В феврале
Малый театр представил зрителю новые спектакли и отметил юбилей народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР
Ирины Вадимовны Муравьевой. Примадонне театра 8 февраля 2009 года исполняется 60 лет.
Ирина Муравьева родилась в Москве. В 1967 году она поступила в драматическую студию при
Центральном детском театре и в 1970-м была принята в труппу этого коллектива, где проработала 7 лет. На сцене
ЦДТ Муравьева сыграла ряд разноплановых ролей, среди которых Любка Шевцова (
«Молодая гвардия» А.Фадеева), Виола (
«Двенадцатая ночь» У.Шекспира), Ворона (
«Снежная королева» Е.Шварца), а также роли мальчиков в спектаклях по пьесам
С.Михалкова – Шура Тычинкин (
«Сомбреро») и Федя Дружинин (
«2001-й год»).
С 1977 по 1991 год артистка работала в
театре им. Моссовета, где сыграла немало ролей в спектаклях по произведениям современных авторов (
«Комната» Э.Брагинского,
«Превышение власти» В.Черных,
«Цитата» Л.Зорина). Творческой удачей молодой актрисы стало исполнение роли Грушеньки в
«Братьях Карамазовых» по
Ф.М.Достоевскому. Параллельно с работой в театре с 1978 по 1982 год
Ирина Муравьева училась в
ГИТИСе им. А.В.Луначарского.
В 1993 году
Ирина Муравьёва становится актрисой
Государственного академического Малого театра. На старейшей драматической сцене
Муравьёва исполнила ряд центральных ролей в пьесах русского классического репертуара. Легкомысленная и наивная Мамаева (
«На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), молодящаяся кокетка Гурмыжская (
«Лес» А.Н.Островского), тонко чувствующая и непрактичная Раневская (
«Вишнёвый сад» А.П.Чехова), самовлюблённая и жадная Аркадина (
«Чайка» А.П.Чехова) – артистка блестяще раскрывает все эти характеры и привносит в них черты своей творческой индивидуальности: яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке. Ей одинаково доступны и лиризм, и острая характерность – вплоть до гротеска.
Ирине Муравьёвой нечасто доводилось играть отрицательных героинь, и потому в исполнении роли Матрены (
«Власть тьмы» Л.Н.Толстого) дарование актрисы открылось с новой стороны. Ей удалось сыграть достоверно и убедительно, донести до зрителя всю глубину и своеобразие толстовского текста.
Яркий талант, огромное обаяние и заразительный темперамент молодой актрисы не могли остаться незамеченными кинематографом.
Ирина Муравьева – одна из популярнейших актрис современного кино, миллионы зрителей России и ближнего зарубежья знают и любят фильмы с ее участием. Первой киноработой
Ирины Муравьёвой стала роль Сюзанны в фильме
«Чисто английское убийство» (1974 год). Далее последовали Людмила (
«Москва слезам не верит»), Нина Соломатина (
«Карнавал») и Надя Клюева (
«Самая обаятельная и привлекательная») – в этих образах полностью раскрылись блестящий артистизм
Муравьёвой, её великолепное чувство комического. За фильм
«Москва слезам не верит» в 1980 году
Ирина Муравьёва была награждена Государственной премией СССР.
В 1993 году она получила звание народной артистки России.
8 и 10 февраля на сцене старейшего театра России прошли показы первой премьеры 253-го сезона – пьесы
Максима Горького «Дети солнца».
В эпоху перемен так трудно поймать мимолетное счастье… Начало XX века – это период расцвета науки и искусства и вместе с тем предвестие великой катастрофы. В своей пьесе
«Дети солнца» Максим Горький поднимает вечные темы любви, одиночества, отчуждения и надежды на фоне того удивительного времени.
Многие пьесы
Горького уже шли в
Малом театре, но
«Дети солнца» появляются на его сцене впервые. Кроме того, это первое сотрудничество
Малого с известным режиссером-постановщиком
Адольфом Шапиро. Художник –
Владимир Ковальчук. Композитор –
Григорий Гоберник. В ролях –
Василий Бочкарев,
Евгения Глушенко,
Людмила Титова,
Людмила Полякова,
Светлана Аманова,
Глеб Подгородинский,
Виталий Коняев,
Виктор Низовой,
Александр Коршунов и другие.
15 и 23 февраля на сцене филиала
Государственного академического Малого театра (Большая Ордынка, 69) прошли показы спектакля по пьесе
А.Н.Толстого «Касатка». Марью Семеновну Косареву сыграла народная артистка России
Елена Харитонова.
Пьеса была написана в 1914 году, в 1915-ом
Алексей Толстой получил за нее Грибоедовскую премию.
«Касатка» – это легкая комедия о любви, обычаях и нравах провинциального дворянства, рассказ о том, чем жили в России до революции, как общались между собой, глубоко уважали чувства друг друга. Почему? Всё очень просто: людям того времени было присуще глубокое нравственное начало.
«В обществе была развита высочайшая культура семьи, брака и любви, которой мы теперь, к сожалению, лишены, – говорит режиссер-постановщик
Виталий Николаевич Иванов. –
В наше время отношения между мужчиной и женщиной выхолощены до наипростейших циничных форм. Мы слишком многое испортили своей бесконечной терпимостью».
Заслуженный деятель искусств России
В.Н.Иванов работает в
Малом театре с 1969 года, и уже ставил
«Касатку» с
Элиной Быстрицкой в заглавной роли ровно 35 лет назад. Нынешняя постановка создана для нового поколения актеров и зрителей. Режиссер очень доволен работой артистов:
«Я увидел настоящую веру в материал. Ведь для того, чтобы так искренне объясняться в любви на сцене, необходимо серьезно поработать – душой».
В ролях –
Александр Вершинин,
Владимир Дубровский,
Татьяна Лебедева,
Василий Зотов и другие. Художник-постановщик –
А.Глазунов. Композитор –
В.Чернышов.
1, 8 и 22 февраля на сцене филиала
Государственного академического Малого театра (Большая Ордынка, 69) прошли показы спектакля
«Безумный, безумный Генрих» по пьесе
Луиджи Пиранделло «Генрих IV».
Малый театр впервые обратился к творчеству
Луиджи Пиранделло – одного из самых ярких драматургов двадцатого столетия, чье творчество было близко таким мастерам театра и кино, как
Брехт и
Уильямс,
Стрелер и
Феллини. Имя
Пиранделло редко появляется на афишах театров с классическим репертуаром. Режиссер
Малого театра Владимир Бейлис с помощью художника
Эдуарда Кочергина попробовал совместить традиции и современность в этой необычной постановке.
«Генрих IV» – не историческая пьеса. Это сложная, но увлекательная психологическая драма о роковой «раздвоенности» современного интеллигентного человека. Герой на долгие годы теряет рассудок, возомнив себя средневековым германским императором
Генрихом IV. Однако, даже выздоровев, он предпочитает «оставаться в прошлом». Этот
Гамлет нашего века, много лет мечтавший о мести, всю жизнь хотел говорить людям правду в глаза. Но современный интеллигент не может себе такого позволить, в отличие от средневекового императора.
Для
Пиранделло очевидно – в наше время лучше быть умалишенным, чем свидетелем происходящего вокруг.
«Я выздоровел, господа, потому что прекрасно умею изображать сумасшедшего, и делаю это спокойно! Тем хуже для вас, если вы с таким волнением переживаете свое сумасшествие, не сознавая, не видя его», – говорит герой.
Композитор – народный артист России
Григорий Гоберник. В ролях –
Вячеслав Езепов,
Ольга Пашкова,
Виталий Петров,
Александра Иванова,
Степан Коршунов,
Сергей Вещев и другие.
обсуждение >>