Главный отечественный сериал года
С выходом отечественного сериала
«Оттепель» случилось что-то невероятное: соцсети захлебнулись прямой трансляцией зрительских впечатлений, каждый второй обнаружил себя знатоком эстетики 60-х, слово "холодильник" молниеносно стало мемом,
Волобуев восторженно раскритиковал "аккуратные такие телевизионные восьмерочки" (в том смысле, что сериал о временах кинематографических экспериментов технически снят слишком просто), но в итоге зрители просят творческую группу сериала на бис.
Разведенный оператор Виктор Хрусталев (
Евгений Цыганов) после трехдневного запоя узнает, что его приятель сценарист Костя Паршин (
Фёдор Лавров) по окончании этой ударной гулянки выпал из окна своей комнаты. На поминках Паршина молодой режиссер Егор Мячин (
Александр Яценко) в сердцах толкает обвинительную речь (адресованную всем присутствующим и отсутствующим) и проговаривается о том, что Паршин оставил ему гениальный сценарий. Хрусталев предлагает Мячину снять фильм по этому сценарию. Но на дворе 61 год. Директор Мосфильма (
Владимир Гостюхин) - военный, бывший партизан, чей покой охраняет строгая секретарша. Запись на прием производится на месяцы вперед. Мячин - никто, выпускник ВГИКа, на его счету всего одна дипломная короткометражка. А Хрусталев успел испортить отношения с доброй половиной коллег и в разговорах упоминается не иначе как "сволочь и гад". Ситуация меняется, когда заслуженный лауреат Сталинской Премии режиссер Кривицкий (
Михаил Ефремов) на съемках проб к новому фильму "Девушка и бригадир", потянувшись за припрятанной бутылкой коньяка, падает с партикабля и ломает себе копчик. По протекции народного артиста Будника (
Павел Деревянко) Хрусталев получает предложение заменить Кривицкого и доснять пробы. Визионер Хрусталев соглашается на эту неинтересную для него работу с условием, что после съемок ему и Мячину дадут разрешение снимать фильм по сценарию Паршина.
[ахтунг, спойлер >>]И тащит Мячина с собой на площадку в качестве режиссера-стажера. Но начинает немного жалеть об этом, когда Мячин приглашает на пробы сначала бывшую жену Хрусталева Ингу (Виктория Исакова), а затем его же действующую тайную любовницу Марьяну (Анна Чиповская). Вишенкой на этом производственно-мелодраматическом торте выступает следователь Цанин (Василий Мищенко), обвиняющий Хрусталева в смерти Паршина.
Когда тебе нет даже сорока, судить о достоверности изображения того времени, отношений и характеров можно только по фильмам соответствующего периода и мемуарам очевидцев. Но лучше не судить вообще, а, по возможности, расслабиться и наслаждаться.
Валерий Петрович Тодоровский еще в 2008 году обозначил свой круг интересов, сняв фильм
"Стиляги". Жанровые особенности "Стиляг" отметали всякую возможность серьезного анализа на тему каких бы то ни было соответствий. Есть реальность, а есть порожденный поп-культурой миф. Тодоровский скрестил этот миф с детскими воспоминаниями и снял сериал про некую параллельную реальность, где за каждым персонажем - по три известных прототипа. При этом режиссер через океан передает привет вдохновившему его создателю сериала
"Безумцы" Мэттью Вайнеру и не забывает отдать дань уважения, например,
Марлену Хуциеву. От "Безумцев" "Оттепель" унаследовала ритм и эстетику, неохотно пропуская американский лоск сквозь фильтр скромных советских возможностей. Гардероб актрис не меняется с каждой новой серией, Люся курит папиросы "Казбек", а Инга живет с дочерью Асей в коммуналке. Из
"Заставы Ильича" здесь декламация поэтов-шестидесятников и подчистую переснятая квартирная вечеринка.
В сердце американского кинопроизводства лежит постулат о том, что история, которую ты рассказываешь, так или иначе должна быть про тебя. Пиши то, о чем знаешь - и тебе, как минимум, поверят. Тодоровский, пообщавшись с Вайнером, сделал верный вывод, и вот результат - он снял один из лучших современных отечественных сериалов. У каждого героя свой неповторимый образ, и видно, что за бессмертной фразой
Регины Марковны стоит фигура ее реального автора, что когда-то по Мосфильму (или по киностудии в Одессе) разгуливала мужеподобная некрасивая операторша, что у какого-нибудь режиссера, лауреата Сталинской Премии, была ревнивая жена, которая верила всему, что пишут в газетах.
То, что все принялись играть в игру "угадай кто?" и мучить Тодоровского вопросами, какие прообразы стоят за фигурами персонажей фильма - вполне закономерно. Кому-то хочется видеть в Инге Хрусталевой
Людмилу Гурченко (только у Гурченко проблемы с работой появились по политическим причинам, а не потому что она проваливала прослушивания). Ассоциации, вызванные персонажем Яценко, лежат в широком диапазоне от
Шукшина до
Тарковского. Паршин, понятное дело, -
Геннадий Шпаликов. Только ведь у Шпаликова была совершенно другая судьба. Он прошел путь от головокружительного успеха к забвению и нищете всего лишь потому, что в трудную минуту помог другу, бывшему на тот момент в опале. Искать черты известных личностей в героях "Оттепели" занятно, но немного неправильно. Сам режиссер довольно разумно заметил, что выглядел бы глупо, если бы снял фильм про реальных людей. Тем более, что его Хрусталев - все-таки
Дон Дрейпер (когда заходит речь о том, что Хрусталев не был на войне, вспоминаешь, что Дрейпер с войны удрал).
С "Оттепелью" всё так удачно сложилось именно потому, что все, кто приложил к созданию этого сериала руку, не понаслышке знали, о чем идет речь. И дело даже не в том, как там на самом деле было в 60-х (хотя старшее поколение кинематографистов подтверждает), и не в том, как красиво в фильме курят и как много пьют (а курят они уже даже не как в "Безумцах", а как в
"Хелльфьорде"), а именно в этих рабочих моментах. В этих индивидуальных особенностях людей, которые участвуют в создании кино. И как это кому-то пришло в голову сказать Тодоровскому, что этот "междусобойчик" будет мало кому интересен? "Оттепель" - это как история, которую тебе увлекшийся приятель рассказывает на кухне, разыгрывая в лицах всех персонажей. Он их знает, он их изучил и у него скопилось множество баек, которыми грех не поделиться. И это просто не может быть неинтересно.
Смотрите сериал «Оттепель» онлайн на kino-teatr.ru
обсуждение >>