Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на спектакли >>

В репертуаре «Современника» есть спектакль, оправдывающий название театра на все сто процентов. «Враги: история любви» современны во всем: постановкой, затрагиваемыми темами, образом слабого мужчины - самого, пожалуй, избитого предмета насмешек ныне, юмором. Истории четырех евреев - мужчины по имени Герман и трех его женщин, - прошедших Холокост и пытающихся после войны начать жизнь с новой страницы, заставляют одновременно хохотать и плакать, сочувствовать и осуждать, критиковать и находить оправдания в ту же секунду. Великолепный актерский ансамбль из трех сильных актрис и, пожалуй, самого многогранного актера «Современника», Сергея Юшкевича, порождает такой сгусток эмоций, нерва, страданий, боли и недополученного счастья, что на выходе ты либо пуст полностью (и оттого чист, и свеж, и жаждешь нового), либо полон до краев и потому готов делиться — и любовью, и счастьем, и ощущением, что «штык больше не тычет в тебя сквозь сено». Устраивать зрителям такую мощную разрядку с любым из вышеописанных финалов — это ли не главное предназначение театра?

Враги: История любви.
фото: Пресс служба "Современника"

Ставить спектакль по одноименному роману Нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера доверили Евгению Арье. Лауреат бесчисленного количества наград, он обошелся с материалом предельно корректно и вежливо. Не упростив, не утяжелив, а скорее — чуть «взлохматив» героев, сделав их еще более трогательными, родными, вызывающими сострадание и жалость, нежность и любовь, а главное - бесконечное желание защитить от всей боли, что обрушила на них жизнь.

Алена Бабенко
фото: Пресс служба "Современника"

Алену Бабенко (Ядвига), нынешнюю супругу Германа, — не узнать (как минимум до первого крупного «экранного» плана). «Пшекающий» акцент, заплаканное лицо без грамма косметики, согбенная раболепная фигура бывшей служанки, обожающей своего господина. Её покорность и наивность, только единожды взрывающиеся в истерике, буквально на краткий миг, - основа всего спектакля, его незыблемое спокойствие. Жаль, Герман не понимает, что она и есть его спасение после всех пережитых тягот.

Чулпан Хаматова
фото: Пресс служба "Современника"

А тянет Германа, естественно, на горяченькое. Знойная Чулпан Хаматова (Маша) - его любовница, после Холокоста закалившаяся настолько, что ей не страшен сам черт, - она и с ним готова шутить про газовые камеры. Жесткая, стильная, сексуальная, она, конечно же, сводит Германа с ума: силой, стальной хваткой и страстью если не к нему, то хотя бы к самой жизни, - ему этой энергии ой как не хватает. Она вьет из него веревки, толкает на поступки, к которым он не готов, ломает его и в то же время только она и дает Герману жизнь. Но такая жизнь всегда неминуемо заканчивается катастрофой... О чем его и предупреждает внезапно ожившая жена из прошлого — Тамара (Евгения Симонова).

Евгения Симонова
фото: Пресс служба "Современника"

Тамара — выстраданный, выхолощенный, почти умерший человек, потерявший самое дорогое - детей, видевший их смерть, сумевший выжить, но не научившийся снова жить. Её хромота, вызванная «уже ставшей кошерной» пулей — скорее психосоматическая, как у доктора Ватсона. Немцы выбили почву у неё из-под ног - и она никак не может нащупать её снова. И только появление в её жизни Германа, еще более запутавшегося и несчастного, возвращает ей пусть ныне печальные, но все же светлые моменты любви, меняет её, делает увереннее. А ребенок Германа, которого ждет Ядвига, — дарит надежду на жизнь, её продолжение и пусть еле заметный, чуть теплящийся, но все же свет в конце тоннеля.

Сергей Юшкевич
фото: Пресс служба "Современника"

Герман Сергея Юшкевича, мечущийся между этих трех женщин, и слаб, и несгибаем одновременно. Чудом спасшийся от немцев благодаря Ядвиге, прятавшей его у себя на сеновале, он считает себя обязанным ей, не смеет бросить, готов любить, да только не может. Любит он другую, с которой, он понимает, нет будущего, но зато без нее нет настоящего, а тут еще и прошлое внезапно обрушивается на него возвращением жены, которую он давно похоронил и оплакал. И к ней он тоже тянется, потому что всё, чем он жил раньше, вся его спокойная довоенная жизнь слились в ней одной. Каждая из трех женщин дорога ему по-своему, ни одной из них Герман не может и не готов причинить боль, — но неумением остановиться, выбрать, принять решение он причиняет её постоянно. Но настрадавшийся за время войны, всё еще не верящий в то, что немцы не придут и не захватят всех снова, он боится потерять хоть что-то дорогое для него, пусть даже ценой лжи, уверток, надежд на «авось». Ему хочется, чтобы всё вокруг оставалось максимально неизменным, хоть чуть-чуть сохраняло тепло, согревало его, не давало штыку нащупать путь до его головы.

Чулпан Хаматова и Сергей Юшкевич
фото: Пресс служба "Современника"

Соавтором Евгения Арнье в этой постановке стал Семен Пастух. Это благодаря ему спектакль стал настолько «кинематографическим». Крупные планы героев во время самых интимных разговоров показывают на экранах. Двигающиеся панели создают эффект покадровой смены локаций. Сами декорации просты, поэтому игра актеров в них выглядит еще более масштабной и мощной. Наконец, точное и объемное использование звуков вместо дорогостоящей и порой банальной визуализации. Отдельного упоминания заслуживает автор музыки — Ави Беньямин, сумевший сделать не просто звуковой фон, а полноценный, независимый саундтрек, которым хочется наслаждаться и отдельно от спектакля.

Чулпан Хаматова и Сергей Юшкевич
фото: Пресс служба "Современника"

«Враги: история любви» - обладатель "Золотой Маски" в номинации "Специальная премия жюри" 2012 года, номинации "Событие года" Премии Станиславского 2012 года и приза "Звезда Театрала" за лучший актерский ансамбль так же в 2012 году.

обсуждение >>

№ 1
Katerina Aryasova   31.03.2021 - 13:15
Смотрела два раза и кажется пойду еще раз. Сильный, оставляющий большое впечатление спектакль. Игра актеров, нерв самого действия завораживает! В восторге! читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram