Зов предков, или Как я стал предателем
В уютном салоне частного самолета, летящего из Гонконга в Москву, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ Джеймс Сноу (
Арнас Федаравичус) напряженно смотрит по телевизору новости. Накануне вояжа Сноу обнародовал секретную информацию, согласно которой американские спецслужбы нарушили все возможные права на неприкосновенность частной жизни граждан множества стран. По просьбе ведущего новостей приглашенный эксперт-политолог выступает с уверенным прогнозом о последствиях подвига Сноу: чтобы как-то отвлечь внимание общественности от скандала, власти США, скорее всего, спровоцируют военный конфликт в одной из стран бывшего СССР.
Тут хочется написать "занавес". Но это только увертюра: в салон самолета входит бывший чекист Карпенко (состаренный
Александр Робак) и намекает новоиспеченному предателю, что знает о его происхождении кое-что интересное. И рассказывает Сноу сказку о том, как сама судьба привела его на родину предков.
Начинается история родословной Сноу почему-то в застенках КГБ в 1985 году. Полковник Карпенко на пару с капитаном Громовым (
Цыганов) участвуют в операции по зачистке родного органа от переметнувшихся в антисоветские ряды шпионов. Преданный службе Карпенко уже в разводе, с ним не разговаривает дочь (
Полина Ауг), и побаиваются коллеги (валютная проститутка Лена (
Виктория Романенко) просто называет шефа Мефистофелем). Громов пока что еще женат на дочери генерала КГБ Дмитриева (
Георгий Тараторкин) Наталье (
Юлия Снигирь), которая зовет мужа исключительно по фамилии и регулярно предлагает ему больше не возвращаться домой с любимой работы. Как назло, в разгар этого вялого супружеского конфликта за воротами загородного дома Дмитриевых появляется натальин "друг детства" (и тезка ее десятилетнего сына) Артем (
Михаил Гаврилов). После чего все, кому не лень, ежесерийно спрашивают озверевшую Наталью, счастлива ли она в браке.
В качестве аперитива к локальной адаптации сериала
"Родина", который выйдет на канале "Россия" через полгода, "Первый" выпустил восьмисерийную шпионскую драму под зловещим названием
«С чего начинается Родина». Эдакий беспощадный телевизионный сплав - страшненькое дитя семерых отцов. Эксплуатирующий ностальгию (
"Тасс уполномочен заявить",
"Утомленные солнцем"), внимательный к современным тенденциям (та же
"Родина" и весь
Ле Карре), «С чего начинается Родина» успевает еще и погрозить пальчиком загниващему Западу. Это первая "художественная" антиамериканская пропаганда со времен рухнувшего Совка, от чего становится не по себе, потому что явно не последняя.
Совершенно непонятно, что в этом напрочь лишенном чувства юмора сериале делает давно ставший инструментом пародии титр о вымышленных персонажах и случайных сходствах с реальными фигурами. Учитывая неприкрытую очевидность того факта, что за основу для сценария к сериалу
Александр Бородянский (сценарист таких фильмов как
"Афоня",
"Курьер" и
"Город Зеро") взял историю предателя Гордиевского - советского шпиона, работавшего на британскую разведку. Попавшему под подозрение Гордиевскому удалось сбежать в Лондон, где он с удовольствием раздавал интервью, писал книги, разоблачающие методы работы КГБ, фотографировался со знаменитостями - в общем, развлекался и бесил бывших коллег, как только мог. В сериале Гордиевского зовут Гордовским, он сбегает в первой же серии, активируя таким образом ненависть истинного патриота Карпенко.
Джеймс Сноу (кропотливо воспроизведенный художником по костюмам Эдвард Сноуден) хоть и служит предлогом для, собственно, пропаганды, и появляется в кадре на три минуты, становится чуть ли не ключевой фигурой повествования. Зритель будет занят догадками о том, кем же Сноу приходится Громову (и очень может быть, что никем). Не покидает ощущение, что история со Сноу - наспех дописанный и вставленный пролог, отвечающий стандартам политики партии. С первых же минут сериала многомиллионной аудитории Первого канала уверенным тоном объясняют, кто виноват в актуальном конфликте России и Украины. Вопиющая прямолинейность. И неприятно, что зрителей этой пропаганде обеспечивают такие замечательные актеры как Цыганов, Робак и
Сафонова (Снигирь, увы, даже стерву осилить не в состоянии). Анализировать этот сериал с какой-то другой точки зрения кажется делом бесполезным и лишним. Он все равно сделан для того, чтобы пробудить в гражданах нашей страны зверский патриотизм. И он эту функцию наверняка выполнит.
обсуждение >>