C огромным успехом прошли в Москве гастроли норвежского
БЕРГЕН ПРОЕКТТЕАТРа, привозившего российским зрителям свою версию
«Пластилина» в постановке Турлифа Бамле.
Зрительный зал
Центра драматургии и режиссуры на Беговой был переполнен на обоих показах. Сам
ЦДР начинался со спектакля
«Пластилин», поэтому приезд сюда норвежцев можно уверенно назвать событием знаковым.
Пьеса
Василия Сигарева «Пластилин» рассказывает о полной трагизма жизни в провинциальном городе подростка Максима, у которого в жизни только одна радость – лепить из пластилина свой мир. Между тем, реальный мир, общество отторгает его, чувствуя в нем противовес, враждебную силу, непокорность. Общество пытается всеми силами сломать мальчика: так выходит, что каждый встречный норовит пнуть, плюнуть, растоптать – учителя, друзья, прохожие – все.
Что же привлекло в этой очень российской пьесе добропорядочных, обеспеченных комфортом норвежцев? Смогли ли они прочувствовать трагедию так, как понимаем ее мы, люди, привыкшие к хамству, немотивированной злобе, безнравственности, равнодушию в конце-концов? Что же они сумеют нам преподать? Такие вопросы мучили каждого зрителя до того, как погас свет и на сцене появились герои.
Признаться, скептическое отношение к спектаклю ДО просмотра очень подогрел автор –
Василий Сигарев, который охарактеризовал постановку коротким нецензурным словом и сказал, что
Кирилла Серебренникова никто еще не переплюнул, хотя он видел уже немало версий
«Пластилина».
Несмотря на такую невеселую оценку, спектакль с первых же секунд захватил сознание и не отпускает вот уже третий день. Норвежцы совершили невозможное. Они приняли
«Пластилин» близко к сердцу и сумели найти в нем то, что эмоционально взрывает зрителя. Это очень больно смотреть. Мясо, живое мясо, голые чувства, не прикрытые ничем. Играли жестко, реалистично, смело. Именно реализм шокирует, ведь мы привыкли к образности, поэтично выстроенным мизансценам, метафорам. А норвежцы бьют в лицо своей откровенностью (техника игры так и называется – In your face).
Талантливая игра и реализм – это еще не все. Норвежский
«Пластилин» берет зрителя в кольцо, не оставляя ему возможности вырваться еще и невероятным использованием сценического пространства. Часть действия происходит ЗА пределами сцены, и мы видим героев на спроецированном изображении на большом экране, подсмотренное словно через камеры слежения. Получается, что театр временами перетекает в кино, действие из трехмерного превращается в двумерное, уравнивая зрителей, сидящих в разных концах зала, и не давая ни малейшего шанса заглянуть с другой стороны. Некоторые персонажи вываливаются из этого двумерного пространства, и мы наблюдаем их сразу с двух сторон - наяву, в зоне видимости, и на экране - с того ракурса, где установлена камера.
По окончании очень долго не отпускало, люди не расходились, делясь в фойе впечатлениями. Большим достижением можно назвать то, что постановка понравилась не только простым зрителям и критикам, но и, что важно, актерам русского
«Пластилина».
Ольга Хохлова (4 роли в спектакле):
Огромное количество вещей, которые немедленно хочется использовать. Жалко, что Серебренников не видел. Очень хотелось бы знать его мнение.
И конечно, хочется обратиться к Сигареву: Васечка, пиши для нас! Это так талантливо! Так трогательно! Пожалуйста, пиши для нас!
Сергей Мухин (Лёха):
Мы редко играем сейчас, но вот норвежцы - молодцы, подняли знамя и несут его дальше. «Пластилин» – бессмертен.
К сожалению, спектакля
театра Бергена мы, наверное, больше не увидим. Зато в 20-х числах июня российская труппа будет собираться, чтобы сыграть
«Пластилин», с которого все начиналось, на сцене
ЦДР. Не пропустите!
обсуждение >>