№ 2Тея (Киев)
Шедевр исторического кино, оставляет ощущение некой глубинной истинности повествования.
Ну, шедевр - это, по-моему, слишком громко сказано. Фильм неплохой и не более того. Лично мне уже с середины фильма хотелось, чтобы он поскорее закончился.
И что это за прически?! Когда увидела Брондукова и Бейшеналиева, показалось, что детскую сказку смотрю, где всё гипертрофировано. Из-за их вида уже больше не могла воспринимать фильм серьезно. У Брондукова прическа аутентичная, но сделана абсолютно уродски. У Бейшеналиева современную прическу слегка "прилизали", чтобы сделать жалкое подобие монгольской. Толмач почему-то совсем налысо обрит. Да и у славян волосы чересчур длинные.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 26.03.2020 - 18:47:59
№ 9 Юрій 1962 (Винница). Я думаю, что фильм был сознательно выдержан в возвышенном, условно-романтическом стиле. Натурализм в стиле Германа-старшего тут был неуместен.
У Гаврылюка даже в колодках волосы вымыты и аккуратно уложены, как у девахи с рекламы шампуня. Зачем? И не только у него прослеживается этот момент. В отдельных кадрах Гаврылюк вообще более чем странно выглядит с такими шикарными кудрями. Из каких соображений герою придавали такой облик?
Весьма интересно было увидеть выдающегося актера Кыргызстана Болота Бейшеналиева, хорошо известного российскому зрителю по ролям в фильмах "Первый учитель". "Андрей Рублев", "Долг", Белый шаман", "Золотая Баба" и др. Но еще более заинтриговало исполнение роли известного монголо-татарского полководца XIII в. Бурундая популярным в СССР украинско-польским актером Бориславом Брондуковым, также известным по фильмам "Гараж", "Афоня", "Зеленый фургон", "Приключения Шерлока Холмса" и др.Точных биографических данных о Бурундае в восточных и русских летописях не сохранилось, но, судя по косвенным данным, в описываемое время он был значительно старше Брондукова, которому в 1971 году было чуть за 30...
А вот почему монгольские ноёны-полководцы Пета (Пайдар) и Бурунда (Борондой) говорят по-тюркски (с явно ощутимой лексической струёй языка казанских татар) - можно понять: в многонациональном окружении Батыя (Джучингийн Бата) тюркская (кыпчакская) речь была официальным языком, несмотря на то, что Батый и его братья и самые главные ноёны (вельможи типа княжеких бояр-воевод у русичей) были монголами. В войске Батыя было много кыпчаков из нынешнего Казахстана и Южного Поволжья, и монгольские военачальники вынуждены были овладевать их речью. Да и по-монгольски, думаю, Болоту Бейшеналиеву - актёру тюркоговорящему (он кыргыз) - было бы труднее говорить, чем на родном тюркском.
Не разделяю восторга предыдущих рецензентов. Лично меня фильм абсолютно не впечатлил и показался скучноватым. К тому же, посыл фильма мне чужд. Получается, что Захар Беркут обрёк своих сыновей на смерть ради людей, живущих за Карпатами. То есть ради венгров и прочих иноземцев! Вот она предтеча "общечеловеков"!
Борис, совершенно с Вами согласна. Изобразительное решение здесь очень удачное. Мне, кстати, особо запомнились зимние сцены, кавалькада на фоне карпатского снега... Люди именно "вписаны" в этот пейзаж. Помню, что в посвященной фильму статье в журнале "Искусство кино" операторская работа В.Кваса была удостоена особой похвалы рецензента.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 30.12.2010 - 22:24:56
Мне посчастливилось увидеть этот фильм в кино, на широком формате. Впечатление незабываемое и от постановки, и от изобразительного решения, и от актерских работ Василия Симчича, Ивана Гаврилюка, Ивана Миколайчука, Антонины Лефтий, Константина Степанкова и других исполнителей. Здесь изобразительное решение, к счастью, не заслоняет актеров, как иной раз случалось в аналогичных по жанру фильмах.
Прекрасная экранизация национальной классики. Шедевр исторического кино, оставляет ощущение некой глубинной истинности повествования. Блестящая работа оператора и художника. Мощные, убедительные актерские работы. Василий Симчич в роли Захара Беркута -- и реальный человек той эпохи, и символ. Пета в исполнении Болота Бейшеналиева внушает настоящий ужас. Весь актерский ансамбль великолепен.
Золотой фонд украинского кинематографа, да, пожалуй, и европейского тоже. Без преувеличения.
отзывы
Шедевр исторического кино, оставляет ощущение некой глубинной истинности повествования.
И что это за прически?! Когда увидела Брондукова и Бейшеналиева, показалось, что детскую сказку смотрю, где всё гипертрофировано. Из-за их вида уже больше не могла воспринимать фильм серьезно. У Брондукова прическа аутентичная, но сделана абсолютно уродски. У Бейшеналиева современную прическу слегка "прилизали", чтобы сделать жалкое подобие монгольской. Толмач почему-то совсем налысо обрит. Да и у славян волосы чересчур длинные.
Золотой фонд украинского кинематографа, да, пожалуй, и европейского тоже. Без преувеличения.