3 мая 2010
Как схожи и в то же время каждый раз неповторимы актерские судьбы! Одни «обласканы» вниманием критики, зрительским успехом. Их имена всегда на театральных афишах, их снимают в кино, на телевидении, их голоса звучат по радио. Судьба других складывается менее «эффектно», их имена в статьях о театре встречаются значительно реже. А между тем и они составляют тот актерский фундамент, без которого не может обойтись ни один театр.
К таким актерам принадлежит и заслуженный артист РСФСР Александр Николаевич Киреев, который 60 лет жизни отдал театру. В одном лишь Театре драмы имени А. С. Пушкина, где служит актер, им сыграно около 150 ролей. И он называет свою судьбу счастливой, творчески состоявшейся, пусть даже и не столь шумной, как у других.
В 1912 году его отец, провинциальный актер Н. Киреев, привез своего шестилетнего сына Сашу в Петербург, в пансионат, созданный М. Г. Савиной для актерских детей и сирот при Доме ветеранов сцены, где Саша прожил 6 лет. А потом, когда пансионат был закрыт, с 14 лет Киреев работал осветителем в оперном театре, где и был замечен своими будущими педагогами К. Мироновым и В. Максимовым, уговорившими его поступить в драматическую студию Народного дома, которую он закончил в 1925 году.
Александр Николаевич принадлежит к тому «первому призыву» советских актеров, которые мечтали воплотить на сцене характеры своих современников — героев гражданский войны, людей «бурных 20-х годов». Но реализовать эти мечты было в ту пору необычайно сложно. Советская драматургия еще только рождалась, ролей подобных практически еще не существовало.
В Ленинграде Киреев работает с 1926 по 1928 год в Передвижном театре драмы и комедии, а с 1929 по 1932 год — в театре Госнардома. Здесь актеру посчастливилось встретиться с блестящим режиссером А. Диким, поставившим «Первую конную» Вс. Вишневского, здесь Киреев сыграл впервые образ своего современника — Ведущего, роль, оставшуюся на всю жизнь незабываемой.
Недаром, проработав в Академическом театре драмы, он в 1936 году перешел к А. Дикому, возглавившему Большой драматический театр, по праву считая его своим учителем. Здесь актер сыграл одну из лучших своих ролей — Франца Роша в пьесе Ф. Вольфа «Матросы из Катарро».
А потом — война. Возвращение в Театр драмы имени А. С. Пушкина. Новосибирск. Новые роли в пьесах современных и классических: Кассио в трагедии В. Шекспира «Отелло», начальник штаба во «Фронте» А. Корнейчука, ряд других ролей.
Наверно, у каждого актера есть заветная мечта о ролях, которые хотелось бы сыграть на сцене. Киреев мечтал о роли Сатина в пьесе М. Горького «На дне». И сыграл он эту роль при обстоятельствах необычайных: неожиданно заболел Н. Симонов, и Киреев срочно был введен в спектакль.
Именно роль Сатина многое изменила в судьбе Киреева, он занял свое место в труппе, играя многие роли «на равных» с ведущими корифеями театра. Это и Берест в «Платоне Кречете» А. Корнейчука, и Забелин в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, и мистер Астлей в «Игроке» Достоевского.
Можно вспомнить его 1-го Ведущего в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Секретаря райкома в «Урагане» А. Софронова, Артемьева в «Живом трупе» Л. Толстого, Неизвестного в «Пучине» А. Островского, Верта в «Жизни Сент-Экзюпери» Л. Малюгина, Корифея хора в «Беседах с Сократом» Э. Радзинского, Старика-сектанта в пьесе А. Чехова «На большой дороге» и множество других ролей.
Ну а сейчас? Быть может, творческий «запал» уже израсходован? Ничуть не бывало. Киреев и сейчас активно занят в репертуаре. Это и представитель из министерства Иван Андреевич в спектакле «Пока бьется сердце» Д. Храбровицкого, и исполненный глубокого драматизма образ старика Егора в «Фельдмаршале Кутузове» В. Соловьева. Александр Николаевич ждет и новых ролей. «Хочу быть в строю до конца»,— говорит он.
«Я доволен своей судьбой,— продолжает актер.— Я сыграл много самых разнообразных ролей. Мне посчастливилось быть рядом, играть с великими актерами. Судьба свела меня с крупными, талантливыми режиссерами — В. Мейерхольдом, Б. Сушкевичем, Диким, Н. Петровым, Кожичем, Л. Вивьеном, И. Горбачевым, и это тоже счастье для актера».
Еженедельная программа театров "Театральный Ленинград"
№ 14 (1769) 4-10 апреля 1986 года.
обсуждение >>