Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

На дне жизни

Театральная хроника >>

В июле 1902 года была произведена реформа и сформировано "Товарищество Московского Художественного театра" на паях с участием членов труппы, сотрудников и людей, близких театру. Появилась новая репертуарная линия – общественно-политическая, связанной прежде всего с постановками пьес Максима Горького. Первые его пьесы - "Мещане", "На дне" были написаны специально для МХТ.
23 августа 1902 года труппе Художественного театра была прочитана пьеса "На дне". Страдания опустившихся на дно жизни обитателей ночлежки не оставили равнодушными артистов - в Художественном театре тех лет приоритет отдавали общественному миссионерству. Приступая к репетициям "На дне", Станиславский со своими актерами счел обязательным совершить экспедицию в реальную ночлежку, буквально — к прототипам горьковской драмы. Вдохновленный экскурсией на Хитров рынок, соприкосновением с бытом, которого прежде он не знал совершенно, Станиславский стремился в своей интерпретации пьесы показать не экзотику "дна", а его обыденность, не отделенность его от других слоев общества, а связность, общность с ними.
Работа над пьесой в МХТ шла трудно. Разработанный и созданный Станиславским режиссерский план изобиловал бытовыми деталями и подробностями. И этот знаменитый поход на Хитров рынок оставил очень разные впечатления у Станиславского и Немировича-Данченко, для которого было важно, что
в безнадежной игре с судьбой горьковские герои сохраняли главное - храбрость, силу духа, здравый смысл и чувство юмора. Немирович-Данченко искал на сцене "бодрую легкость" как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашел "настоящую манеру играть пьесы Горького", но сам эту манеру "просто докладывать роль" – не принял.
Разногласия постановщиков привели к тому, что впервые ни Станиславский, ни Немирович-Данченко не подписали афиши. Не появились имена режиссеров и тогда, когда определился оглушительный успех спектакля. "Стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении "Чайки". Такая же победа [...], — писала Книппер-Чехова мужу. — Главная-то красота спектакля та, что не сгущали краски, было все просто, жизненно, без трагизма. Декорации великолепны. Театр наш снова вырос".
Вскоре после премьеры Горький разочаровался в постановке и обвинил Художественный театр в идеологически неверном прочтении его пьесы. Станиславский невзлюбил себя в Сатине и всю постановку назвал "Малым театром".

Режиссеры: К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.
Художник В. А. Симов.
Сатин — К. С. Станиславский, Барон — В. И. Качалов, Лука — И. М. Москвин, Настя — О. Л. Книппер, Бубнов — В. В. Лужский, Васька Пепел — Л.М.Леонидов, Василиса — Е. П. Муратова, Квашня — М. А. Самарова, Медведев — В. Ф. Грибунин, Татарин — А. Л. Вишневский.
19 апреля
Домашний
20 апреля
Пятый канал
21 апреля
НТВ
21 апреля
Домашний
22 апреля
СТС
23 апреля
Домашний
24 апреля
СТС
25 апреля
ТВЦ
20 апреля
Амедиатека, HBO Max
22 апреля
Disney+
24 апреля
КиноПоиск HD
24 апреля
Netflix
25 апреля
START
25 апреля
Apple TV+
25 апреля
OKKO
9 мая
Peacock
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен