Страсти Ханны


статья


4 сентября 2006

Несколько лет с московской сцены не сходил спектакль "Ханна" с Анной Каменковой в заглавной роли. В чем секрет его успеха? Ответ однозначен - потрясающая игра Каменковой, для которой и был создан этот проект. Ведь режиссером являлся ее муж - известный театральный режиссер Анатолий Спивак. Да и продюсер Независимого Театрального Проекта Эльшан Мамедов признался, что Анна Каменкова - одна из его любимых актрис.
Первый раз я попал на эту постановку в ноябре 1999 года, когда она еще считалась премьерой. Впечатление как от взрыва атомной бомбы. Бывают такие события в жизни, которые трудно вписать в общепринятые рамки. "Ханна" - одно из них. Вроде бы ничего особенного не происходит - обычные бытовые сцены, но в душе все переворачивается и выорачивается наизнанку. Тебе не хватает кислорода, чтобы крикнуть по окончании пьесы "Браво", и ты выходишь из-за с чувством жалости и горя не к героям, а к самому себе. Мрачно сказано, но именно для размышлений о себе и существует "Ханна".
По сюжету в гости к примадонне Королевского театра (что в Копенгагене) Ханне Хейберг заявился ночью Ганс-Христиан Андерсен. Для чего? Он и сам поначалу не осознает. Но эту памятную встречу оба запомнят надолго, потому как превратилась она в ночь исповедей и фантазий. И не знакомство ли с Ханной подтолкнуло Андерсена написать сказку "Снежная королева"? Хотя она и в подметки не годится печальной и душераздирающей истории жизни Ханны и Ганса-Христиана, своеобразных Герды (или Снежной королевы?) и Кая.
Спектакль Спивак поставил по пьесе П.-У. Энквиста с минимумом декораций, но они не теряются на сцене, а наоборот служат актерам, как особый элемент общения со зрителем. Игра актеров (в частности, Александра Козлова из Театрального Братства Мысиной, сыгравшего Андерсена, и, конечно же, самой Каменковой) завораживает, заставляет забывать о своих проблемах и сопереживать героям, несмотря на нелицеприятную правду о них. Это не слащавая мелодрама и не "чернуха", а рассказ о людях искусства с их тревогами и печалями, о цели творца, о мире, где все и вся против тебя. Это мысль о надежде на то, что будет лучше, чем сейчас, но нужно пройти свои испытания. Это пьеса о сострадании, которого в жизни так не хватает. Поэтому зрители и выходили из зала загруженные под завязку, но просветленные. Я сам каждый раз (а ходил аж четыре - с интервалом в полгода) открывал в пьесе что-то новое для себя. Такова суть этого спектакля, который, к большому сожалению, уже не идет. Это и понятно - не каждый выдержит играть такую роль много лет. А "Ханна" шла все же долго - около пять лет.
Сама Анна Каменкова рассказывала, что очень любит такие роли: на грани, с ощущением инфаркта во время игры и опустошенности после спектакля. Это заводит ее, как актрису, и если она не будет ощущать такие эмоции - роль не получится.

Макс



История театра сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/teatr/art/history/99/