Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 09.01.2022 - 21:43:55
Евгений Гейндрих (Чикаго)
Вы, похоже, в своем репертуаре. Существует два мнения - ваше и неправильное, так?
Евгений Вы не правы. Турандот на моей памяти никогда не была спорщиком ради спора.Не надо ругаться, Вы оба правы по своему.
Теперь по сути Ваших постов. Во многом я кстати с Вами согласен. Хотя отчасти согласен и с "учебником за восьмой класс". Недаром "Горе от ума" ещё в19 веке окрестили самым неоднозначным произведением русской литературы. Прямо как калейдоскоп. Смотришь один узор, чуть повернёшь совсем другой. Кстати, когда-то в воспоминаниях Царёва я прочёл интересный факт. Придя от Мейерхольда с готовой ролью, он попытался её и играть, что резко осудил Садовский. Тогда Михаил Иванович решил проявить дипломатию и взять за образец то как роль Чацкого играли в Малом и пошёл за советом к самому Пров Михайловичу. Тот довольно долго думал и наконец сказал: как играл мой отец я могу рассказать, как играл я тоже, а как тебе играть я и сам не знаю...
№37 Кинолюбитель13
Спасибо, Евгений, за обстоятельный разбор персонажей комедии. А я вот не могу забыть сообщение от посетителя stromyn (Москва) № 8 от 19 марта 2011 на страничке Михаила Державина -
Здравствуйте. Спасибо за внимание к моим постам. Да я читал это сообщение, тем более, что оно есть и на этой страничке, так что нет нужды приводить его целиком. К сожалению, в инете нет никакой информации об этой работе Театра Сатиры, кроме беглого упоминания на страничке Михал-Михалыча в Википедии да пары фотографий актёра в соответствующем гриме и костюме. Так что мне ничего не остаётся, как верить автору поста, что действительно в Театре сатиры была предпринята попытка по-новому прочитать образ Скалозуба, а потом свыше поступило указание не отступать от трактовки этого персонажа в учебнике литературы за восьмой класс. Тем более, что подобные «вольные» интерпретации классических героев были вполне в духе этого Театра. Так ведь и в данной версии Скалозуб не столь однозначен, как в версии 1952 г. При всей впечатляющей фактуре Романа Филиппова и гротескной манере его игры я вижу в его Скалозубе не столько дуболома и солдафона, сколько ультраконсервативного военного, презирающего либеральных демагогов
Спасибо, Евгений, за обстоятельный разбор персонажей комедии. А я вот не могу забыть сообщение от посетителя stromyn (Москва) № 8 от 19 марта 2011 на страничке Михаила Державина - о постановке "Горя от ума" в театре Сатиры практически в те же годы - 1976-1977. Что Вы об этом думаете? Вот это сообщение ---- "Хочется рассказать один любопытнейший эпизод из театральной биографии актёра. Почему-то об этом никто ни разу не упомянул.
В конце 70-х Плучек поставил в Театре Сатиры "Горе от ума". Мне посчастливилось видеть постановку на прогоне. И что поразило в первую очередь - Державин в роли Скалозуба. Своими двумя небольшими появлениями на сцене он "замкнул" на себя весь спектакль - и это при наличии Миронова, Папанова, Ширвиндта, Ицыкович (Васильевой)... Представляете, на сцену вместо ожидаемого солдафона выходит интеллигентный военный и спокойно произносит грибоедовский текст. И всё повернулось на 180 градусов! Именно Скалозуб вдруг оказался единственным человеком по-настоящему болеющим за Россию, и даже Чацкий на его фоне выглядел истерическим болтуном.
Прошла премьера, были хорошие рецензии, но об игре Державина - ни слова. А я всем рассказывал об его уникальной игре! Наконец, одна девушка согласилась пойти со мной специально "на Державина", причём билет уже удалось достать с огромным трудом (как, впрочем, всегда в Сатиру).
Начался спектакль, появился Скалозуб... и я от стыда перед спутницей был готов, как говорится, провалиться сквозь землю!
Какой-то идиотский наклеенный чуб, выпученные глаза, зычный голос... в общем, в лучших традициях сталинского Малого театра.
Стало ясно, что "инстанции" велели играть как обычно. Поэтому и в рецензиях ничего не было.
Может, кто-нибудь ещё знает что-то об этой загадочной истории?"
7. А что же Чацкий? А он, как шахматный король - «самая слабая фигура и…». Очень мудро заметил Пушкин, что единственное умное лицо в пьесе - это не Чацкий, а… Грибоедов. А Чацкий высказывает действительно передовые идеи, но совершенно не перед теми людьми, не в тему и не вовремя, что не является признаком большого ума. Горе у Чацкого не от ума, а от неспособности адекватно вести себя. Взгляды его тоже путанны и противоречивы. Прислуживаться тошно? Более чем похвальная позиция. Но это ли повод, чтобы вообще ничего не делать? С гневом говорит про французика из Бордо? Понять негодование можно, особенно, меньше чем через 10 лет после триумфального входа русских войск в Париж. Но и московское «барство» с его косностью, активно противостоящее европеизации России, ему чуждо. «В Москву больше не ездок»? Но в Петербурге у него не сложилось, за границу он не хочет, а в консервативной русский провинции ему с его взглядами вообще делать будет нечего. Ратует за «русский народ»? Но на дворе пока что 1822-й, а не 1882-й. Эпоха «хождения в народ» ещё не наступила. Страшно далёк барин Чацкий от народа. Нечего ему туда даже соваться - на вилы поднимут
6. В четвёртом акте Никита Подгорный - настоящий король! Актёр безжалостно тянет одеяло на себя. В его присутствии не видишь ни Чацкого, ни кого-либо ещё. На сцене властвует мсье Репетилов! Что это? Месть актёра Цареву за то, что тот, в отличие от Симонова, не увидел в нём исполнителя главной роли, или тонкий режиссёрский ход? «Сильный» Репетилов против «изрядно ослабевшего» в его присутствии Чацкого. Репетилов у Подгорного, конечно же, как и подобает ему - «кривое зеркало Чацкого», но, в отличие от версии 1952 г., «зеркальности» в нём гораздо больше, чем «кривизны». Ведь стоит сопоставить героев, становится ясно, что если отнять у Чацкого его лоск, харизму, шарм, обаяние, красноречие, то в сухом остатке получишь… того же самого Репетилова, «краснобая и баламута», способного только «шуметь»))) Даже появление Чацкого на сцене в этом спектакле по форме совпадает с Репетиловским - оба падают, с той лишь разницей, что первый понарошку и для пиара, а второй всерьёз и по неуклюжести…
В школе нам пытались привить мысль о некой духовной связи Грибоедова с декабристами. Чушь. Нет никаких данных о том ,что он был им близок, да и скорее всего, как человек, находящийся на важной государственной службе, их недолюбливал. Да и про какие такие «тайные собрания с умнейшими людьми» рассказывает Репетилов, где в обстановке «строжайшей секретности» громко и шумно))) обсуждаются возможности кардинальных конституционных изменений в России - палаты в парламенте («камеры»), введение суда присяжных и пр. - и делается вывод о том что «радикальные потребны тут лекарства»? По-моему, очень красочный собирательный портрет молодых вольнодумцев, нахватавшихся в Европе масонских идей и совершенно не задумывающихся, насколько реально применить их к тогдашней России и к каким последствиям их действия могут привести. И тут уже поневоле задумываешься, насколько серьезно можно воспринимать Чацкого и все его пламенные речи.
5. Скалозуб в исполнении Романа Филиппова - это просто бурлеск. Конечно, режиссеры, начиная с Гайдая, беззастенчиво эксплуатировали роскошную фактуру актёра. Но здесь он буквально купается в роли. Не позавидуешь Софье, которую, возможно, отец попытается выдать за «денежный мешок», не «вымолвивший слова умного в жизни». Не позавидуешь и старухе Хлестовой, которую «молодец» буквально напугал своим видом и голосом. Да, его Скалозуб - солдафон, «созвездие манёвров и мазурки», недалёк, радуется тому, что продвигается по службе отчасти из-за гибели сослуживцев (хотя винить в этом военных - всё равно что винить людей искусства в честолюбии и тщеславии).
Но ведь и не трус же! Участвовал в боевых действиях, хотя, конечно, не в авангарде, и слишком неинициативен для стратега. Но в финале мои симпатии неожиданно оказываются на его стороне. Он вовсе не «сморозил» про «фельдфебеля-Вольтера» (как нас учили в школе), а как человек, понюхавший пороху и твёрдо стоящий на земле, дал жёсткую и едкую отповедь летающим в эмпиреях болтунам и демагогам.
4. Молчалин, конечно же, подлец, что находясь в отношениях с барышней, волочится ещё и за горничной. Хотя… Тут опять двойные стандарты… Читатель и зритель охотно прощает яркому, острому на язык, харизматичному Чацкому легкомысленные отношения с прекрасным полом («Я езжу к женщинам, да только не за этим»), как прощал и прощает «Катинек и Леночек» гениальному создателю сего бессмертного творения. А чем Молчалин так отличен от них? Тоже мужчина, тоже молодой, те же гормоны, да и «иметь детей ума кому не доставало?»)))
Но если абстрагироваться от его «не совсем порядочного поведения» в отношении Софьи, то так ли уж плох Молчалин?
Фамусов, известный своими кумовством и протекционизмом (чего и сам не скрывает), тем не менее, в виде исключения взял безродного провинциала, «дал чин асессора» (дающий право на личное дворянство), ввёл в свой дом и в свой круг исключительно из-за его, Молчалина деловых качеств. Стало быть секретарь Молчалин не просто хороший, а великолепный, и дела у Фамусова с его привычкой «подписано - так с плеч долой» в порядке во многом, если не в основном, благодаря стараниям Молчалина. Чацкому претит «умеренность» Молчалина? Ну не всем же иметь широкую натуру и жить вразнос, а среди людей, оставивших заметный положительный след в истории, было немало и «умеренных». Чацкий считает что невозможно любить, а дОлжно презирать мужчину, который услуживает неинтересным и даже неприятным ему, но нужным людям, «молчит, когда его бранят»? Легко Чацкому рассуждать. С его происхождением, с его образованием и воспитанием, которые сиречь производные того же происхождения, с его возможностями, с его «связими с министрами» (Молчалин и мечтать о таком не может, а Чацкий ухитряется даже «порвать» с ними), с его то ли тремя, то ли четырьмястами душ крепостных (которых он, кстати освобождать как-то не собирается, ибо надо же на что-то вольнодумствовать, полёживая на софе, а служить господин Чацкий ни по военной, ни по статской не желает). А Молчалину приходится всего добиваться самому, и тут уж если не все средства хороши, то по крайней мере, очень трудно сохранить манжеты белоснежными.
Впрочем, Молчалин сам себя наказал. Софья явно не шутит, и придётся Алексею Степанычу на следующее же утро увольняться по собственному желанию и начинать новую карьеру, пусть не с нуля, но с гораздо более низкой отметки.
3. Софья в данной трактовке - пожалуй, наиболее близкий мне персонаж. Она - бунтарь, нонконформист, но в отличие от Чацкого - нонконформист делом, а не словом. Она сделала своим избранником человека небогатого, незнатного, неблестящего, лишь только пытающегося пробиться в высший свет, прекрасно осознавая, что папенька не одобрит этот выбор («кто беден, тот тебе не пара»), и вообще, «в любви этой не будет проку». В своих отношениях с Молчалиным она настолько отдаётся чувствам, что, не задумываясь, переходит границы, установленные для юных девиц в её обществе. Не знаю, давала ли она реальный повод для хихиканий Лизаньки, или все их ночные посиделки с Молчалиным ограничивались лишь фортепьяно, вздохами и поглаживанием рук, но даже самая малость считалось тогда предосудительной. Она очень искренняя в своих чувствах. Она искренне падает в обморок, увидев Молчалина, упавшего с лошади, она искренне манипулирует отцовскими чувствами, отводя удар от любимого, наконец она искренне, очень по-женски мстит Чацкому за его жёлчные, невоздержанные высказывания в адрес её предмета. Но ведь делает она это не сразу, а лишь после того как Чацкий действительно «достал» её своими уничижительными репликами, игнорируя все её замечания о том, что следовало быть помягче и посдержанней. Ему бы внять этим намёкам, глядишь, никакой грозы бы не было, но он почему-то безоговорочно уверен в том, что девушка просто не может любить человека «с такими чувствами, с такой душой», как и в том, что их взаимная детская симпатия с Софьей просто обязана была перерасти в какое-то глубокое и сильное чувство с её стороны, только лишь потому, что с его, Чацкого, стороны случилось именно так. А его претензии к Софье («надеждой завлекала», «сразу не раскрыла») просто нелепы. Где там завлекала? где там не раскрыла, когда она с первой же сцены, неоднократно и практически открытым текстом давала ему понять, что никаких чувств к нему она не испытывает? Так что как ни жаль «оскорблённое чувство» нашего героя, а Софью по-своему понять очень даже можно…
Многие здесь пишут о несоответствии возраста актрисы возрасту героини. Да, Нелли Корниенко 1977-ом году было уже 39. Но, во-первых, я не помню, чтобы где-либо когда-либо Софью играли 17-летние (образ слишком сложный для непрофессиональной актрисы), во-вторых, актриса начала играть эту роль ещё в прежней, «Симоновской» постановке, когда ей было всего 25, а в-третьих И.А.Ликсо в 1952-м году было меньше лет, но были ли в ней та живость, непосредственность, игривость, какую мы находим у Софьи в данном спектакле?
Фамусов в исполнении Царёва - персонаж скорее положительный, чем отрицательный и вызывает у меня искреннюю симпатию. Он может быть забавен и смешон, когда затыкает уши и кричит «Под суд!», но он же абсолютно адекватен в сцене «представления» Скалозуба Хлестовой, более того, смотрит и на того, и на другого со снисходительной иронией. А в своих переживаниях по поводу дочери он вызывает у меня глубокое сочувствие. Не позавидуешь дяденьке. Сначала пригретый им секретарь оказывается в совершенно неурочный час возле будуара юной Софьи с нелепыми отмазками про «прогулки» и «документы для доклада». Потом Чацкий с почти истерическими восторгами по поводу «красоты Софьи Павловны». В довершение ко всему родная дочка начинает беззастенчиво грузить папашу какими-то байками про вещие сны. Есть с чего воскликнуть: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»…
…В школе нас заставляли заучивать наизусть реплики Фамусова про «книги» и «учёность», как подтверждение дикой и воинствующей невежественности этого персонажа. Но ведь тот же Фамусов говорит Скалозубу про Чацкого: «И славно пишет, переводит». Стало быть, сам читал. А если и по какой-то оказии не читал, то, по крайней мере, признаёт литераторский дар Чацкого неотъемлемым его достоинством. Так так ли уж темен Павел Афанасьевич? Сдаётся мне, отнюдь. И знаменитые его фразы следует воспринимать не как дословное выражение его мыслей, а скорее как гротескную гиперболу. Ибо НЕ ВСЯКИЕ книги сеют «разумное, доброе, вечное» и НЕ ВСЯКОЕ учение идёт во благо. По его мнению. Да и по моему тоже)))
В своем осуждении низкопоклонства перед иностранцами он вообще на одной волне с Чацким. Но при этом воинствующим славянофилом-антизападником его тоже не назвать - как никак член «Англицкого» клуба (Того же самого, где «шумят» Репетилов со товарищи), платье носит европейское, этикету обучен. Ну а то что игриво шлёпает горничную по попе и имеет внебрачных детей, так в то время в московском барстве такое поведение даже не осуждалось, да и что ещё делать бодрячку- вдовцу? По крайней мере, в отличие от покойной жены, при живой то супруге не адюльтерствовал)))
Волшебный спектакль. Потрясающая постановка. Лучшая из всех, которые я видел. И лучший Чацкий. Мне не довелось видеть Чацкого-Подгорного и Чацкого-Миронова, но ни гениальный Царев, ни безумно обожаемый мной Юрский, ни более поздние интерпретаторы не впечатлили меня так, как Виталий Мефодьевич в этой роли. Его Чацкий - не Чайлд-Гарольд, не Гамлет, не Онегин, не Печорин, не сумрачный гений, не лишний человек и не предтеча декабристов. Это весёлый малый, злой и острый на язык, но с открытой душой и бурными страстями, который «жить торопится и чувствовать спешит». Его беда - невоздержанность, неумение промолчать даже тогда, когда это следует сделать в его же интересах; его, как Остапа, все время «несёт», в конце он и сам понимает, что накосячил, да отступать уже некуда. Удивительно, но Михаил Иванович сам является постановщиком этого спектакля (пусть и с приставкой «со»), но образ Чацкого он увидел и прочитал совершенно не так, как сам играл эту роль на сцене Малого на протяжении без малого двух десятков лет (спектакль Садовского, записаный на плёнку в 1952-м, был впервые поставлен аж в 1938-м). А между двумя этими спектаклями была ещё и постановка Е.Р. Симонова 1963 г. с Подгорным в роли Чацкого. Из этого спектакля в данный «перекочевал» не только Фамусов-Царёв, но и Софья-Корниенко. В 1963-м она была ещё совсем молоденькой актрисой, но, очевидно, так полюбилась зрителям, что продолжала блистать в этой роли и почти в 40 лет. Главное, что для меня отличает этот спектакль - это то, что в нём нет прописного конфликта «передового, прогрессивно мыслящего Чацкого с отсталым, косным, закостенелым фамусовским обществом барской Москвы», в нём вообще нет однозначно отрицательных и однозначно положительных героев, а есть целая галерея ярких, сочных, живых образов, у каждого из которых есть своя правда.
№27 Снаг
Чацкий у меня вызывает отвращение, как и у Софьи, как и у всех остальных действующих лиц пьесы, как и у многих писателей (А.С. Пушкина, например).
Главное, что у Грибоедова он не вызывал отвращения. А ставили в данном случае именно Грибоедова. Хотелось бы, конечно, спросить, откуда вы взяли единственно правильное, не "извращённое" понимание образов. Во всяком случае можно сказать, что образ Чацкого не стареет и при этом очень сложен для воплощения. Насчёт того, что Александр Андреевич вызывал у Софьи отвращение — это не факт, а большой вопрос, как показывает, в том числе, история постановок этой пьесы в Малом театре в разные годы.
По-моему, в Советском Союзе слишком разрекламировали эту пьесу и полностью извратили образы в угоду социалистической "прогрессивной" тенденции. Чацкий у меня вызывает отвращение, как и у Софьи, как и у всех остальных действующих лиц пьесы, как и у многих писателей (А.С. Пушкина, например). Малому театру за работу я бы поставил неуд. Нужно непредвзято смотреть на "героя" пьесы.
Эта постановка 1977 года значительно уступает той, что записана на плёнку в 1952 году.
Иванова Надежда Николаевна (Чебоксары) 15.12.2020 - 23:50:24
Спектакль понравился. Видела Царева в роли Чацкого, а теперь в роли Фамусова. Великолепный актер. Соломин сыграл не совсем театрально, но тоже понравилось. Все таки у актеров старой школы малого театра более выразительные средства.
отзывы
Теперь по сути Ваших постов. Во многом я кстати с Вами согласен. Хотя отчасти согласен и с "учебником за восьмой класс". Недаром "Горе от ума" ещё в19 веке окрестили самым неоднозначным произведением русской литературы. Прямо как калейдоскоп. Смотришь один узор, чуть повернёшь совсем другой. Кстати, когда-то в воспоминаниях Царёва я прочёл интересный факт. Придя от Мейерхольда с готовой ролью, он попытался её и играть, что резко осудил Садовский. Тогда Михаил Иванович решил проявить дипломатию и взять за образец то как роль Чацкого играли в Малом и пошёл за советом к самому Пров Михайловичу. Тот довольно долго думал и наконец сказал: как играл мой отец я могу рассказать, как играл я тоже, а как тебе играть я и сам не знаю...
Спасибо, Евгений, за обстоятельный разбор персонажей комедии. А я вот не могу забыть сообщение от посетителя stromyn (Москва) № 8 от 19 марта 2011 на страничке Михаила Державина -
В конце 70-х Плучек поставил в Театре Сатиры "Горе от ума". Мне посчастливилось видеть постановку на прогоне. И что поразило в первую очередь - Державин в роли Скалозуба. Своими двумя небольшими появлениями на сцене он "замкнул" на себя весь спектакль - и это при наличии Миронова, Папанова, Ширвиндта, Ицыкович (Васильевой)... Представляете, на сцену вместо ожидаемого солдафона выходит интеллигентный военный и спокойно произносит грибоедовский текст. И всё повернулось на 180 градусов! Именно Скалозуб вдруг оказался единственным человеком по-настоящему болеющим за Россию, и даже Чацкий на его фоне выглядел истерическим болтуном.
Прошла премьера, были хорошие рецензии, но об игре Державина - ни слова. А я всем рассказывал об его уникальной игре! Наконец, одна девушка согласилась пойти со мной специально "на Державина", причём билет уже удалось достать с огромным трудом (как, впрочем, всегда в Сатиру).
Начался спектакль, появился Скалозуб... и я от стыда перед спутницей был готов, как говорится, провалиться сквозь землю!
Какой-то идиотский наклеенный чуб, выпученные глаза, зычный голос... в общем, в лучших традициях сталинского Малого театра.
Стало ясно, что "инстанции" велели играть как обычно. Поэтому и в рецензиях ничего не было.
Может, кто-нибудь ещё знает что-то об этой загадочной истории?"
В школе нам пытались привить мысль о некой духовной связи Грибоедова с декабристами. Чушь. Нет никаких данных о том ,что он был им близок, да и скорее всего, как человек, находящийся на важной государственной службе, их недолюбливал. Да и про какие такие «тайные собрания с умнейшими людьми» рассказывает Репетилов, где в обстановке «строжайшей секретности» громко и шумно))) обсуждаются возможности кардинальных конституционных изменений в России - палаты в парламенте («камеры»), введение суда присяжных и пр. - и делается вывод о том что «радикальные потребны тут лекарства»? По-моему, очень красочный собирательный портрет молодых вольнодумцев, нахватавшихся в Европе масонских идей и совершенно не задумывающихся, насколько реально применить их к тогдашней России и к каким последствиям их действия могут привести. И тут уже поневоле задумываешься, насколько серьезно можно воспринимать Чацкого и все его пламенные речи.
Но ведь и не трус же! Участвовал в боевых действиях, хотя, конечно, не в авангарде, и слишком неинициативен для стратега. Но в финале мои симпатии неожиданно оказываются на его стороне. Он вовсе не «сморозил» про «фельдфебеля-Вольтера» (как нас учили в школе), а как человек, понюхавший пороху и твёрдо стоящий на земле, дал жёсткую и едкую отповедь летающим в эмпиреях болтунам и демагогам.
Но если абстрагироваться от его «не совсем порядочного поведения» в отношении Софьи, то так ли уж плох Молчалин?
Фамусов, известный своими кумовством и протекционизмом (чего и сам не скрывает), тем не менее, в виде исключения взял безродного провинциала, «дал чин асессора» (дающий право на личное дворянство), ввёл в свой дом и в свой круг исключительно из-за его, Молчалина деловых качеств. Стало быть секретарь Молчалин не просто хороший, а великолепный, и дела у Фамусова с его привычкой «подписано - так с плеч долой» в порядке во многом, если не в основном, благодаря стараниям Молчалина. Чацкому претит «умеренность» Молчалина? Ну не всем же иметь широкую натуру и жить вразнос, а среди людей, оставивших заметный положительный след в истории, было немало и «умеренных». Чацкий считает что невозможно любить, а дОлжно презирать мужчину, который услуживает неинтересным и даже неприятным ему, но нужным людям, «молчит, когда его бранят»? Легко Чацкому рассуждать. С его происхождением, с его образованием и воспитанием, которые сиречь производные того же происхождения, с его возможностями, с его «связими с министрами» (Молчалин и мечтать о таком не может, а Чацкий ухитряется даже «порвать» с ними), с его то ли тремя, то ли четырьмястами душ крепостных (которых он, кстати освобождать как-то не собирается, ибо надо же на что-то вольнодумствовать, полёживая на софе, а служить господин Чацкий ни по военной, ни по статской не желает). А Молчалину приходится всего добиваться самому, и тут уж если не все средства хороши, то по крайней мере, очень трудно сохранить манжеты белоснежными.
Впрочем, Молчалин сам себя наказал. Софья явно не шутит, и придётся Алексею Степанычу на следующее же утро увольняться по собственному желанию и начинать новую карьеру, пусть не с нуля, но с гораздо более низкой отметки.
Многие здесь пишут о несоответствии возраста актрисы возрасту героини. Да, Нелли Корниенко 1977-ом году было уже 39. Но, во-первых, я не помню, чтобы где-либо когда-либо Софью играли 17-летние (образ слишком сложный для непрофессиональной актрисы), во-вторых, актриса начала играть эту роль ещё в прежней, «Симоновской» постановке, когда ей было всего 25, а в-третьих И.А.Ликсо в 1952-м году было меньше лет, но были ли в ней та живость, непосредственность, игривость, какую мы находим у Софьи в данном спектакле?
…В школе нас заставляли заучивать наизусть реплики Фамусова про «книги» и «учёность», как подтверждение дикой и воинствующей невежественности этого персонажа. Но ведь тот же Фамусов говорит Скалозубу про Чацкого: «И славно пишет, переводит». Стало быть, сам читал. А если и по какой-то оказии не читал, то, по крайней мере, признаёт литераторский дар Чацкого неотъемлемым его достоинством. Так так ли уж темен Павел Афанасьевич? Сдаётся мне, отнюдь. И знаменитые его фразы следует воспринимать не как дословное выражение его мыслей, а скорее как гротескную гиперболу. Ибо НЕ ВСЯКИЕ книги сеют «разумное, доброе, вечное» и НЕ ВСЯКОЕ учение идёт во благо. По его мнению. Да и по моему тоже)))
В своем осуждении низкопоклонства перед иностранцами он вообще на одной волне с Чацким. Но при этом воинствующим славянофилом-антизападником его тоже не назвать - как никак член «Англицкого» клуба (Того же самого, где «шумят» Репетилов со товарищи), платье носит европейское, этикету обучен. Ну а то что игриво шлёпает горничную по попе и имеет внебрачных детей, так в то время в московском барстве такое поведение даже не осуждалось, да и что ещё делать бодрячку- вдовцу? По крайней мере, в отличие от покойной жены, при живой то супруге не адюльтерствовал)))
Чацкий у меня вызывает отвращение, как и у Софьи, как и у всех остальных действующих лиц пьесы, как и у многих писателей (А.С. Пушкина, например).
Эта постановка 1977 года значительно уступает той, что записана на плёнку в 1952 году.