Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История театра >>

Настоящее искусство начинается там, где кончаются слова. «Я стараюсь играть так, чтобы это нельзя было передать словами», - говорит актер, исполнитель роли Зилова, Константин Хабенский.
Говорили, что после Олега Даля, ранее сыгравшего Зилова, остальным в этой роли делать нечего. Однако, возрождая спектакль на сцене, режиссер МХТ Александр Марин рискнул предложить главную роль талантливому актеру Константину Хабенскому. Именно его исполнение восхитило великого мэтра сцены Олега Табакова, а вместе с ним и тысячи зрителей.
Роль Зилова – это роль, с которой растет не только актер, спектакль. Сам зритель переживает сложные эмоции, когда перед ним разворачивает трагедия души человеческой.
Разочарованный в себе и в жизни, Зилов приходит к пониманию абсурдности бытия. «Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее духовного банкротства». И все же единственная страсть, которая еще по-настоящему увлекает героя – утиная охота. Это как цель, как мираж, как болезнь, с которой он никем не может поделиться. Вокруг Зилова живут люди, которых он считает друзьями и врагами одновременно, любит и ненавидит их. Он запутался в них. Он запутался в себе. Запутался в жизни.
А так хочется жить! И понимаешь, что все тщетно и глупо. И эта безысход-ность распространяется на все вокруг. Пока есть мечта, идея об охоте, жизнь имеет еще какой-то смысл, но потом становится совсем пусто, совсем темно.
Олег Ефремов, рассуждая о душевных страдания Зилова, заметил: «Нужно не отталкивание от Зилова, а максимальное приближение к ужасу безверия, который в душе его царит. Его самоказнь страшна, его страдания огромны». А Валентин Распутин добавляет: «У него есть гордость. Но у него не осталось в сердце ни любви, ни святыни…Нерядовая личность, спустившая себя по мелочам, по пустякам…»
Зилов в исполнении Хабенского – это рефлексирующая личность, которая то следует душевным порывам (мечтая о предстоящей охоте), то полностью разочаровывается во всем, а потом и вовсе опускается на самое дно, деградирует. Актеры – К. Хабенский, М. Пореченков, А. Семчев, Е. Панова, Е. Семенова – столь ярко и эмоционально переживали свои роли, что зритель просто не мог оставаться равнодушным. Хабенскому вообще свойственно глубокое погружение в образ. Известны случаи, когда в творческом порыве, актер практически забывал, что это всего лишь игра, театр. Однажды он так вошел в роль, что чуть не пострадали его коллеги по сцене, когда он бил посуду, душил их. Актер сам признается, что именно театр для него и есть настоящая жизнь, где можно испытать и передать неподдельные эмоции. «Роль, мимо которой прошел и не вспотел, мне не интересна», - говорит Хабенский.
Второй акт был еще сильнее первого. Александр Семчев, несмотря на свою полноту, очень легко и пластично двигался по сцене, а его мимика вообще достойна полного восхищения. Актер играл легко, смешно, местами трогательно.
Понравился Пореченков в роли официанта. По книге официант представлялся грубым холодным человеком, который не способен испытывать эмоций. На сцене же к официанту проникаешься какой-то жалостью из-за его судьбы, а когда Зилов бросает ему: «Лакей!» - понимаешь трагизм личности этой фигуры.
Кроме того, Пореченков показал здесь, что даже маленькая роль может быть сыграна ярко, по-своему. Ведь в пределах всего нескольких строчек он передал характер от человека, способного пошутить («Да разве утки живые? Они живые для тех, кто плохо стреляет») до человека трагического и способного посочувствовать.
Несмотря на сложность пьесы и образов, спектакль пришли пережить и юные поколения.
Приятно видеть, что театр становится вновь привлекательным для молодежи. В антракте зрители обсуждают образы, кому удалось наиболее полно передать характер, а кому еще надо разыграться. И пусть кто-то идет в театр для того, чтобы увидеть знаменитостей на сцене…хотя бы так зритель приобщится к классике, почувствует ее вкус. Когда кумирами становятся актеры театра - повышается уровень культуры самого зрителя. Ему уже интересно читать и обсуждать литературные произведения, сравнивать и анализировать, каким герой представился ему по книге и как передал его любимый артист. Сама лично знаю людей, которые таким образом пришли к искусству: пошли смотреть на знаменитого актера, потом прочитали книгу, послушали об этом на канале «Культура» и вошли во вкус. Теперь сами активно интересуются литературой, классическим театром, отечественным кино.
Театр возрождается! И это не может не радовать, когда слышишь, как юные зрители комментируют увиденное на сцене: «Одним из любимых моментов в книге для меня был тот, когда он за дверью объясняется в любви своей жене, а когда дверь открылась, там опять оказалась эта глупенькая милая девочка....Я думала, сможет ли Хабенский вытянуть эту сцену....Он смог!»
Надеюсь, что в этом процессе постижения театра скоро наступит новый этап, когда люди будут идти не на Хабенского и Пореченкова, а в театр как таковой. Потому что где еще можно пережить так много и так остро всего за два часа!
Ведь театр – это процесс общения актера и зала, обмен духовной энергией. Кажется, там и воздух особый, и все как-то по-особому живет и движется. Даже тишина в театре – это не когда нечего сказать, а многозначительная пауза, после которой будет нечто очень важное, с надломом, проникнутое особым смыслом.
Когда после спектакля я пошла к служебному входу проводить актеров, я встретила там не просто людей, которые пришли-поработали-отыграли роль. Я встретила Зилова, официанта, Веру, Галину, Саяпина – они продолжали жить этими образами. Они только что открыли душу людям, пережили целую жизнь, трагическую, ироничную, несправедливую. И это было не просто лицедейство, когда маска одевается на время спектакля. Это была настоящая жизнь, пропущенная и выстраданная через себя.

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен