Экватор
Фестиваль перевалил за середину. В первой половине программы наиболее содержательными и яркими оказались работы молодых кинематографистов, которые острее, чем их старшие коллеги, чувствуют время, отличают правду от лжи и обладают смелостью говорить прямо. 4 июля был показан завершающий блок короткометражного конкурса, а вечером на пляже состоялась
церемония награждения победителей программы короткого метра, в котором традиционно участвуют студенты и молодые режиссеры. Короткий метр - кузница кадров "Кинотавра", с помощью которой фестиваль, как поется в песне,
"делает новых людей". В основном конкурсе был показан
«Класс коррекции»»
Ивана И. Твердовского и
«Кино про Алексеева» Михаила Сегала, оба фильма производства кинокомпании "Новые люди". Оба режиссера - выросшие из короткометражного конкурса "дети Кинотавра".
*
Короткий метр
«Шредер», режиссер
Михаил Довженко
Режиссерский дебют ведущего «Серебряного дождя» и экс-участника шоу «Что? Где? Когда?» Михаила Довженко, который, несколько раз побывав на «Кинотавре» и вдохновившись местной атмосферой, решил попробовать свои силы в кино. Получилась юмористическая, близкая по духу и визуальному стилю ко
«Дню радио», история о современном искусстве, о людях, которые его понимают и не понимают, а также о том, что дети подсознательно способны отличить истинное от шелухи. В основу дебюта Довженко положена реальная история, а главную роль исполнил ведущий «Серебряного дождя»
Алекс Дюбас, который в течение часового эфира про искусство еще и подрабатывал сиделкой для приятельского сына Яши (
Яша Довженко). В эфире речь заходит о современной арт-продукции - полотне некоего Володарского (
Влад Маленко), которое за крупную сумму купил предприниматель и депутат (
Владимир Мишуков). Картина называется «Вечность», представляет собой семь полос разного размера и цвета и, по мнению нового обладателя, своих денег явно не стоит. В качестве оппозиции богатому человеку без вкуса выступает томный искусствовед (
Екатерина Волкова), гениальность Володарского не подвергающая сомнению. Слушателям предлагается решить, должна ли картина остаться на стене у бизнесмена и депутата или же ее удел -отправиться в редакционный шредер, чтобы не мозолить глаза приличным людям. В небольших ролях молчаливых или дозвонившихся слушателей в ленте появляются
Егор Кончаловский,
Дарья и
Екатерина Носик, а также Игорь Ясулович.
«
Тоня плачет на мосту влюбленных», режиссер
Антон Коломеец
Интересно придуманный дипломный фильм Мастерской
Владимира Хотиненко и
Владимира Фенченко, кажется, вдохновлен французскими лентами: пятеро друзей с разной судьбой (
Виталий Гудков,
Ирина Носова,
Евгений Матвеев,
Ксения Орлова и
Артем Находкин) шатаются по улицам столицы, пытаясь разобраться в себе, выстроить отношения с взрослым миром собеседований и офисного планктона, задумываются о вечном и, конечно же, рефлексируют. Отправной точкой повествования оказывается снимок «Тоня плачет на мосту влюбленных», который висит на стене у главного героя (Гудков). Задав себе вопрос, отчего девушка может так плакать, он возводит его в некий экзистенциальный ранг и отвечает на него каждым прожитым днем. Тоня плачет, потому что люди смертны (и смерть это не только то, что бывает с другими), потому что вся жизнь испытание и компромиссы, потому настоящую любовь, если она и существует, можно определить только глядя вслед уходящему человеку, а не каким-то иным, многомудрым способом. Но если у всего этого и есть смысл, то он все-таки в любви, в том, чтобы кто-то был рядом.
«Нечаянно», режиссер
Жора Крыжовников
Макабрический новогодний анекдот с матом и просмотром «Голубого огонька», снятый режиссером «Горько» Жорой Крыжовниковым при поддержке Министерства культуры. Сосед (
Тимофей Трибунцев) приходит к пожилой женщине, живущей этажом ниже, чтобы одолжить соль (
"Ну, лень в новогоднюю ночь бежать в магазин из-за пустяка"), выпивая настойки с облепихой он нечаянно убивает благодетельницу (
"Это случайно получилось, на столе топор лежал, а она спиной специально повернулась, спровоцировала меня, самозащита получается") - и это чрезвычайное происшествие становится поводом для сбора родственников, выяснения отношений и разговоров о нашей эстраде (
«Меладзе красился?», «Билан из этих?», «А Тимати разве не еврей?»). В роли грубоватой жены главного героя, обремененной смешными очками и братом-гопником (вновь достоверный
Александр Паль) выступила
Юлия Александрова, жена режиссера, которая еще недавно примеряла фату в
«Горько!».
«Книга Малгил», режиссер
Таня Вигель
Вдохновленный творчеством Даниила Хармса дебют Тани Вигель, рассказывающий о человеческом желании и снах. Мужчина (
Виталий Суперфин) засыпает в метро, а снится ему, как он не может удовлетворить сексуальное желание из-за отсутствие полового органа, как над деревьями появляется неопознанный летающий шар, как чтение сакральной книги Малгил сначала отправляет его в новое пространство сна, а потом и вовсе превращает в шар, лишенный желаний, а, соответственно, и страстей. В фильме Вигель игровые фрагменты перемешаны с анимационными эпизодами и приправлены компьютерной графикой. Некоторая неряшливость переходов и соединения стилистик выглядит, в общем-то, в духе Хармса.
«Про любовь-2», режиссер
Анна Меликян
Анна Меликян в этом году оккупировала аж три программы «Кинотавра» - ее фильмы показывали в рамках цикла «Благотворительность! Action» (
«Про любовь»), «Про любовь-2» боролась за главный приз Короткого метра, а полнометражная картина «Звезда» будет показана в Основном конкурсе. Фильм "Про любовь-2" - диалог мужчины и женщины (
Павел Руминов и
Наташа Анисимова), лежащих в кровати голыми в ожидании обещанного конца света. Пара играет "в правду" и все прощает друг другу. Она ему признается, что ест без него мясо и ненавидит его разговоры о медитациях, а также, что у него "член пожухлый", а он - что оплатил ее карточкой подписку на порносайт и переспал с ее подругой. Много хорошей импровизации от Павла Руминова:
"Ты не понимаешь, что такое жить с одной женщиной! Это все равно, что ты невыездной, никогда не побывать тебе в Лондоне или Париже". В других ролях девушка Катя,
Андрей Малахов и
Екатерина Андреева.
Основной конкурс
«Класс коррекции», режиссер
Иван И. Твердовский
Полнометражный дебют Ивана И. Твердовского, автора короткометражек
«Собачий кайф» и
«Словно жду автобуса», экранизация одноименной книги
Екатерины Мурашовой. История первой любви, которая происходит не просто в школе, враждебной к любым проявлениям тонкой чувственности, а в классе коррекции, который выглядит нижним кругом образовательного ада. В одиннадцатый класс после долгих лет домашнего обучения поступает Лена (
Мария Поезжаева), неглупая и симпатичная девочка, которая почти не может ходить, поэтому передвигается на коляске. Остальной класс тоже проходит с грифом
«не такие, как все», но это, на первый взгляд, не мешает им жить полной жизнью: кататься на коляске по супермаркету, пить алкоголь, ложиться под электричку, чтобы испытать особое, просветляющее чувство.
На Лену сразу обращают внимание три мальчика из класса (
Филипп Авдеев,
Никита Кукушкин и
Артем Маркарьян), и она отдает предпочтению Антону (Авдеев), что сначала перерастает в окрыляющую первую любовь, а затем оборачивается страшным, шокирующим разочарованием.
Снятый отчасти в стилистике
«Школы» и
«Все умрут, а я останусь», дебют Твердовского, как и «Собачий кайф», выглядит обвинительным приговором обществу, которое равнодушно и грубо относится к детям, особенно к тем, что нуждаются в большей заботе. В «Классе коррекции» не выпячивается социальный посыл и нет заигрывания с темой особенных детей: это пронзительная история первой любви, первой дружбы, первых разочарований в ровесниках и взрослых. И все же в этом урбанистическом финале находится место для светлого пятна, для условного божественного вмешательства, потому что, как известно, после мрака – свет, а все, что нас не убивает, делает нас сильнее.
«Кино про Алексеева», режиссер
Михаил Сегал
Фильм рассказывает историю одинокого старика (
Александр Збруев и похожий на молодого Збруева
Алексей Капитонов), бывшего КСП-шника 60-70-х гг., который спустя многие годы узнает, что не был неудачником, а прожил яркую и блистательную жизнь и сыграл большую роль в жизни множества людей. Такое откровение обрушивается на него в виде собственной биографии, которую ему излагает ведущая на радио.
Многие ошибочно восприняли кино как объяснение в любви шестидесятникам-романтикам. Парадоксально, что часть зрителей восприняло фильм наоборот, как развенчание мифа об этом поколении, увидев насмешку прежде всего над авторской песней. На пресс-конференции автор расставил точки над Ё.
«К бардовской песне у меня нет никакого отношения. КСП - это просто линия фильма, которая не является ее темой. Герой мог быть человеком любой профессии, кем угодно», - говорит Михаил Сегал. -
«Для фильма важно само явление, когда в каждом городе и полугороде были клубы авторской песни, туда ходили не очень удачливые в любви и в профессии люди. Были гениальные авторы, но были и тысячи лузеров, которые думали, что занимались творчеством, а на самом деле это было их времяпрепровождение по принципу «лузер лузера чувствует, и ему с ним хорошо», и на самом деле им важны были поиски себя и смысла жизни».
Алексеев именно такой человек. Он и его друзья поют одну и ту же бесконечную песню, которую мог написать любой из них. Герой, появляющийся впервые на экране во время небольшого ДТП, моментально вызывает сочувствие - старенький дедушка, да еще и с лицом Збруева, который тысячу лет не снимался в кино. Постепенно, капля за каплей, режиссер выжимает симпатию к герою из зрителя, показывая, каким заурядным человеком он был всю свою жизнь, а позднее вообще не оставляет от сочувствия камня на камне.
Ключевая тема фильма - любовь, понимание любви. Всю картину постоянно муссируется мысль о том, что любовь - это дать человеку то, что ему необходимо в данный момент. Эта мысль цинично вкладывается в уста ни много ни мало
Андрея Тарковского, на съемки фильма которого
«Андрей Рублев» герой случайно попадает. Сцена с Тарковским и Солоницыным является центральным смыслообразующим эпизодом, хоть, по-мнению Михаила, и вызывает улыбку.
обсуждение >>