Почему вскоре после "Гиперболоида" сняли "Крах"? Причём от художественного фильма производство редуцировало к телевизионному фильму. Это же не ремейк, всего восемь лет. Что хотели "прибавить" и что "убрать"?
№342 nord
Сейчас модно говорить-режиссёр так видит свой фильм. Вот и здесь своё видение произведения А.Толстого. Он так его увидел. И снял эту чушь. Категорически не понравилось. Хотя Борисов-талантище. Но и он не вытянул это кино. Лучше ещё раз посмотреть вариант 1965г.
А я категорически не могу смотреть фильм 1965 года после этого отличного фильма. Для меня существует только этот Гарин.
№342 nord
Сейчас модно говорить-режиссёр так видит свой фильм. Вот и здесь своё видение произведения А.Толстого. Он так его увидел. И снял эту чушь. Категорически не понравилось. Хотя Борисов-талантище. Но и он не вытянул это кино. Лучше ещё раз посмотреть вариант 1965г.
Гарину надо было запатентовать этот свой огнемёт. И жил бы на доходы припеваючи. Или продать патент. То же самое. Но, власть - это самая сладкая морковка на свете. Мало кто может отказаться. Тем более, что вот она, под самым носом болтается. Только руку протяни. В результате Гарин протянул ноги.
Да что вы такое говорите?! Помнят книжку отлично. И крах рынка от переизбытка эквивалента регулярно цитируют. А на счёт "Аэлиты" - так вообще, делаются попытки создать такие медититативные поющие книги, как там описано. А фильм - одноразовый (да и то, если терпения хватит).
№343 Виталий Иванов
Всё это чепуха. Соответствует книге... не соответствует.... Кто эту книгу сейчас помнит? Никто. А великолепный фильм с Борисовым и Белявским смотрят и обсуждают до сих пор.
Всё это чепуха. Соответствует книге... не соответствует.... Кто эту книгу сейчас помнит? Никто. А великолепный фильм с Борисовым и Белявским смотрят и обсуждают до сих пор.
Сейчас модно говорить-режиссёр так видит свой фильм. Вот и здесь своё видение произведения А.Толстого. Он так его увидел. И снял эту чушь. Категорически не понравилось. Хотя Борисов-талантище. Но и он не вытянул это кино. Лучше ещё раз посмотреть вариант 1965г.
Это даже не "по мотивам", это режиссёр написал что-то своё, взяв за основу лишь имена из гиперболоида. Фигня получилась, если честно. Ну и мелкие ляпы типа "каменно-угОльной" смолы не украшают фильм
Гениальный фильм, снятый крайне неправильно с операторской точки зрения. Фильм смотрится плохо. Я в печали! Это конечно же большая прореха и чисто павильонного режиссера Квинихидзе. Но все играют на очень высоком уровне, а главная четверка просто ошеломительно. Ну и Главный Герой – сам аппарат выглядит очень простенько, а вот прототип—«кларнет» меня заворожил, я б такой прикупил. Классный гастонорез. Сценарий — отдельный мировой шедевр реалистической фантастики. Фильм совсем не смотрится, как фантастика. Показана абсолютная реальность. Именно это и перевешивает мою оценку в сторону «гениальный». Кстати, это мой любимый жанр: Зеркало для героя, Туман, Стрелец,
Мы из будущего,... Жду фильм ежедневно. Ну, естественно, прежде всего из-за стамегатонной бомбы — Нонны Терентьевой. Супротив неё даже наша же «Царь–бонба» – хлопушка!
Л.Квинихидзе. "Преступление П.П.Гарина". Сборник "Экран 1972-1973". "Искусство", 1974.
В ясный тихий день случилось нечто необъяснимое и пугающее. Вдруг вспыхнула на лету птица и обгорелым комочком упала к ногам случайных прохожих. Внезапно загорелось дерево, мгновенно превратившись в пылающий факел. Свидетелей происшествия охватил ужас: свершилось что-то совершенно непонятое и поэтому особенно страшное. Вступила в действие новая грозная сила...
Так будет начинаться четырехсерийная цветная художественная картина "Преступление П.П.Гарина", которую ставит на студии "Ленфильм" по заказу Центрального телевидения режиссер Леонид Квинихидзе по мотивам романа А.Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".
- Именно по мотивам, - подчеркивает режиссер, - потому что драматург С.Потепалов написал почти оригинальный сценарий, использовав лишь некоторые ситуации и имена героев произведения А.Толстого и, конечно, положив в основу главную идею романа: крах "исключительной личности", торжество гуманистического начала над насилием и беззаконием.
- ... Роман А.Толстого относится к научно-фантастическому жанру. С тех пор как он был написан, прошло почти полвека. Сегодня даже школьники знают, что сенсационное изобретение инженера Гарина - аппарат, обладающий способностью передавать на расстояние мощную тепловую энергию, - это лазер. Сила воображения писателя предугадала замечательное открытие наших дней - квантовый генератор света. Но то, о чем раньше могли мечтать только фантасты - и А.Толстой оказался первым среди них, - стало реальностью. Можно ли и сегодня считать историю с гиперболоидом, а следовательно и фильм, научно-фантастической?
- Но ведь и полвека назад фантастическое в романе было, по существу, ограничено самим фактом гариского изобретения. Фантастический элемент в книге - лишь способ поставить героев, людей действия, в предельно обостренные ситуации, наиболее ярко выявляющие их характеры. Однако сами характеры, взаимоотношения людей жизненны и реальны. Именно такого рода фантастическая литература находит сейчас все больше поклонников. Не абстрактные прогнозы научного развития, а обыкновенный человек в особой, исключительной ситуации - такова тенденция этой литературы. И даже в этом А.Толстой в "Гиперболоиде инженера Гарина", так же как и в "Аэлите", опередил свое время.
Стремление различных сил завладеть смертоносным оружием определяет развитие всей истории, ее занимательность, откровенную авантюрность, остроприключенческий характер. Вот почему спустя полвека книга читается с неослабевающим интересом - это одна из немногих наших остросюжетных книг, выдержавших испытание временем.
Мне думается, что попытки нашего кинематографа создать чисто фантастический фильм нередко терпели неудачу именно потому, что их авторы полностью пренебрегали естественностью, реальностью человеческих отношений. Некоторые считали даже, что фантастическое начало требует какого-то особого, нежизненного, "фантастического" поведения героев. Между тем все обстоит как раз наоборот. Как бы необычен ни был авторский замысел, люди в фильме должны жить по обычным человеческим законом, а их отношения должны строиться достоверно и реалистично.
Итак, мы хотим рассказать реалистическую историю с единственным фантастическим допущением (аппарат Гарина). Это, конечно, изменит стилистику вещи в сторону большей достоверности, но не должно помешать сохранить общую интонацию романа.
- В романе много сюжетных линий. Какая из них станет драматическим стержнем фильма?
- У А.Толстого есть персонаж, который является как бы противоположностью, антиподом Гарина. Это Василий Витальевич Шельга - несгибаемый и неистовый, смелый и решительный, находчивый, сметающий авантюристов потому, что за ним правда наступающих новых перемен (его играет Александр Белявский). Задача Шельги - выяснить научную и общественную значимость изобретения, а если возможно, то и обезвредить Гарина. Мы хотим более мотивированно, чем в романе, обосновать и первые подозрения Шельги и его стремление во что бы то ни стало отыскать Гарина, уничтожить страшное оружие, спасти мир от опасного преступника. Образ Шельги должен определить драматическое развитие фильма. Эта линия есть и в романе, но мы стремимся выделить и развить ее, сделать строго логической и последовательной. В романе борьба Шельги с Гариным - это, скорее, игра. В фильме эта борьба будет показана более серьезно. Поэтому многое нуждается в уточнении: почему Шельга стал заниматься делом Гарина, как нашел его за границей, для чего он сам нужен Гарину, как Шельга оказывается на яхте и т.д. Сюжетная линия Шельга - Гарин определила критерий отбора, отказ от некоторых второстепенных линий. Например, от истории "золотого острова" и организованного Гариным валютного кризиса в Америке. Дело не только в том, что для телевизионной постановки такие сцены слишком сложны, а в том, что они слишком гиперболичны, условно-абстрактны, они резко изменили бы реалистическую стилистику фильма. Да и сама по себе тема мировой революции, молниеносно организованной Шельгой, решена в романе с позиций сегодняшнего читателя наивно.
В соответствии с избранным драматургическим принципом меняется и финал произведения. Один среди врагов оказывается Шельга на яхте Роллинга (Василий Корзун) - химического короля, "американского буйвола", "до последней степени вытренированного для борьбы", циника и ханжи.
- Что, по вашему мнению, делает историю, рассказанную А.Толстым, а следовательно и фильм, актуальной в наши дни?
- Постановка острых общественных вопросов, стремление писателя предугадать будущий научный прогресс и определить пути дальнейшего развития человечества. Гарин (Олег Борисов) - умный и опаснейший маньяк с "задатками гения" - хочет с помощью смертоносного аппарата поработить человечество.
Это фантастика социальная, почти пророческая, направленная против капиталистического мира и диктатуры фашизма. Гарин считает, что ему - в силу его исключительности - все позволено. Захват власти для него лишь способ самоутверждения, доказательство собственной исключительности. Он считает, что сила оружия и денег - превыше всего, что с их помощью можно завоевать людей и покорить мир. Эта почти мистическая фигура, стремясь к своей цели, захватывает в свою орбиту тех, кто нравственно слаб. С этой точки зрения и исследуются характеры людей, окружающих Гарина. Мы стремимся пристально вглядеться в них, чтобы понять, почему одни позволяют увлечь себя его безнравственными идеями, а другие остаются его убежденными противниками; что движет людьми в том и в другом случае. Фигуры эти мы старались сделать более понятными для зрителя. Это относится и к образу Шельги, в романе несколько схематичному. И к Роллингу, который в фильме будет не пузатым буржуем и плакатов двадцатых годов, а энергичным дельцом лет сорока, изворотливым и опасным, и к романтической Зое (Нонна Терентьева), в действительности авантюристке, которая хочет, чтобы все было ее, и к другим персонажам фильма.
Что касается моей личной темы, начатой в картинах "Маринино житьё", "Первый посетитель", "Моабитская тетрадь", "Миссия в Кабуле", то я продолжаю ее и в фильме "Преступление П.П.Гарина". Это история личности, которой много дано и с которой много спросится. Это ответственность человека перед собой, перед окружающими и, в конечном счете, перед человечеством. В данном случае - это ответственность человека за свой талант, за его направленность и применение.
Наша задача - раскрыть зрителю сложную, увлекательную интригу, полную динамичного действия и острых конфликтов. Поэтому для нас важна ясность характеров, выразительность актерской игры.
Прошу прощения, я сам описался: Не «Шульга», а «Шельга».
Представляете каков провидец Красный Граф. Романчик завершён в 1925г. Античел №18 еще никто и звать эго никак, тока откинулся после путча. И уже Толстой, что-то такое учуял в Европе, что Эти пойдут на мировой захват. Круто!
Ели бы не было Шульги на острове, я это имел ввиду, как бы они все улетели на маленьком самолете, больше подходит подводная лодка, у немцев они были в наличии...
отзывы
Сейчас модно говорить-режиссёр так видит свой фильм. Вот и здесь своё видение произведения А.Толстого. Он так его увидел. И снял эту чушь. Категорически не понравилось. Хотя Борисов-талантище. Но и он не вытянул это кино. Лучше ещё раз посмотреть вариант 1965г.
Сейчас модно говорить-режиссёр так видит свой фильм. Вот и здесь своё видение произведения А.Толстого. Он так его увидел. И снял эту чушь. Категорически не понравилось. Хотя Борисов-талантище. Но и он не вытянул это кино. Лучше ещё раз посмотреть вариант 1965г.
Всё это чепуха. Соответствует книге... не соответствует.... Кто эту книгу сейчас помнит? Никто. А великолепный фильм с Борисовым и Белявским смотрят и обсуждают до сих пор.
Мы из будущего,... Жду фильм ежедневно. Ну, естественно, прежде всего из-за стамегатонной бомбы — Нонны Терентьевой. Супротив неё даже наша же «Царь–бонба» – хлопушка!
В ясный тихий день случилось нечто необъяснимое и пугающее. Вдруг вспыхнула на лету птица и обгорелым комочком упала к ногам случайных прохожих. Внезапно загорелось дерево, мгновенно превратившись в пылающий факел. Свидетелей происшествия охватил ужас: свершилось что-то совершенно непонятое и поэтому особенно страшное. Вступила в действие новая грозная сила...
Так будет начинаться четырехсерийная цветная художественная картина "Преступление П.П.Гарина", которую ставит на студии "Ленфильм" по заказу Центрального телевидения режиссер Леонид Квинихидзе по мотивам романа А.Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".
- Именно по мотивам, - подчеркивает режиссер, - потому что драматург С.Потепалов написал почти оригинальный сценарий, использовав лишь некоторые ситуации и имена героев произведения А.Толстого и, конечно, положив в основу главную идею романа: крах "исключительной личности", торжество гуманистического начала над насилием и беззаконием.
- ... Роман А.Толстого относится к научно-фантастическому жанру. С тех пор как он был написан, прошло почти полвека. Сегодня даже школьники знают, что сенсационное изобретение инженера Гарина - аппарат, обладающий способностью передавать на расстояние мощную тепловую энергию, - это лазер. Сила воображения писателя предугадала замечательное открытие наших дней - квантовый генератор света. Но то, о чем раньше могли мечтать только фантасты - и А.Толстой оказался первым среди них, - стало реальностью. Можно ли и сегодня считать историю с гиперболоидом, а следовательно и фильм, научно-фантастической?
- Но ведь и полвека назад фантастическое в романе было, по существу, ограничено самим фактом гариского изобретения. Фантастический элемент в книге - лишь способ поставить героев, людей действия, в предельно обостренные ситуации, наиболее ярко выявляющие их характеры. Однако сами характеры, взаимоотношения людей жизненны и реальны. Именно такого рода фантастическая литература находит сейчас все больше поклонников. Не абстрактные прогнозы научного развития, а обыкновенный человек в особой, исключительной ситуации - такова тенденция этой литературы. И даже в этом А.Толстой в "Гиперболоиде инженера Гарина", так же как и в "Аэлите", опередил свое время.
Стремление различных сил завладеть смертоносным оружием определяет развитие всей истории, ее занимательность, откровенную авантюрность, остроприключенческий характер. Вот почему спустя полвека книга читается с неослабевающим интересом - это одна из немногих наших остросюжетных книг, выдержавших испытание временем.
Мне думается, что попытки нашего кинематографа создать чисто фантастический фильм нередко терпели неудачу именно потому, что их авторы полностью пренебрегали естественностью, реальностью человеческих отношений. Некоторые считали даже, что фантастическое начало требует какого-то особого, нежизненного, "фантастического" поведения героев. Между тем все обстоит как раз наоборот. Как бы необычен ни был авторский замысел, люди в фильме должны жить по обычным человеческим законом, а их отношения должны строиться достоверно и реалистично.
Итак, мы хотим рассказать реалистическую историю с единственным фантастическим допущением (аппарат Гарина). Это, конечно, изменит стилистику вещи в сторону большей достоверности, но не должно помешать сохранить общую интонацию романа.
- В романе много сюжетных линий. Какая из них станет драматическим стержнем фильма?
- У А.Толстого есть персонаж, который является как бы противоположностью, антиподом Гарина. Это Василий Витальевич Шельга - несгибаемый и неистовый, смелый и решительный, находчивый, сметающий авантюристов потому, что за ним правда наступающих новых перемен (его играет Александр Белявский). Задача Шельги - выяснить научную и общественную значимость изобретения, а если возможно, то и обезвредить Гарина. Мы хотим более мотивированно, чем в романе, обосновать и первые подозрения Шельги и его стремление во что бы то ни стало отыскать Гарина, уничтожить страшное оружие, спасти мир от опасного преступника. Образ Шельги должен определить драматическое развитие фильма. Эта линия есть и в романе, но мы стремимся выделить и развить ее, сделать строго логической и последовательной. В романе борьба Шельги с Гариным - это, скорее, игра. В фильме эта борьба будет показана более серьезно. Поэтому многое нуждается в уточнении: почему Шельга стал заниматься делом Гарина, как нашел его за границей, для чего он сам нужен Гарину, как Шельга оказывается на яхте и т.д. Сюжетная линия Шельга - Гарин определила критерий отбора, отказ от некоторых второстепенных линий. Например, от истории "золотого острова" и организованного Гариным валютного кризиса в Америке. Дело не только в том, что для телевизионной постановки такие сцены слишком сложны, а в том, что они слишком гиперболичны, условно-абстрактны, они резко изменили бы реалистическую стилистику фильма. Да и сама по себе тема мировой революции, молниеносно организованной Шельгой, решена в романе с позиций сегодняшнего читателя наивно.
В соответствии с избранным драматургическим принципом меняется и финал произведения. Один среди врагов оказывается Шельга на яхте Роллинга (Василий Корзун) - химического короля, "американского буйвола", "до последней степени вытренированного для борьбы", циника и ханжи.
- Что, по вашему мнению, делает историю, рассказанную А.Толстым, а следовательно и фильм, актуальной в наши дни?
- Постановка острых общественных вопросов, стремление писателя предугадать будущий научный прогресс и определить пути дальнейшего развития человечества. Гарин (Олег Борисов) - умный и опаснейший маньяк с "задатками гения" - хочет с помощью смертоносного аппарата поработить человечество.
Это фантастика социальная, почти пророческая, направленная против капиталистического мира и диктатуры фашизма. Гарин считает, что ему - в силу его исключительности - все позволено. Захват власти для него лишь способ самоутверждения, доказательство собственной исключительности. Он считает, что сила оружия и денег - превыше всего, что с их помощью можно завоевать людей и покорить мир. Эта почти мистическая фигура, стремясь к своей цели, захватывает в свою орбиту тех, кто нравственно слаб. С этой точки зрения и исследуются характеры людей, окружающих Гарина. Мы стремимся пристально вглядеться в них, чтобы понять, почему одни позволяют увлечь себя его безнравственными идеями, а другие остаются его убежденными противниками; что движет людьми в том и в другом случае. Фигуры эти мы старались сделать более понятными для зрителя. Это относится и к образу Шельги, в романе несколько схематичному. И к Роллингу, который в фильме будет не пузатым буржуем и плакатов двадцатых годов, а энергичным дельцом лет сорока, изворотливым и опасным, и к романтической Зое (Нонна Терентьева), в действительности авантюристке, которая хочет, чтобы все было ее, и к другим персонажам фильма.
Что касается моей личной темы, начатой в картинах "Маринино житьё", "Первый посетитель", "Моабитская тетрадь", "Миссия в Кабуле", то я продолжаю ее и в фильме "Преступление П.П.Гарина". Это история личности, которой много дано и с которой много спросится. Это ответственность человека перед собой, перед окружающими и, в конечном счете, перед человечеством. В данном случае - это ответственность человека за свой талант, за его направленность и применение.
Наша задача - раскрыть зрителю сложную, увлекательную интригу, полную динамичного действия и острых конфликтов. Поэтому для нас важна ясность характеров, выразительность актерской игры.
Представляете каков провидец Красный Граф. Романчик завершён в 1925г. Античел №18 еще никто и звать эго никак, тока откинулся после путча. И уже Толстой, что-то такое учуял в Европе, что Эти пойдут на мировой захват. Круто!