В Москве начался международный фестиваль моноспектаклей Solo
В Москве девятый раз стартовал Международный фестиваль моноспектаклей Solo: за почти две недели, до 12 октября, в Театральном центре на Страстном пройдет 16 спектаклей одного актера, поставленных в России, Италии, Латвии, Франции, Польше, Румынии и США.
По сравнению с прошлым годом фестиваль подрос (в 2015-м в программу вошли 14 спектаклей), а также продемонстрировал идеальный баланс отечественного и иностранного театра: восемь на восемь. Финальным аккордом станет французский моноспектакль «Красная машина» в исполнении Дени Лавана, созданного, правда, в Пекине. По случаю его скорого приезда за неделю до начала фестиваля в Театральном центре устраивали день кинопоказов «В ожидании Дени…», который справедливо можно обозвать ретроспективой Леоса Каракса. За сутки можно было увидеть «Парень встречает девушку», «Дурную кровь», «Любовников с Нового моста» и «Корпорацияю “Святые моторы”» - шедевры французского кино, где Лаван играл Алекса, вечное альтер-эго постановщика. Артист уже участвовал в фестивалях Solo - четыре года назад он играл Луи-Фердинанда Селина в моноспектакле «Заставить аллигатора танцевать под флейту Пана».
Не первый раз в фестивале участвует авангардный режиссер
Клим (Владимир Клименко), именующий себя на афише не иначе, как тренером. В прошлом году в таком же чине он представлял моноспектакль «
Пушкин: сказки для взрослых…», в этом - «
Идиота» («
несуществующие главы романа “Идиот”»). Длящуюся около двух с половиной часов постановку несет на себе артист
Степан Мощенко - и его существование в помещении «Боярских палат СТД РФ», где проходит часть показов фестиваля, напоминает, скорее, аскезу, а не размашистый бенефис. Артист в поле зрения публики появляется не раньше, чем через десять минут, заговаривает и того позже - сначала с длительными паузами, затем становится всё более многословным, но после каждого монолога на время будто выключается, замирает где-то, лежа ли под койкой, слушая ли церковную музыку в наушниках, повернувшись спиной к публике. Человек по фамилии Фердыщенко размышляет о вечном, о боге («
Бог не равно любовь, Бог равно закон», - чертит на доске Мощенко), о понятии «хороший человек», о том, позволительно ли философствовать с такой фамилией, не засмеют ли (да конечно засмеют).
Спектакль Клима, ученика
Анатолия Васильева и
Анатолия Эфроса, - неспешный, гипнотизирующий, от которого в начале ждешь вообще полного бездействия, что зритель окажется «заперт» на сто сорок минут наедине с собой. Не случайно режиссер перед спектаклем не только попросил выключить телефоны, но и посоветовал не стесняться - уходить в любой момент, как только станет скучно. «
Спектакль ни о чем», - добавил с усмешкой Клим. Каждый час некоторые охотно этому совету следовали. Несколько девушек упорно досидели до победного и перешептывались («
Претензия на гениальность»), встречая смешками почти каждую реплику. «Идиот», лихо решенный светом, как внутренний диалог, длящийся с сумерек до рассвета, а потом снова до сумерек, оказывается примерно про это: насколько неуютно бывает наедине с собой (если без трюков и совсем уж серьезно).
Уже напрямую по
Достоевскому, по фантастическому рассказу «Сон смешного человека», оказался моноспектакль
Федора Малышева «
Смешной человек», поставленный в «
Мастерской Петра Фоменко». Монолог героя, «познавшего истину», происходит под живой аккомпанемент группы «Бесы» (дирижер
Полина Агуреева). Сам же Малышев в уличной одежде и черном чепце, которые сменяются костюмом Адама, а затем костюмом-тройкой, рассказывает подробности своего удивительного прозрения. Когда он уже хотел покончить с собой, мысль о внезапном сострадании к просившей помощи девочке заставляет его задуматься - и он «
вопросами отдалил выстрел». Затем он заснул - и увидел смерть, а потом - утопию, царство истины. Спектакль в жанре «концертданеконцерт в рамках вечера проб и ошибок» одновременно похож на музыкальную проповедь и столь же музыкальную исповедь: инструменты озвучивают пробивающиеся во внутренний мир человека голоса и действия внешнего мира, вступают с ним в конфликт или звучат в унисон. «Смешной человек» - лаконичная и бойкая зарисовка о человеческой природе, которая готова потерять естественную истину ради истины, которую ей снова объяснят, по науке. Да и любить оступившихся, право, проще, чем безукоризненных.
"Оступившаяся" - это и про героиню пьесы
Ярославы Пулинович «
Наташина мечта», которую на фестивале представили аж в двух вариантах - из Ханты-Мансийска и Бостона в постановке
Анны-Ксении Вишневской и
Игоря Голяка соответственно. Главная героиня - девочка из детдома Наташа, которая на спор прыгает из окна третьего этажа, и это событие сводит ее в больнице с молодым сотрудником местной прессы - студентом, занимающимся криминальной хроникой на последней странице газеты. Впервые столкнувшись с неравнодушием, Наташа влюбляется и мечтает услышать «
Наташа - ты реально самая крутая девчонка на Земле. Выходи за меня замуж», но у выполнявшего редакционное задание Валеры другие планы, что и толкает девушку на преступление. В постановке Анны-Ксении Вишневской убедительно солирует
Татьяна Ахмадыршина в декорации исполинского шкафа: подъезда, если двери закрыты, и тюремной камеры - если его распахнуть. Все её действия доведены до автоматизма: глажка, обход, обед, обход, прогулка, обход - и так далее. Возрастной рассинхрон между героиней и исполнительницей сообщает «Наташиной мечте» дополнительный объем: будто это не только монолог подсудимой, но вечное воспоминание лучших дней жизни человека, который заперт в череде повторяющейся обыденности.
Расписание фестиваля.
обсуждение >>