На третий день фестиваля, помимо традиционных мастер-класса и детской программы, было показано немало картин, посвященных проблемам слепых.
«Точка зрения» Мехрибон Саатовой из Узбекистана затронула острую тему – социальную незащищенность инвалидов в ее родной стране. По сравнению с нелегкой жизнью незрячих людей в Узбекистане ситуация у нас, в России, кажется благополучной, если не учитывать провинцию, а только столицу. При этом невозможно судить художественные достоинства фильма, потому как в нем самое главное – злободневность, крик о наболевшем.
Еще одна непростая история показана в ленте Николая Макарова «Семья слепых». Режиссер буквально жил рядом со своими героями четыре месяца, чтобы зафиксировать на камеру рождение ребенка у слепых родителей.
Почему-то при просмотре этой картины из режиссерского цикла о рождении детей в разных семьях напомнила мне
«Тюльпан» Сергея Дворцевого, где высшая точка сюжета также сконцентрирована на родах, но не человека, а животного. И дело не в манере съемки или схожести сюжета. Общее у этих картин – особое настроение, сопутствующее этому важному событию. О художественной стороне опять же не берусь судить, потому что я все-таки не большой знаток неигрового кино.
Из всех лент, увиденных мной про незрячих, мне больше всего понравилась короткометражная работа испанского режиссера Нурии Поло «Очевидное и непонятное». В ней присутствует то особое настроение, с которым живу я, киноманьяк до мозга костей.
Перед нами зрительный зал, а в нем сидят незрячие киноманы. Они рассказывают, как воспринимают фильмы, что и кто им помогает. Конечно, зрячим трудно понять, как можно смотреть фильмы без изображения, ведь, по сути, это уже радиоспектакль, а не кино. И это сходство усугубляется присутствием специального рассказчика, который описывает происходящее на экране, если герои молчат. Тем не менее, слепые такие же благодарные зрители, как и все остальные.
Картина обладает качественным видеорядом, в ней использованы неплохие операторские работы, а под конец обычным зрителям предлагается посмотреть на мир внутренним взором – на экране видны лишь пятна и свет, что и видят люди с плохим зрением…
Кроме фильмов о слепых, мне удалось посмотреть еще пару интересных сюжетов.
В рамках детской программы был продемонстрирован небольшой игровой фильм «Кевин, услышьте меня». По сюжету человек с аутизмом спасает маленькую девочку, когда она бежит навстречу мчащемуся поезду. Герой поневоле после своего подвига озабочен не тем, как себя чувствует ребенок, а пропажей своих часов, но, тем не менее, эта история о понимании, доброте и самоотверженности, пусть и неосознанной.
«Ласточка цвета жизни» казанского режиссера Бориса Максимова – это портрет юной поэтессы и сказочницы Ольги Овчинниковой с инвалидностью ДЦП. К сожалению, качество самой копии мешало проникнуться мечтами героини, да и в рамках этого фестиваля были более достойные работы подобного рода. Что, в общем-то, жаль, потому что творчество Ольги действительно трогает душу.
Самое же большое впечатление на зрителей (в частности, на меня) произвел фильм израильского режиссера Дани Менкина «18 кг любви».
Ами – аниматор. Он весит всего 18 килограмм. Когда мать его родила, ей доктор сказал, что Ами не проживет больше 6 лет. Прошло 34 года, и наш герой решает разыскать этого врача. Проблема лишь только в том, что Ами живет в Израиле, а доктор – в США…
Картина – триумф воли и любви. Герой доказывает, что с помощью любви можно взойти на свой «Эверест». Для него это стала поездка по Америке, потому что любое неловкое движение, изменение климата могло привести к фатальному исходу. Визуальное богатство картины идеально сочетается с внутренним миром персонажа, а анимационные вставки, созданные самим Ами, придают ей непередаваемый шарм и юмор. Я бы сравнил «18 кг любви» с
«Письмом матери» Альгиса Арлаускаса, который завоевал в свое время Гран-При «Кино без барьеров», если бы не оптимизм первого и мрачность последнего.
В общем, я порадовался тому, что на этом фестивале нашлось место еще одному шедевру, пусть и не совсем гладкому. Если так будет продолжаться и дальше, то фестиваль вырастет на голову выше многих престижных киносмотров.
Смотрите кино и следите за нашим
фестивалем.
обсуждение >>