Программа "КОНКУРС"
«Spaghetti story»
Режиссер: Чиро Де Каро
В ролях: Валерио Ди Бенедетто, Кристиан Ди Санте, Сара Тости, Росселла Д’Андреа, Тэн Сюэин, Сан Вэйминь, Джанкарло Фарес, Клаудиа Висмара, Пьерсандро Буццанка
Комедия про четырех итальянцев и одну китаянку.
29-летний безработный актер Валерио постоянно испытывает на себе давление со стороны близких. Друг Куки - мелкий барыга, твердит о том, что Валерио пора всерьез задуматься о будущем и семье, после чего предлагает ему подработать наркокурьером. Сестра Джованна - массажистка и поклонница китайской кухни, протягивая брату очередную подачку, просит его перестать валять дурака и найти нормальную работу. Любимая девушка Серена - феминистка до мозга костей - тяжело вздыхает и пытается завести разговор о детях. Все как один советуют Валерио повзрослеть и быть мужиком. Валерио понимает этот совет по-своему и притаскивает в квартиру к сестре дебелую китайскую проститутку, которую он в приступе мачизма вырвал из лап жестокого нарко-диллера.
Низкобюджетное размышление на тему "Состояние современного мужчины в условиях смещения гендерных стереотипов". Валерио зажат между двумя очень самостоятельными женщинами, которые по традиции просят его соответствовать понятию "взрослый мужчина", но на практике не готовы доверить ему контроль над ситуацией. Серена, демонстрируя свою независимость и отвергая попытки Валерио позаботится о ней, подспудно выражает довольно обидную уверенность в том, что он безнадежен и бесполезен. Джованна берет на себя роль усопшей матери и относится к Валерио как к подростку, которому карманные деньги выдаются в одном комплекте с нотациями. Нет ничего удивительного в том, что Валерио совершает подвиг там, где ему это позволяют сделать. Кроткая китайская проститутка Мэй Мэй - старомодный образец женщины, которая молча следует за мужчиной, позволяя ему решать свою судьбу и утверждая его тем самым в роли мужчины.
Короткое, но яркое появление Мэй Мэй в жизни героев заставляет каждого из них задуматься над своим поведением по отношению к Валерио. Жаль, что режиссер Чиро Де Каро решил уделить большую часть фильма хороводам вокруг семейных склок и откровенно спасовал в момент возникновения внешнего развития сюжета. Молчаливая Мей Мей исполнила роль клея в разваливающихся отношениях героев, после чего режиссер отправил ее в пространство за кадром, так и не раскрыв подробностей ее жизни. Хотя она, определенно, заслуживала того, чтобы ее вывели в центр повествования и дали право голоса.
*
Программа "ВОКРУГ СВЕТА"
«7 ящиков»
7 Cajas
Режиссер: Хуан Карлос Манеглиа, Тана Шембори
В ролях: Селсу Франку, Виктор Соса, Лали Гонзалез, Нику Гарсиа, Мануэл Портиллу
Парагвайская криминальная комедия про мечту.
17-летний Виктор работает разносчиком на огромном рынке в Асунсьоне и мечтает попасть на экран телевизора. Узнав, что подруга сестры хочет продать подержанный телефон со встроенной камерой (на дворе 2005 год), Виктор решает сосредоточиться на работе и накопить деньжат на телефон. Неожиданно ему подворачивается хорошо оплачиваемый заказ: в атмосфере нервной секретности мясник Гус просит Виктора забрать 7 ящиков, погулять с ними день по рынку, а к ночи вернуть обратно. В качестве аванса Виктор получает от Гуса оторванную половинку стодолларовой купюры. Безобидное выгуливание ящиков превращается в историю с заговором, погоней и убийствами. Виктор оказывается в центре классического криминального пасьянса, в котором фигурируют 7 ящиков с подозрительным содержимым, дюжина кретинов и призрак большой наживы. Герои - подгоняемые жадностью и нуждой невежды, которые по кругу совершают глупость за глупостью, весьма редко подключая в дело сознание и мозги. В тылу разборок витают романтические настроения, злосчастный телефон кочует из рук в руки, громыхают тележки банды разносчиков, раздаются выстрелы и сверкают ножи. Жанровый курс взят на криминальные комедии Гая Риччи, но исполнение напоминает аргентинский "Никотин" и бразильский "Город Бога". Жестокий, глупый и невероятно смешной и обаятельный фильм.
*
Программа "8 1/2 ФИЛЬМОВ"
«Жиротряс»
Larzanandeye charbi
Режиссер: Мохаммад Ширвани
В ролях: Левон Хафтван, Мариам Пализман, Хассан Ростами, Навид Мохаммадзаде
Экспериментальная иранская драма на тему отцов и детей.
Официальный синопсис: молчаливый толстяк и его глухо-немой сын занимаются мелким аферизмом, обманывая женщин. Сын (который весьма хорош собой) прикидывается заплутавшим и быстро находит помощь у незнакомок, которые сажают его к себе в машину. Внезапно появляется отец и трясет у женщин перед лицом наручниками, намекая, видимо на то, что сдаст женщин в полицию за безнравственное поведение (Иран как-никак).
А вот что на самом деле: страдающий ожирением отец ведет беспорядочный образ жизни и нарушает закон, злоупотребляя алкоголем (алкоголь в Иране официально не продается). Его несчастный сын убирает по дому, ухаживает за отцом, ставит ему банки и пиявок, а в ответ получает в основном побои. После очередной вакханалии к семейству примыкает женщина-фотограф, которая, понаблюдав за этой нездоровой ситуацией, советует сыну дать сдачи толстяку.
Развлекательным фильмом "Жиротряс" никак не назовешь. Дело даже не в трясущейся камере и тяжелой одышке толстяка, которая здесь заменяет все звуки. Дело в деструкции, как художественной, так и смысловой. В Иране фильм запрещен цензурой, а сам режиссер снискал на родине славу авангардиста и экспериментатора. Тем, кто интересуется альтернативной культурой мусульманских стран, этот фильм может быть очень даже интересен. Это иной взгляд изнутри, который способен разрушить стереотипы об иранской действительности.
*
Программа "ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ХРОНИКИ"
«Белый стадион»
Режиссер: Арнольд Фанк, Отмар Гуртнер
Зимние Олимпийские игры 1928 года в Санкт-Морице.
Первый фильм из олимпийской программы оказался не 85 минут, как написано в расписании, а два часа. Собственно, все фильмы в программе очень длинные. «Токио» 1964 года (снимал оператор «Расемона») - 170 минут, а «Олимпия» Лени Рифеншталь вообще в двух частях. «Белый стадион» запечатлел олимпиаду 1928 года в Швейцарском Санкт-Морице и предоставляет возможность увидеть события именно такими, какими их наблюдали современники. Например, в фильме показан чуть ли не целиком хоккейный матч Канада-Швейцария, закончившийся со счетом 13:0, выступления лыжников, керлингистов, фигуристов, прыгунов с трамплина, бобслеистов и саночников-одиночников, плюс такие экзотические виды спорта, как гонки на лошадях по замерзшему озеру или Скъёринг - буксирование на лыжах с помощью лошади. До 2011 года картина считалась утраченной, после нахождения ее в одном из киноархивов, представители отдела кинохроники МОК отреставрировали ее и включили недостающие титры.
*
Программа: ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«Кто учил тебя водить»
Режиссер: Андреа Тиле
Конкурсная картина «Кто учил тебя водить», позиционируемая в программе как документальная комедия, на самом деле - глубокое размышление об отличии менталитетов людей разных стран и о трудностях адаптации в чужой культуре. На примере трех героев (кореянки, немки и американца), берущих уроки вождения в странах, куда они приехали жить надолго (соответственно, Германия, Индия и Япония), показан тяжелый путь ассимиляции. Герои, имеющие водительские удостоверения у себя на родине, вынуждены подтверждать свою квалификацию и снова «сдавать на права». Чтобы доказать, что ты не верблюд, приходится прислушаться к ритмам и особенностям другой жизни, ибо дело вовсе не в знании правил и водительском опыте. Суровые инструкторы по вождению оказываются для героев настоящими поводырями, проводниками по чужой культуре. Ведь научиться водить машину по артериям города - означает стать частью этого организма. Блестящую задумку режиссеру Андрее Тиле удалось реализовать за счет динамичного перекрестного монтажа и разносторонних контрастов между выбранными странами. Правда, из-за безумного ритма и оглушающего звукового фона фильм смотрится тяжеловато, не хватает ему легкости, воздуха. Хотя местами он действительно смешной (особенно японская часть), основной вывод напрашивается следующий: «не хочешь проблем - сиди-ка лучше дома».
*
Программа «СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ»
«Колумбийцы»
Режиссер: Тора Мортенс
Семейная драма о двух братьях и их матери. Когда-то давно семья переехала из Южной Америки в Швецию, осталась там жить, оба брата выросли за пределами исторической родины. Старший, Пабло - положительный персонаж, вернулся в Колумбию и учится на врача, младший, Фердинанд - наркоман, пьяница, гопник - живет с матерью в Швеции, но в какой-то момент та отправляет его "на реабилитацию" к брату, который за ним должен последить и сделать из него человека. «Колумбийцы» - первый из заявленных в программе фильмов о семейных связях, о том, что кровные отношения - самые трудные и неоднозначные. Фильм получил главный приз Лейпцигского фестиваля.
обсуждение >>