Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Нынешний фестиваль «Окно в Европу», который проходит в Выборге с 10 по 16 августа, посвящен Геннадию Шпаликову, хотя для оформления фестивальных афиш использовали не портрет самого драматурга, а кадры из фильма «Я шагаю по Москве», сценарий к которому он написал.

«Окно в Европу»: Мерзликин в образе Вампилова и каминг-аут на «Айфон»

Знаменитый фрагмент с босоногой девушкой под дождем также демонстрируется перед каждым кинопоказом. Более того, песни на стихи Шпаликова звучали в живом исполнении со сцены во время открытия «Окна в Европу» (правда, вокалист забывал и путал слова, что несколько смазывало общее впечатление). В качестве еще одного аттракциона на церемонии также показали приветственный видеоролик, записанный космонавтами Олегом Артемьевым и Сергеем Прокопьевым прямо на орбите (опять же, не обошлось без накладок: в кадре почему-то появился баннер с числом XXV, хотя в этом году фестиваль уже 26-й по счету).

Формально фильмом открытия стала работа Александра Велединского «В Кейптаунском порту», однако перед ней аудитории представили короткий метр – мультфильм Гарри Бардина «Болеро17». Лента выполнена в традиционной для автора кукольной технике с использованием пластилиновых фигурок и посвящена темам свободы и любви. Бардин подчеркнул, что «Болеро17» не участвует в конкурсе, и поэтому мнение жюри ему «по барабану»; впрочем, он также добавил, что мнением зрителей пренебрегать не будет.

В отличие от 15-минутной ленты Бардина, почти двухчасовой фильм Велединского вовсе не торопится раскрывать зрителям свои смыслы. Кто-то уже успел сравнить картину «В кейптаунском порту» с «Вавилоном» Иньярриту и «Магнолией» Андерсона; сам автор, видимо, считает, что снял что-то вроде «Облачного атласа», основанного на более-менее российских реалиях. События скачут из бандитского Петербурга на послевоенный Дальний Восток и далее в Кейптаун, где, правда, обнаруживаются сразу две династии, основанные нашим соотечественником. К сожалению, фильм получился невыдержанным с точки зрения интонации и настроения, новеллы, на которые он распадается, по отдельности не так чтобы интересны, повествование пересыпано посредственными шутками; цельного кино не получилось.

«Окно в Европу»: Мерзликин в образе Вампилова и каминг-аут на «Айфон»
фото: Кадр из фильма "В Кейптаунском порту"/фестиваль "Окно в Европу"

Сам Велединский, представляя картину, отметил, что она еще находится в производстве, «копия несовершенна»; среди перечисленных режиссером огрехов – сцены с использованием хромакея, звук, музыка, титры. Не очень понятно, зачем незавершенную картину привезли на фестиваль. Со сцены прозвучала расплывчатая дата релиза фильма – ноябрь, однако позже появилась информация о том, то речь шла об осени не текущего, а следующего года. Между тем, Велединский уже снимает новый фильм, причем прямо под Выборгом: на следующий день после премьеры кинематографист отправился на съемочную площадку.

Конкурс продолжился лентой Виктора Алферова «Облепиховое лето», посвященной советскому драматургу Александру Вампилову. Не слишком выразительный, с точки зрения картинки, фильм с Андреем Мерзликиным в главной роли не является полноценным жизнеописанием – речь идет о последних годах жизни Вампилова и его гибели в 1972-м. Хотя «Облепиховое лето» – лента, скорее, телевизионного формата, все же она, пожалуй, смотрится любопытней, чем вышедшие в 2015-м «Райские кущи» с Чулпан Хаматовой и Евгением Цыгановым (на сегодняшний день это последняя экранизация «Утиной охоты», одной из самых известных пьес Вампилова).

«Окно в Европу»: Мерзликин в образе Вампилова и каминг-аут на «Айфон»
фото: Кадр из фильма "Облепиховое лето"/фестиваль "Окно в Европу"

Сразу же за «Облепиховым летом» в рамках конкурса показали еще один фильм, заглядывающий в прошлое. В мелодраме Оксаны Карас «У ангела ангина» события разворачиваются в двух периодах – в начале 1940-х и в середине 1960-х. Главного героя – Толю Чухну, молодого человека, познающего первую любовь, – играет Семен Трескунов, получивший широкую известность благодаря роли в «Хорошем мальчике» той же Карас; выросший Чухна – это Цыганов. Карас скромничает и заявляет, что «У ангела ангина» – проект продюсерский, а она в данном случае – «приглашенный варяг». По словам режиссера, если бы продюсеры Юлия Сумачева и Тимур Вайнштейн не предложили бы экранизировать книгу Вадима Шефнера «Сестра печали», ей бы это «и в голову не пришло». Между тем, на выходе получилось вполне симпатичное кино – пока что это, пожалуй, самая зрительская из показанных на текущем «Окне в Европу» работ.

«Окно в Европу»: Мерзликин в образе Вампилова и каминг-аут на «Айфон»
фото: Кадр из фильма "У ангела ангина"/фестиваль "Окно в Европу"

Картина Елизаветы Королевой «Почти среда» любопытно запараллелена с темой «Окна в Европу»-2018. По заявлению продюсеров фильма, источниками вдохновения в данном случае являлись чуть ли не все ленты Хуциева и Германа (упоминался и Данелия) – и ни одной картины Рязанова или Гайдая. Об источниках можно было бы догадаться и без подсказок: как и «Я шагаю по Москве» или, например, «Застава Ильича», «Почти среда» – фильм-прогулка, в котором город является чуть ли не главным героем. Лента Королевой не богата событиями и пытается взять своим настроением, однако она слишком аморфна и не способна удерживать внимание зрителя даже на протяжении щадящих 65 минут.

Режиссер Борис Гуц уложился в даже меньший хронометраж: его комедия «Фагот» идет всего 61 минуту. Снята она полностью на iPhone 7 и от первого лица. Речь идет о молодом человеке, решившем расстаться с девушкой. В качестве причины для расставания герой (то есть, скорее, все же антигерой) выбирает сексуальную ориентацию: он объявляет, что предпочитает мужчин – и тут же сталкивается с потоками гомофобии, исходящими от родственников и друзей. Выборгская публика встретила картину на удивление тепло, в зале постоянно раздавался хохот. Впрочем, трудно сказать, считала ли аудитория идеи, которые Гуц заложил в фильм. Любопытно, что лентой, самим автором предназначавшейся для показов в интернете, заинтересовались прокатчики. Гуц пока отказывается называть потенциального дистрибутора, но есть вероятность, что «Фагот» все же выйдет на экраны ограниченным числом копий.

«Окно в Европу»: Мерзликин в образе Вампилова и каминг-аут на «Айфон»
фото: Кадр из фильма "Фагот"/фестиваль "Окно в Европу"

«Амбивалентность» Антона Бильжо также поднимает вопросы сексуальноти. Этот эротический триллер – история о романе студента-психиатра (Данил Стеклов, появляющийся в Выборге на экране так часто, что его можно считать одним из самых востребованных молодых актеров) и матери его друга (Ольга Цирсен). Представляя фильм со сцены, авторы отметили, что уверены в качестве своей работы. Это обоснованная уверенность: «Амбивалентность» – определенно один из самых профессионально и ловко сделанных фильмов конкурса. Жаль только, что Бильжо и сценаристы Сергей Тарамаев и Любовь Львова, кажется, хотят скорее взбудоражить зрителя, а не заставить его размышлять над поставленными вопросами.

Первая половина основного конкурса «Окна в Европу» завершилась показом ленты Татьяны Эверстовой «Замыкание». Полнометражный дебют Эверстовой «Его дочь» взял в Выборге главный приз два года назад (режиссера также отметили спецпризом за чистоту и глубину авторского высказывания). Героиня нового фильма – Таня, девочка из «Его дочери», доросшая до последнего класса средней школы. События разворачиваются в якутском поселке в начале 1980-х; Таня сталкивается с первой любовью, старается защитить мать и сестер от жестокого отчима, учится понимать окружающих, а не только наблюдать за ними, – в общем, как говорит сама Эверстова, растет и развивается вместе с Якутией. Логично, что новое кино получилось менее медитативным и более драматичным, чем дебютное. Эверстова в дальнейшем продолжит развивать линию той же героини – так что есть вероятность, что зрители будущих Выборгских кинофестивалей встретятся с уже повзрослевшей Татьяной.

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
комедия, мелодрама
США, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен