В
Саратовском театре русской комедии состоялась премьера нового спектакля
«Горько!..».
Жанр спектакля определен режиссером-постановщиком
Олегом Загуменновым как сценическая фантасмагория. Наверное, только в таком ключе и можно ставить
Зощенко и тем паче
Бонди. Парад гротесковых фигур – манерных жеманниц и чванливых спесивцев – проходит перед зрителями.
За сюжетную основу спектакля взята коротенькая пьеса давно расхватанного на афоризмы
Михаила Зощенко «Свадьба». В сюжетную ткань вплетены герои еще нескольких рассказов «пролетарского писателя с перепуганной душой», как назвал себя сам
Зощенко, и
Алексея Бонди, автора, незаслуженно незамечаемого современниками и забытого потомками. Но все они –
«герои одного романа».
Жанр, в котором работали и
Зощенко, и
Бонди, невероятно сложен для постановки. Когда зритель молчит на драматическом спектакле – можно гадать: он затаил дыхание или спит, заскучав. Комедия в этом отношении – жанр филигранный, каждая находка – укладывает свое лыко в строку: если зритель смеется, значит, цель достигнута. Но у
Зощенко – смех часто сквозь слезы: уж слишком узнаваемы, слишком часто встречаемы.
На премьере зрители хохотали, чутко отзываясь на каждую смешную реплику. А значит – авторов услышали.
Вместо постскриптума
После спектакля одна из зрителей в ожидании, когда немного уменьшится очередь в гардероб, зашла в кафе выпить чая. Увидела, сколько там еще желающих скоротать время, и ахнула:
«Здесь, наверное, не меньше чем на полчаса». Буфетчица подняла глаза:
«А вас сюда никто и не звал». Единственное утешение – кафе не имеет к театру никакого отношения.
Зощенко сегодня только начинается! Горько, господа!
обсуждение >>