Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на спектакли >>

В Москве начался международный фестиваль моноспектаклей Solo

Двойной Достоевский в Театральном центре на Страстном

В Москве девятый раз стартовал Международный фестиваль моноспектаклей Solo: за почти две недели, до 12 октября, в Театральном центре на Страстном пройдет 16 спектаклей одного актера, поставленных в России, Италии, Латвии, Франции, Польше, Румынии и США.

По сравнению с прошлым годом фестиваль подрос (в 2015-м в программу вошли 14 спектаклей), а также продемонстрировал идеальный баланс отечественного и иностранного театра: восемь на восемь. Финальным аккордом станет французский моноспектакль «Красная машина» в исполнении Дени Лавана, созданного, правда, в Пекине. По случаю его скорого приезда за неделю до начала фестиваля в Театральном центре устраивали день кинопоказов «В ожидании Дени…», который справедливо можно обозвать ретроспективой Леоса Каракса. За сутки можно было увидеть «Парень встречает девушку», «Дурную кровь», «Любовников с Нового моста» и «Корпорацияю “Святые моторы”» - шедевры французского кино, где Лаван играл Алекса, вечное альтер-эго постановщика. Артист уже участвовал в фестивалях Solo - четыре года назад он играл Луи-Фердинанда Селина в моноспектакле «Заставить аллигатора танцевать под флейту Пана».


Двойной Достоевский в Театральном центре на Страстном

Не первый раз в фестивале участвует авангардный режиссер Клим (Владимир Клименко), именующий себя на афише не иначе, как тренером. В прошлом году в таком же чине он представлял моноспектакль «Пушкин: сказки для взрослых…», в этом - «Идиота» («несуществующие главы романа “Идиот”»). Длящуюся около двух с половиной часов постановку несет на себе артист Степан Мощенко - и его существование в помещении «Боярских палат СТД РФ», где проходит часть показов фестиваля, напоминает, скорее, аскезу, а не размашистый бенефис. Артист в поле зрения публики появляется не раньше, чем через десять минут, заговаривает и того позже - сначала с длительными паузами, затем становится всё более многословным, но после каждого монолога на время будто выключается, замирает где-то, лежа ли под койкой, слушая ли церковную музыку в наушниках, повернувшись спиной к публике. Человек по фамилии Фердыщенко размышляет о вечном, о боге («Бог не равно любовь, Бог равно закон», - чертит на доске Мощенко), о понятии «хороший человек», о том, позволительно ли философствовать с такой фамилией, не засмеют ли (да конечно засмеют).

Спектакль Клима, ученика Анатолия Васильева и Анатолия Эфроса, - неспешный, гипнотизирующий, от которого в начале ждешь вообще полного бездействия, что зритель окажется «заперт» на сто сорок минут наедине с собой. Не случайно режиссер перед спектаклем не только попросил выключить телефоны, но и посоветовал не стесняться - уходить в любой момент, как только станет скучно. «Спектакль ни о чем», - добавил с усмешкой Клим. Каждый час некоторые охотно этому совету следовали. Несколько девушек упорно досидели до победного и перешептывались («Претензия на гениальность»), встречая смешками почти каждую реплику. «Идиот», лихо решенный светом, как внутренний диалог, длящийся с сумерек до рассвета, а потом снова до сумерек, оказывается примерно про это: насколько неуютно бывает наедине с собой (если без трюков и совсем уж серьезно).

Двойной Достоевский в Театральном центре на Страстном

Уже напрямую по Достоевскому, по фантастическому рассказу «Сон смешного человека», оказался моноспектакль Федора Малышева «Смешной человек», поставленный в «Мастерской Петра Фоменко». Монолог героя, «познавшего истину», происходит под живой аккомпанемент группы «Бесы» (дирижер Полина Агуреева). Сам же Малышев в уличной одежде и черном чепце, которые сменяются костюмом Адама, а затем костюмом-тройкой, рассказывает подробности своего удивительного прозрения. Когда он уже хотел покончить с собой, мысль о внезапном сострадании к просившей помощи девочке заставляет его задуматься - и он «вопросами отдалил выстрел». Затем он заснул - и увидел смерть, а потом - утопию, царство истины. Спектакль в жанре «концертданеконцерт в рамках вечера проб и ошибок» одновременно похож на музыкальную проповедь и столь же музыкальную исповедь: инструменты озвучивают пробивающиеся во внутренний мир человека голоса и действия внешнего мира, вступают с ним в конфликт или звучат в унисон. «Смешной человек» - лаконичная и бойкая зарисовка о человеческой природе, которая готова потерять естественную истину ради истины, которую ей снова объяснят, по науке. Да и любить оступившихся, право, проще, чем безукоризненных.

"Оступившаяся" - это и про героиню пьесы Ярославы Пулинович «Наташина мечта», которую на фестивале представили аж в двух вариантах - из Ханты-Мансийска и Бостона в постановке Анны-Ксении Вишневской и Игоря Голяка соответственно. Главная героиня - девочка из детдома Наташа, которая на спор прыгает из окна третьего этажа, и это событие сводит ее в больнице с молодым сотрудником местной прессы - студентом, занимающимся криминальной хроникой на последней странице газеты. Впервые столкнувшись с неравнодушием, Наташа влюбляется и мечтает услышать «Наташа - ты реально самая крутая девчонка на Земле. Выходи за меня замуж», но у выполнявшего редакционное задание Валеры другие планы, что и толкает девушку на преступление. В постановке Анны-Ксении Вишневской убедительно солирует Татьяна Ахмадыршина в декорации исполинского шкафа: подъезда, если двери закрыты, и тюремной камеры - если его распахнуть. Все её действия доведены до автоматизма: глажка, обход, обед, обход, прогулка, обход - и так далее. Возрастной рассинхрон между героиней и исполнительницей сообщает «Наташиной мечте» дополнительный объем: будто это не только монолог подсудимой, но вечное воспоминание лучших дней жизни человека, который заперт в череде повторяющейся обыденности.

Расписание фестиваля.
Двойной Достоевский в Театральном центре на Страстном

Поиск по меткам

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
детский фильм, приключения, фэнтези
Бельгия, 2023
криминальный фильм, триллер
США, 2023
триллер
США, 2023
фэнтези
Великобритания, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен