Забавное кино про мошенников из серии вор у вора дубинку украл. Благородные бандиты против ублюдков (обычный русский перевод). Один раз посмотреть можно. Но "Отпетые мошенники" интереснее.
№14 alex--1959
Великолепный фильм! Правда, очень отдаёт фильмом "Ва-банк 2"
Справедливости ради, "Ва-банк-2" поставлен на 11 лет позже, и скорее он отдаёт "Афёрой" чем наоборот! ;))
Ну а если серьёзно, то "Ва-банк-2" - полнейшая халтура, которой и до первого-то "Ва-банка" как от лычки до звезды, а уж до "Афёры" - так и вовсе никогда не добраться! ;))
Великолепный фильм! Правда, очень отдаёт фильмом "Ва-банк 2", но всё равно смотрел с огромным удовольствием и интересом. Отличный подбор актёров и чудесная их работа. В общем, фильм удастся! Советую всем, кто не смотрел этот фильм, обязательно это сделать. Надеюсь, не пожалеете о потраченом времени!
/ "Афера" - это золото высокой пробы, воплощенная мечта об изысканном развлечении, которое так же принято смотреть, как и слушать: в великолепных фортепианных всплесках Скотта Джоплина, сопровождающих фильм, чудится веселый смех всех участников фильма, наслаждающихся своим занятием. Этот фильм показывает, что может получиться, когда талантливому молодому сценаристу Дэвиду Уорду (в "Блюзе весов" его фантазия проявилась весьма неровно) посчастливится попасть к профессионалам, да к каким! Джордж Рой Хилл, Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, режиссер и актеры триумфального "Буча Кассиди и Малыша Санденса", объединились снова, но не для того, чтобы выжимать остатки предыдущего успеха, как принято в Голливуде. Они пригласили своего достойного напарника Роберта Шоу принять участие в традиционном развлечении - надувать людей, да так, чтоб людям это нравилось.
"Афера" - это повесть о мошенниках и их жертвах, которая не только превращает зрителей в неопытных сосунков, но и заставляет их наслаждаться каждой минутой игры и после кульминационного поворота упиваться собственным головотяпством. (Нечто новенькое для нас, жертв Великого Обмана, который, по-видимому, стал образом жизни в нашем уотергейтском мире!) Я подозреваю, что вам захочется посмотреть картину еще раз - обнаружить подвох, тот момент, в который вы попались на удочку, - но, увы, друзья, полицию звать не придется. Свою игру персонажи ведут честно.
Удачно решенные титры в стиле старой "Сатердей ивнинг пост" и представленные фотографиями исполнители вводят нас в преступный мир Чикаго 30-х годов, где обильная добыча гангстеров контрастирует с кризисной скудостью мира порядочного. Редфорд, начинающий мошенник из Джолиета, приехал в большой город за помощью: он хочет отомстить за убийство своего дорогого воспитателя - тот поплатился за то, что облапошил главаря одной крупной шайки. Редфорда преследует не только шайка, но и взяточник-полицейский, которому Редфорд всучил фальшивые банкноты. Чтобы осуществить свою месть - а ее орудием для шулеров, этих "поэтов" подполья, служат не пистолеты, а смекалка, - Редфорд выискивает Ньюмена, короля Большой Аферы, постаревшего и порядком уставшего мастера своего дела, который прячется от агентов ФБР. Мишень Редфорда и Ньюмена - важная шишка по имени Шоу, жестокий главарь нью-йоркского гангстерского синдиката, честолюбец и азартный игрок - когда карты подтасованы в его пользу. Ньюмен мобилизует свою компанию, и афера начинается, с головокружительными махинациями и напряжением, от которого перехватывает дыхание, и, конечно, с юмором - сердце екает при каждом повороте насыщенного до предела действия. Техническая консультация Джона Скарна, специалиста по играм, оказалась немаловажной.
Редфорд показал себя с лучшей стороны в роли сообразительного шулера, не теряющего обаяния мальчишки-босяка в своих мошеннических проделках. Он удачно сочетается с Ньюменом, который превзошел себя, играя уставшего от жизни, опытного мастера своего дела, который садится за карточный стол с таким смаком, что мы не сомневаемся в победе. Находящийся во главе этого треугольника Шоу - добыча, стоящая их сложного (но не переусложненного) плана, внешне бесстрастный, но на самом деле неистовый тип, который буквально излучает зловещие флюиды; в его молчании столько же угрозы, сколько и в его словах, его спокойствие пугает не меньше, чем припадки ярости. Это настоящий предводитель, который управляет здесь всем: и действием, и исполнителями.
Проницательность, понимание своих задач характеризуют режиссуру и игру исполнителей. Как и в предыдущих картинах - "Период приспособления", "Мир Генри Ориента" и "Бойня номер пять", - Хилл старается подобрать выразительных исполнителей и на эпизодические роли. Особенно запоминается сдержанная игра Эйлин Бреннан в роли дамы Ньюмена. Мастерами показали себя также Джек Кихоу в роли земляка Редфорда, Роберт Эрл Джонс в роли его наставника, Гарольд Гулд, Рэй Уолстон и Джон Хеффернан в ролях матерых шулеров, Чарльз Дернинг - алчный полицейский и Дана Элкар - сыщик. А Димитра Арлисс в роли буфетчицы превращает полуночное свидание с Редфордом в изысканно романтическую интерлюдию.
Для общей отделки Хилл добавил со вкусом истинного художника некоторые ностальгические нотки: "рэгтаймы" Скотта Джоплина, написанные еще до первой мировой войны, насыщает картину верными по настроению звуками и ритмами; фон действия изобилует памятными мелочами; само действие временами пародирует гангстерские ленты 30-х годов. Постарались художник Генри Бамстед, оператор Роберт Серти, художник по костюмам Эдит Хед, но все эти таланты так идеально сочетаются только благодаря художественному чутью режиссера Хилла. Это беспроблемный фильм с увлекательным сюжетом, который движется в хорошем темпе, да еще с помощью звезд первой величины. Он радует также и редким на сегодняшний день, но всегда присущим произведениям Хилла качеством - вкусом. Фильм блестящий, и это блеск алмаза самой чистой воды. /
№9 Геннадий Воланов
Конечно, чем чаще смотришь, тем восприятие преснее, но фильм настолько блистательно поставлен, действие развивается так динамично, что и в десятый раз смотришь и не можешь оторваться! :))
Ну, самый шик - смотреть фильм в первый раз! Потом уже смотришь на нюансы, на отдельные моменты и картинку в целом, особенно, если поклонник артистов, исполняющих центральные роли. Неспроста же автор сценария не раскрывал финал продюсерам, в нем вся суть, секрет сюжета. А потом уже ты знаешь все, но и пересматривая, замечаешь какие-то новые поворотики в игре артистов, приятно пересмотреть знакомые, но классные моменты фильма.
Я поклонница Редфорда, люблю многие работы Ньюмана. В этом фильме они чудо, как хороши! Хотя, наверняка, Николсон сыграл бы роль Хукера не хуже. Но все равно - радость, что Редфорд все-таки согласился сниматься. :)
Суперское кино!
Только в прошлом месяце впервые посмотрел- спасибо "Культуре".
Шедевр! А как воссоздана обстановка тех лет- песня! Вот оно, истинное лицо Голливуда))
Отдельное спасибо настоящим киноманам, рассказавшим здесь о деталях съемки фильма, интересно.
За "Санденс и Теренс" не скажу, не знаю;)), а "Буч Кэссиди и Санденс Кид" в своё время вообще никакого впечатления не произвели; стандартный набор (бандиты, кони, кольты, ограбление, погоня) для "среднего школьного возраста"! :))
Для меня этот фильм из серии "посмотрел - и забыл!"
"Афера" - совсем другое дело! :))
Конечно, чем чаще смотришь, тем восприятие преснее, но фильм настолько блистательно поставлен, действие развивается так динамично, что и в десятый раз смотришь и не можешь оторваться! :))
№6 Франсуа Пиньон
Фильм явно скучен, развязка сюжета вполне угадывается. После блистательного фильма-вестерна "Санденс и Теренс" - полный провал!
Не было такого фильма. Вы, наверное, спутали.
Был фильм "Буч Кэссиди и Санденс Кид", он, конечно повеселее, но не сказать, что бы много лучше этого.
Эту "Аферу" впервые смотрел на видео, еще в 1979-м на бетамаксе. Очень впечатлило. И сюжет и игра..
Сейчас - уже не те эмоции
Закадровое озвучание СТС: Павел Иванов (Джонни Хукер), Марина Бакина, Андрей Бархударов, Виктор Петров
Закадровое озвучание НТВ: Алексей Инжеватов, Алексей Борзунов
Фильм явно скучен, развязка сюжета вполне угадывается. После блистательного фильма-вестерна "Санденс и Теренс" - полный провал! Хотя, разумеется, актеры играют очень профессионально!
Это интересно:
• Производственный период: 22 января – апрель 1973.
• Сценарист фильма Дэвид С. Уорд придумал историю «Аферы», когда работал над другим сценарием – к фильму Алана Майерсона «Блюз Стильярда» (1973). В последнем фильме была сцена карточной игры, и описывая ее, Уорд внимательно изучил тему карт и карточных шулеров. Так родилась идея, которую сразу же поддержал продюсер (и будущий режиссер) Тони Билл. Он также привлек к фильму двух других продюсеров – супругов Джулию и Майкла Филлипсов.
• Главной литературной основой, вдохновившей Дэвида С. Уорда, была книга Дэвида У. Морера «Большой жулик», выпущенная в 1940 году. В этой книге были описаны легендарные шулера первой четверти ХХ века, чьи имена возродились в таких персонажах фильма, как Генри Гондорфф, ДжейДжей Синглтон, Малыш Твист и Эдди Найлс.
• Уорд писал сценарий сразу с расчетом на Роберта Редфорда. Но актеру не очень понравилась роль Джонни Хукера, и он отказался. И даже когда он изменил решение, все еще не был уверен, что фильм получится.
• Если бы Редфорд не передумал, Хукера сыграл бы Джек Николсон.
• Уорд вкратце пересказал своим продюсерам, о чем будет фильм, но отказался раскрывать финал, пока не допишет сценарий до конца.
• Сценарий Уорда случайно попался на глаза Джорджу Рою Хиллу. Хилл моментально ухватился за него и сразу же пригласил в проект Пола Ньюмана.
• Во время съемок Хилл страстно мечтал выйти за пределы павильонов. Его отговаривал опытный художник Генри Бамстед, уверявший режиссера, что будет крайне сложно получить разрешение на то, чтобы перекрыть движение на улице. В результате, на натурные съемки в Лос-Анджелесе и Чикаго ушло всего несколько дней.
• В течение двух лет мэр Чикаго Ричард Дж. Дэйли отказывался пускать в город киношников, если они собирались рассказать о Чикаго что-нибудь негативное. Тем не менее, он сделал исключения для создателей «Аферы», пустив их на три дня.
• Как вспоминала в своей биографии костюмер фильма Эдит Хед, голубоглазые Редфорд и Ньюман оба требовали одеть их героев в голубые рубашки – чтобы подчеркнуть цвет глаз. Удалось прийти к компромиссу – актеры появляются в фильме «в голубом» по очереди.
• Дойл Лоннеган не был по сценарию хромым. Но Роберт Шоу перед съемками повредил лодыжку; его герою пришлось придумать хромоту.
• Роберт Шоу получил роль Лоннегана после того, как от нее отказались Ричард Бун, Оливер Рид и Стивен Бойд. Однако Рид сыграл Лоннегана во второй части фильма.
• Персонаж по имени Джонни Хукер получил свое имя в честь легенды блюза Джона Ли Хукера.
• Музыкальное настроение в фильме создает рэгтайм; были использованы композиции Скотта Джоплина 1900-1910-х годов. Между тем, в 1930-е, когда происходит действие «Аферы», рэгтайм практически вышел из моды; тем не менее, благодаря ленте интерес к этому музыкальному жанру был возрожден.
• У Пола Ньюмана, сыгравшего карточного шулера Генри Гондорффа, был дублер – на всех крупных планах руки Гондорффа, тасующего карты, принадлежат техническому консультанту фильма Джону Скэрну.
• Джонни Хукер сталкивается с Лоннерганом в той же закусочной, где спустя 12 лет Марти МакФлай встретится со своим отцом – в фантастической комедии Роберта Земекиса «Назад в будущее» (1985).
• Впервые посмотреть фильм целиком Роберт Редфорд удосужился лишь в июне 2004-го.
Хитроумный рассказ о двух чикагских авантюристах — Генри Гондорфе и Джонни Хукере, которые разыгрывают в 30-е годы великолепную аферу (вообще-то в разговорном языке The Sting означает надувательство или же умение здорово «нагреть» кого-либо) против нью-йоркского мошенника Дойла Лоннегана, убившего их приятеля. Чтобы заманить, а потом подцепить на крючок осторожного Лоннегана, оба ловких мстителя придумывают, как сказали бы уже сейчас, своего рода «виртуальную реальность», выдавая её в качестве настоящей.
Примерно то же самое на экране сотворили создатели фильма, в котором блестяще воссоздана атмосфера минувших времён, а сценарий, написанный всего лишь 27-летним Дэвидом С. Уордом, покоряет редким чувством юмора — искромётного, лёгкого, тонкого. Режиссёр Джордж Рой Хилл развил собственную традицию ненавязчивой актуализации давнего прошлого, заложенную в картине «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», и вновь ему в этом превосходно помогли актёры Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, которые во второй раз сыграли вместе в блистательном, практически бенефисном дуэте.
Лента «Афера» была буквально осыпана премиями «Оскар» (в семи номинациях из девяти), причём в качестве нонсенса следует воспринимать тот факт, что эта комедия (пусть и отлично сделанная — в типичном американском стиле) смогла победить такие европейские шедевры, как «Шёпоты и крик» Ингмара Бергмана и «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Однако в недоумении приходится развести руками из-за иного: те, кто более всего заслуживал золотую статуэтку, её вообще не получили. Полу Ньюмену, который даже не номинировался (!) за свою роль, пришлось ждать 1986 года, когда ему была вручена специальная премия за всё творчество. А Роберт Редфорд так до сих пор и не вознаграждён за свои актёрские работы!
Фильм Хилла пользовался громадным успехом в американском прокате (небольшой бюджет был превзойдён в 30 раз!) — по итогам 70-х годов вошёл в первую десятку, а если пересчитывать кассовые сборы с учётом инфляции, то он и поныне занимает 15-е место за всю историю американского кино! Кроме того, «Афера» вызвала массу подражаний во всём мире — среди них наиболее удачными можно признать итальянский «Блеф» и польский «Ва-банк».
отзывы
Великолепный фильм! Правда, очень отдаёт фильмом "Ва-банк 2"
Ну а если серьёзно, то "Ва-банк-2" - полнейшая халтура, которой и до первого-то "Ва-банка" как от лычки до звезды, а уж до "Афёры" - так и вовсе никогда не добраться! ;))
Джудит Крайст
/ "Афера" - это золото высокой пробы, воплощенная мечта об изысканном развлечении, которое так же принято смотреть, как и слушать: в великолепных фортепианных всплесках Скотта Джоплина, сопровождающих фильм, чудится веселый смех всех участников фильма, наслаждающихся своим занятием. Этот фильм показывает, что может получиться, когда талантливому молодому сценаристу Дэвиду Уорду (в "Блюзе весов" его фантазия проявилась весьма неровно) посчастливится попасть к профессионалам, да к каким! Джордж Рой Хилл, Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, режиссер и актеры триумфального "Буча Кассиди и Малыша Санденса", объединились снова, но не для того, чтобы выжимать остатки предыдущего успеха, как принято в Голливуде. Они пригласили своего достойного напарника Роберта Шоу принять участие в традиционном развлечении - надувать людей, да так, чтоб людям это нравилось.
"Афера" - это повесть о мошенниках и их жертвах, которая не только превращает зрителей в неопытных сосунков, но и заставляет их наслаждаться каждой минутой игры и после кульминационного поворота упиваться собственным головотяпством. (Нечто новенькое для нас, жертв Великого Обмана, который, по-видимому, стал образом жизни в нашем уотергейтском мире!) Я подозреваю, что вам захочется посмотреть картину еще раз - обнаружить подвох, тот момент, в который вы попались на удочку, - но, увы, друзья, полицию звать не придется. Свою игру персонажи ведут честно.
Удачно решенные титры в стиле старой "Сатердей ивнинг пост" и представленные фотографиями исполнители вводят нас в преступный мир Чикаго 30-х годов, где обильная добыча гангстеров контрастирует с кризисной скудостью мира порядочного. Редфорд, начинающий мошенник из Джолиета, приехал в большой город за помощью: он хочет отомстить за убийство своего дорогого воспитателя - тот поплатился за то, что облапошил главаря одной крупной шайки. Редфорда преследует не только шайка, но и взяточник-полицейский, которому Редфорд всучил фальшивые банкноты. Чтобы осуществить свою месть - а ее орудием для шулеров, этих "поэтов" подполья, служат не пистолеты, а смекалка, - Редфорд выискивает Ньюмена, короля Большой Аферы, постаревшего и порядком уставшего мастера своего дела, который прячется от агентов ФБР. Мишень Редфорда и Ньюмена - важная шишка по имени Шоу, жестокий главарь нью-йоркского гангстерского синдиката, честолюбец и азартный игрок - когда карты подтасованы в его пользу. Ньюмен мобилизует свою компанию, и афера начинается, с головокружительными махинациями и напряжением, от которого перехватывает дыхание, и, конечно, с юмором - сердце екает при каждом повороте насыщенного до предела действия. Техническая консультация Джона Скарна, специалиста по играм, оказалась немаловажной.
Редфорд показал себя с лучшей стороны в роли сообразительного шулера, не теряющего обаяния мальчишки-босяка в своих мошеннических проделках. Он удачно сочетается с Ньюменом, который превзошел себя, играя уставшего от жизни, опытного мастера своего дела, который садится за карточный стол с таким смаком, что мы не сомневаемся в победе. Находящийся во главе этого треугольника Шоу - добыча, стоящая их сложного (но не переусложненного) плана, внешне бесстрастный, но на самом деле неистовый тип, который буквально излучает зловещие флюиды; в его молчании столько же угрозы, сколько и в его словах, его спокойствие пугает не меньше, чем припадки ярости. Это настоящий предводитель, который управляет здесь всем: и действием, и исполнителями.
Проницательность, понимание своих задач характеризуют режиссуру и игру исполнителей. Как и в предыдущих картинах - "Период приспособления", "Мир Генри Ориента" и "Бойня номер пять", - Хилл старается подобрать выразительных исполнителей и на эпизодические роли. Особенно запоминается сдержанная игра Эйлин Бреннан в роли дамы Ньюмена. Мастерами показали себя также Джек Кихоу в роли земляка Редфорда, Роберт Эрл Джонс в роли его наставника, Гарольд Гулд, Рэй Уолстон и Джон Хеффернан в ролях матерых шулеров, Чарльз Дернинг - алчный полицейский и Дана Элкар - сыщик. А Димитра Арлисс в роли буфетчицы превращает полуночное свидание с Редфордом в изысканно романтическую интерлюдию.
Для общей отделки Хилл добавил со вкусом истинного художника некоторые ностальгические нотки: "рэгтаймы" Скотта Джоплина, написанные еще до первой мировой войны, насыщает картину верными по настроению звуками и ритмами; фон действия изобилует памятными мелочами; само действие временами пародирует гангстерские ленты 30-х годов. Постарались художник Генри Бамстед, оператор Роберт Серти, художник по костюмам Эдит Хед, но все эти таланты так идеально сочетаются только благодаря художественному чутью режиссера Хилла. Это беспроблемный фильм с увлекательным сюжетом, который движется в хорошем темпе, да еще с помощью звезд первой величины. Он радует также и редким на сегодняшний день, но всегда присущим произведениям Хилла качеством - вкусом. Фильм блестящий, и это блеск алмаза самой чистой воды. /
Ведь Лоннеган без Хукера не смог бы ничего сделать.
Конечно, чем чаще смотришь, тем восприятие преснее, но фильм настолько блистательно поставлен, действие развивается так динамично, что и в десятый раз смотришь и не можешь оторваться! :))
Я поклонница Редфорда, люблю многие работы Ньюмана. В этом фильме они чудо, как хороши! Хотя, наверняка, Николсон сыграл бы роль Хукера не хуже. Но все равно - радость, что Редфорд все-таки согласился сниматься. :)
Суперское кино!
Шедевр! А как воссоздана обстановка тех лет- песня! Вот оно, истинное лицо Голливуда))
Отдельное спасибо настоящим киноманам, рассказавшим здесь о деталях съемки фильма, интересно.
Для меня этот фильм из серии "посмотрел - и забыл!"
"Афера" - совсем другое дело! :))
Конечно, чем чаще смотришь, тем восприятие преснее, но фильм настолько блистательно поставлен, действие развивается так динамично, что и в десятый раз смотришь и не можешь оторваться! :))
Фильм явно скучен, развязка сюжета вполне угадывается. После блистательного фильма-вестерна "Санденс и Теренс" - полный провал!
Был фильм "Буч Кэссиди и Санденс Кид", он, конечно повеселее, но не сказать, что бы много лучше этого.
Эту "Аферу" впервые смотрел на видео, еще в 1979-м на бетамаксе. Очень впечатлило. И сюжет и игра..
Сейчас - уже не те эмоции
Закадровое озвучание НТВ: Алексей Инжеватов, Алексей Борзунов
• Производственный период: 22 января – апрель 1973.
• Сценарист фильма Дэвид С. Уорд придумал историю «Аферы», когда работал над другим сценарием – к фильму Алана Майерсона «Блюз Стильярда» (1973). В последнем фильме была сцена карточной игры, и описывая ее, Уорд внимательно изучил тему карт и карточных шулеров. Так родилась идея, которую сразу же поддержал продюсер (и будущий режиссер) Тони Билл. Он также привлек к фильму двух других продюсеров – супругов Джулию и Майкла Филлипсов.
• Главной литературной основой, вдохновившей Дэвида С. Уорда, была книга Дэвида У. Морера «Большой жулик», выпущенная в 1940 году. В этой книге были описаны легендарные шулера первой четверти ХХ века, чьи имена возродились в таких персонажах фильма, как Генри Гондорфф, ДжейДжей Синглтон, Малыш Твист и Эдди Найлс.
• Уорд писал сценарий сразу с расчетом на Роберта Редфорда. Но актеру не очень понравилась роль Джонни Хукера, и он отказался. И даже когда он изменил решение, все еще не был уверен, что фильм получится.
• Если бы Редфорд не передумал, Хукера сыграл бы Джек Николсон.
• Уорд вкратце пересказал своим продюсерам, о чем будет фильм, но отказался раскрывать финал, пока не допишет сценарий до конца.
• Сценарий Уорда случайно попался на глаза Джорджу Рою Хиллу. Хилл моментально ухватился за него и сразу же пригласил в проект Пола Ньюмана.
• Во время съемок Хилл страстно мечтал выйти за пределы павильонов. Его отговаривал опытный художник Генри Бамстед, уверявший режиссера, что будет крайне сложно получить разрешение на то, чтобы перекрыть движение на улице. В результате, на натурные съемки в Лос-Анджелесе и Чикаго ушло всего несколько дней.
• В течение двух лет мэр Чикаго Ричард Дж. Дэйли отказывался пускать в город киношников, если они собирались рассказать о Чикаго что-нибудь негативное. Тем не менее, он сделал исключения для создателей «Аферы», пустив их на три дня.
• Как вспоминала в своей биографии костюмер фильма Эдит Хед, голубоглазые Редфорд и Ньюман оба требовали одеть их героев в голубые рубашки – чтобы подчеркнуть цвет глаз. Удалось прийти к компромиссу – актеры появляются в фильме «в голубом» по очереди.
• Дойл Лоннеган не был по сценарию хромым. Но Роберт Шоу перед съемками повредил лодыжку; его герою пришлось придумать хромоту.
• Роберт Шоу получил роль Лоннегана после того, как от нее отказались Ричард Бун, Оливер Рид и Стивен Бойд. Однако Рид сыграл Лоннегана во второй части фильма.
• Персонаж по имени Джонни Хукер получил свое имя в честь легенды блюза Джона Ли Хукера.
• Музыкальное настроение в фильме создает рэгтайм; были использованы композиции Скотта Джоплина 1900-1910-х годов. Между тем, в 1930-е, когда происходит действие «Аферы», рэгтайм практически вышел из моды; тем не менее, благодаря ленте интерес к этому музыкальному жанру был возрожден.
• У Пола Ньюмана, сыгравшего карточного шулера Генри Гондорффа, был дублер – на всех крупных планах руки Гондорффа, тасующего карты, принадлежат техническому консультанту фильма Джону Скэрну.
• Джонни Хукер сталкивается с Лоннерганом в той же закусочной, где спустя 12 лет Марти МакФлай встретится со своим отцом – в фантастической комедии Роберта Земекиса «Назад в будущее» (1985).
• Впервые посмотреть фильм целиком Роберт Редфорд удосужился лишь в июне 2004-го.
Примерно то же самое на экране сотворили создатели фильма, в котором блестяще воссоздана атмосфера минувших времён, а сценарий, написанный всего лишь 27-летним Дэвидом С. Уордом, покоряет редким чувством юмора — искромётного, лёгкого, тонкого. Режиссёр Джордж Рой Хилл развил собственную традицию ненавязчивой актуализации давнего прошлого, заложенную в картине «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», и вновь ему в этом превосходно помогли актёры Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, которые во второй раз сыграли вместе в блистательном, практически бенефисном дуэте.
Лента «Афера» была буквально осыпана премиями «Оскар» (в семи номинациях из девяти), причём в качестве нонсенса следует воспринимать тот факт, что эта комедия (пусть и отлично сделанная — в типичном американском стиле) смогла победить такие европейские шедевры, как «Шёпоты и крик» Ингмара Бергмана и «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Однако в недоумении приходится развести руками из-за иного: те, кто более всего заслуживал золотую статуэтку, её вообще не получили. Полу Ньюмену, который даже не номинировался (!) за свою роль, пришлось ждать 1986 года, когда ему была вручена специальная премия за всё творчество. А Роберт Редфорд так до сих пор и не вознаграждён за свои актёрские работы!
Фильм Хилла пользовался громадным успехом в американском прокате (небольшой бюджет был превзойдён в 30 раз!) — по итогам 70-х годов вошёл в первую десятку, а если пересчитывать кассовые сборы с учётом инфляции, то он и поныне занимает 15-е место за всю историю американского кино! Кроме того, «Афера» вызвала массу подражаний во всём мире — среди них наиболее удачными можно признать итальянский «Блеф» и польский «Ва-банк».
Конечно, реалии Великой Депрессии немного не те, что сейчас, но аналогии напрашиваются просто прямые.
Уже растёт второе поколение, которое может взять этот классический фильм руководством к действию...