой мозаике складывается объясняя что к чему. И внутренние страхи ледяного лица вплетаются фальшью в воспоминание о причине трагедии. Он говорит, ему отвечают. И нам всё ясно. А ему? Лёше? Или необратимость в диагнозе? И финал фильма как прорывающаяся осознанность себя. И выход. Окончательный.
Любимый фильм. Один из любимых.
Как головоломка-размышление.
И новые грани в постижении. От нового соприкосновения.
Учитывая мою острую неприязнь к уголовникам, заглавный герой, несмотря даже на свою горькую судьбу, не вызвал ни малейшего сочувствия, и трагическая концовка воспринималась как вполне справедливый исход: зло наказано!
И соглашусь с №12 Z@r@z@: в фильме совершенно отвратительный звук - очень громкие шумы, зато голоса персонажей почти не слышны.
Причём я пробовал слушать на разных проигрывателях - результат везде одинаковый.
А может просто копия досталась левая.
Впрочем, слушать там особо и нечего: персонажи необыкновенно скупы на слова! :))
В целом фильм ничего - на один просмотр.
"7" по 10-балльной.
.
...Герой понравился, хоть и карманник, (и людей нещадно грабит). Совесть то он конечно свою уже продал, но обаяние всё-таки осталось. При всей к нему симпатии - всё ждал - когда же он попадётся? Так и вышло, накаркал он сам на себя своё горе, всё как себе придумал, вечером, три человека, нож и пр. Вообщем закономерная развязка, логичная. ... Он любитель подвирать, мама умерла, сам похоронил, брату не сказал, врачу соврал что жива, ... в Пакистан собрался ... С девушкой, которую грабанул, та что в реанимацию попала, он повторно обокрал, смотрел её видео, она там была искренней, (я думал что-то должно в нём шевельнуться) но нет, - БАОБАБ, так и останется деревом.
.
.
Очень понравился фильм. Были какие-то проблемы со звуком, половину не слышно, но на удивление всё понятно. Кино, по идее, и должно быть понятно без слов - это же не литература. Очень понравилась манера съемки и возникающее из-за этого ощущение бепросветности.
Мицкевич Михаил (Минск, Беларусь) 27.02.2012 - 23:04:26
Фильм о "человечном" воре. По общей идее напомнил мне "Карманника" Брессона. По режиссуре Бакуразде использует стиль Звягинцева - все инертно, живописно и проникновенно. Социальная атмосфера аутентично передана многочисленными поездками на общественном транспорте и уличным шатанием. В этой части на "Елену" картина похожа. В целом достойно. "Охотника" думаю стоит посмотреть.
Первый раз увидел этот фильм случайно по кабельному каналу и испытал раздражение: ну и бред. Особенно напрягла сценарная банальность - нынешнее кино все либо про бандитов, либо про ненормальных, либо про отверженных, а здесь решили соединить все эти ипостаси в одном лице, на страх врагам, так сказать. Потом опять как-то увидел... и что-то затянуло, стал смотреть. А потом дошло: это же современный неореализм - Хуциев и Шпаликов, думаю, снимай они сегодня, сделали бы что-то подобное. Сделано именно в их стилистике - "Мне 20 лет" нашего времени, и название бы точка в точку.
Вы знаете, Владимир, у меня создалось ощущение, что карманником главного героя создатели фильма сделали по двум причинам: во-первых, надо было обосновать его материальное существование (а то была бы сказка, не на пособие же по безработице он жил бы), а во-вторых, карманное воровство - это в некотором роде экшн, действие, что позволило выстроить формальный стержень сценария. Если бы, например, у главного героя было наследство или вторая квартира, которую он продал, или бы он жил на проценты, тогда бы он вообще не выходил из дома сутками, неделями, только в магазин и т. п. Но тогда бы и фильма не было, точнее, все бы говорили: "Зачем нам показывают, как он раз в неделю за хлебом ходит". Иными словами, я хочу сказать, что, на мой взгляд (одно из мнений, на истину не претендую) - фильм не о воре. И воровство Алексея Шультеса не входит в его личность. Да, профессионально он это делает, что заставляет домысливать, где так учат, но всё равно мне кажется, что этот фильм прежде всего о том, как можно жить чисто формально, как всё человеческое в человеке хрупко...
Фильм "Шультес" получил гран-при кинофестиваля КИНОТАВР 2008г. Только что посмотрел его по лицензионному DVD, с возникшим вниманием и интересом, фильм мне понравился, и построен он правильно. Напряженка на душе осталась и сожаление, что наше общество стало хуже. За что и спасибо создателям фильма, что они заостряют на этом внимание, по другому наш мир не вылечишь. Когда вот только герой фильма научился такому грамотному /по-воровскому/ карманному воровству? Ведь ему по фильму только 25 лет и он бывший спортсмен. Наверное хороший спортсмен был, раз такой тактик хороший. Не туда направил свои качественные ценности, и получился вор, как минимум. Потому что он работал сначало один, а потом нашёл сообщников, а это уже банда с моей гражданской точки зрения, а в конце фильма он уже носил с собой нож и очень скоро ему пришлось сделать попытку на его применение против жизни человека. Вор - как минимум получил продолжение в своём развитии, остановки нет. Вот так выглядит наша жизнь на сегодня, - без наименования, без доверия. Я один раз выкинул с троллейбуса карманного вора, отвратительное чувство вызывают эти люди. Ножа у того вора ещё не было. А герой фильма - спокойный интелегентный парень и не увидишь суть его жизни. Чужая душа - потёмки. Я бы так назвал этот фильм.
отзывы
Лёша я или не Лёша? — телефонный шлак музыкой, ближе к середине фильма, подсказка режиссёра зрителю на заданную загадку… Но до распутывания клубка событий ещё далеко. И она мало что проясняет.
А пока наблюдаем за повседневной жизнью карманного вора. Лёша — вор. Щипач.
Мне показалось, что «Шультес» имеет много общего с «Ничего личного». Что объединяет эти работы? Некая созерцательность персонажей. Главных персонажей. Мимо них — поток жизни. В страстях, ссорах, добыче денег, любовных интригах, смертях и т. д. А они? Они — подобно буддийским монахам, получившим установку наставника, застыли и СМОТРЯТ за ТЕКУЧЕСТЬЮ происходящего. Ничего не упуская. Минимум рефлексий вздрагивания. Лишь созерцание за КРАСОТОЙ КРИВИЗНЫ вспыхивающей и застывающей вновь, с возвращением в однообразную тягучесть.
Они — наши устремлённые в мир взгляды. Наши поводыри. Распахнутые окна в реальность. Двери в окружающую действительность, которую мы перестали воспринимать за суетностью суеты.
Зимин в «Ничего личного» следит, молчаливо наблюдая как человек сходит с ума, другой — Шультес, очищает карманы зазевавшихся граждан. И ни один нерв, ни одна клеточка тела не шелохнутся. До поры. Только поддались внутреннему соблазну — вся конструкция рушится. У обоих. Увы, урок в «буддийской» школе не сдали. Будет ли второй шанс?
Сюжет без преувеличения занозист. Повторюсь. Хладнокровие с первых кадров, повергающее в смысловой ступор. Кто перед нами? Профессионал подчинивший своих внутренних демонов служению ремеслу? В каком «ашраме» он прошёл духовную практику «личностного роста»? А может быть он разоблачённый офицер ГРУ — КГБ, допустивший должностной прокол и выведенный за штат. Руки — заточки, руки- отмычки.
Что ещё? Нет здесь типичной, свойственной возрасту куражности за рамками, за гранью, на пределе сил организма — компания, тусовки, кабаки, бабы, тачки, денежные брызги… Ничего нет. Холодность. Загадочность в противовес. Трата энергии расстановочно — «от и до». Не больше. Как будто бы сам себе отмерил. Сам и отрезал. Ну, аскет. Как есть, аскет. Разве не интересно следить за перемещениями этого человека? Отнюдь, очень даже. Человек дела перед нами. Часто ли нам доводится «общаться» с подобными типами? Нет. А потому, увлекательно, полезно. Расширяет кругозор.
Его мир — наблюдательность. Его мир — оценка происходящего. Его мир — безошибочный выбор жертвы. Его мир — ловкость рук. Это и Костя Сапрыкин и Пётр Ручечник из «Место встречи изменить нельзя», одновременно…
А ответы на многие вопросы даёт вторая половина фильма с гранями помню — не помню в кабинете врача клиники. И всё в этой мозаике складывается объясняя что к чему. И внутренние страхи ледяного лица вплетаются фальшью в воспоминание о причине трагедии. Он говорит, ему отвечают. И нам всё ясно. А ему? Лёше? Или необратимость в диагнозе? И финал фильма как прорывающаяся осознанность себя. И выход. Окончательный.
Любимый фильм. Один из любимых.
Как головоломка-размышление.
И новые грани в постижении. От нового соприкосновения.
Спасибо режиссёру.
И соглашусь с №12 Z@r@z@: в фильме совершенно отвратительный звук - очень громкие шумы, зато голоса персонажей почти не слышны.
Причём я пробовал слушать на разных проигрывателях - результат везде одинаковый.
А может просто копия досталась левая.
Впрочем, слушать там особо и нечего: персонажи необыкновенно скупы на слова! :))
В целом фильм ничего - на один просмотр.
"7" по 10-балльной.
...Герой понравился, хоть и карманник, (и людей нещадно грабит). Совесть то он конечно свою уже продал, но обаяние всё-таки осталось. При всей к нему симпатии - всё ждал - когда же он попадётся? Так и вышло, накаркал он сам на себя своё горе, всё как себе придумал, вечером, три человека, нож и пр. Вообщем закономерная развязка, логичная. ... Он любитель подвирать, мама умерла, сам похоронил, брату не сказал, врачу соврал что жива, ... в Пакистан собрался ... С девушкой, которую грабанул, та что в реанимацию попала, он повторно обокрал, смотрел её видео, она там была искренней, (я думал что-то должно в нём шевельнуться) но нет, - БАОБАБ, так и останется деревом.
.
.
Фильм для почитателей Достоевского и Брессона!
Вы знаете, Владимир, у меня создалось ощущение, что карманником главного героя создатели фильма сделали по двум причинам: во-первых, надо было обосновать его материальное существование (а то была бы сказка, не на пособие же по безработице он жил бы), а во-вторых, карманное воровство - это в некотором роде экшн, действие, что позволило выстроить формальный стержень сценария. Если бы, например, у главного героя было наследство или вторая квартира, которую он продал, или бы он жил на проценты, тогда бы он вообще не выходил из дома сутками, неделями, только в магазин и т. п. Но тогда бы и фильма не было, точнее, все бы говорили: "Зачем нам показывают, как он раз в неделю за хлебом ходит". Иными словами, я хочу сказать, что, на мой взгляд (одно из мнений, на истину не претендую) - фильм не о воре. И воровство Алексея Шультеса не входит в его личность. Да, профессионально он это делает, что заставляет домысливать, где так учат, но всё равно мне кажется, что этот фильм прежде всего о том, как можно жить чисто формально, как всё человеческое в человеке хрупко...
И огромная благодарность всем, кто делает создание таких фильмов возможным.