4 июня, в третий день фестиваля состоялись показы второго блока фильмов короткометражного конкурса и двух картин из основной программы, это картины
«Жажда» Дмитрия Тюрина и
«Стыд» Юсупа Разыкова. Фильмы оказались «идеальной парой» - в обоих идет невидимая война и люди задаются вопросом «Кому мы нужны без войны?» Только «Жажда» - история про мужчин, а «Стыд» - про женщин. Удивительно, но в фильмах есть одинаковые детали: и там и там герои пьют из банки сгущенку, а еще у героев обоих картин есть физические ожоги (не говоря уж о внутренних). Как будто режиссеры договорились о таких интимных вещах. Вдобавок ко всему сказанному, в обеих картинах сыграл актер
Роман Курцын, у которого вчера было сразу две премьеры.
Сквозной темой фильмов второго блока короткого метра стала тема смерти.
Короткий метр
«Холод» Глеба Росса - история молодого человека, который узнает о смерти матери. У парня плотное расписание - целых три девушки (а может быть больше) ждут его внимания, он записывает дела в ежедневник (на первом месте «бросить курить») и совершает объезд своих пассий, но ни одна не согревает. С матерью он был в ссоре (это мы узнаем из наклеенного на холодильник стикера «помириться с мамой»), ему холодно и грустно. Глеб Росс сам исполнил главную роль в своем фильме.
*
«Норма жизни» Евгения Бяло (участник Каннской программы) - фильм о том, «как какие-то люди что-то делают» - так представил его зрителям режиссер. Сюжет почти такой же, что и в «Холоде», только здесь у молодого человека умер отец. Какие-то люди начинают что-то делать - приходит похоронный агент, милиция пишет протокол, санитары увозят труп, и после их ухода парень впервые начинает задумываться о своем отце как о человеке, как будто только смерть дает нам эту возможность. Смерть родителей - всегда взросление, в каком бы возрасте оно не произошло. Все равно, пока они живы, ты еще ребенок, не важно, сколько тебе лет. В показанном этим же днем фильме «Стыд» основного конкурса одна из героинь говорит «Так хочется, чтобы были мама и папа. А их нет». В общем, срочно позвоните родителям!
*
«Алмазная кожура» - дипломная работа
Алексея Смирнова, который в интервью газете Кинотавра рассказал, как тяжело фильм рождался на свет: «Творческих трудностей было немало: 12 предыдущих сценариев, отвергнутых моим мастером Соловьевым, мучительный выбор оператора, который согласился бы работать над этим фильмом, паломничество в 44 квартал, полностью принадлежащий Российскому университету дружбы народов, с целью найти правильного чернокожего актера и, наконец, семь вариантов монтажа». Интересно официальный синопсис фильма - «В Подольске есть церковь «Гора Преображения». В ботаническом саду за забором - памятник Конфуцию. Единственную купленную при жизни картину Ван Гога купили в России. Кнут щелкает, так как преодолевает сверхзвуковой барьер. Ничего этого в фильме нет. Этот фильм - лишь кожура, снятая с алмаза». Наверное, уже понятно, что сюжет у картины отсутствует, а происходит то, что не нуждается в трактовках: девушка ищет негра с большим ухом, негр просит показать ее живот. Черно-белые формы, саундтрек от Woodkidа - перед нами типичная работа хипстера, акт творческого самовыражения, до которого никому реально нет и не должно быть дела.
*
«Собачий кайф» Ивана Твердовского - фильм, снятый, как и предыдущие работы режиссера, в стилистике документальной драмы. Собачий кайф - игра с удушением, довольно распространенная детская и подростковая забава, дешевая замена алкоголя, которая часто заканчивается гибелью играющих. В фильме есть как игровые, так и документальные эпизоды, в связи с чем картину охотно показывают как фестивали документального кино, так и игровики. Сильная картина, заколачивающая последним кадром в голову здоровенный гвоздь - уже за финальными титрами , в которых реальные кадры мальчика, снимающего на телефон собственную смерть.
*
«Измена» Григория Добрыгина резко выбивается из заявленной тематики, представляя из себя анекдот о самовлюбленном молодом человеке, крутящем роман с собственной рукой. Фильм забавный, не без художественных достоинств, главную роль в нем очень выразительно сыграл актер Егор Корешков.
*
«Стенка» Роберта Дэфа - зарисовка на тему взаимоотношений мужчины и женщины, в которой мы становимся свидетелями напряженного и в большой степени абсурдного диалога семейной пары (Рафшана Куркова и Андрей Никитинских). Режиссер демонстрирует ироничный взгляд на гендерные отличия между полами, разницу мировоззрений мужчины и женщины. Мы говорим на разных языках, но у нас есть что-то, что нас удерживает друг около друга, что способно нас примирить. Похоже, это называется любовь.
*
«Хористка» Руми Шоазимова - экранизация одноименного рассказа А.П. Чехова, в котором рассказывается как к молодой девушке приходит любовник, а затем его жена. Мечты и грезы и суровая реальность.
*
Основной конкурс
Третий фильм конкурсной программы –
«Жажда» Дмитрия Тюрина, снятая по повести
Андрея Геласимова, который сам же переписал её в сценарий. Режиссер, до этого поставивший для
Всемирных Русских Студий сериал
«Ласточкино гнездо», в этот раз выдал на удивление бодрую и дерзкую историю про трёх ребят, вернувшихся из Чечни.
Костя (
Михаил Грубов), Гена (
Роман Курцын) и Паша (
Сергей Лавыгин) разыскивают пропавшего друга, вместе с которым в БТРе попали под обстрел, и попутно выясняют отношения к послевоенной реальностью. У картины крепко сбитая структура и смелое операторское решение: первый 10 минут сняты субъективной камерой, в которую авторы без лишний сентиментальности вливают целый стакан водки. В «Жажде» линия прячущего обгоревшее лицо под козырьком бейсболки главного героя Кости развивается сразу в нескольких направлениях. Его отношения с отцом (
Алексей Гуськов), матерью (
Галина Бокашевская), маленьким мальчиком Никитой, который не может заснуть по ночам, и его мамой (Светлана Смирнова-Марцинкевич) позволяют полностью раскрыть весьма неоднозначного персонажа, которому пока впервые за фестиваль хочется сопереживать. Интонацией фильм очень похож на
«Живой» Александра Велединского, только вместо щедро разбросанных метафор и друзей-призраков – сухая реалистичная эстетика в духе интернет-сериала
«Дети 90-х» и никаких намёков на социальную драму. «Жажда» была очень тепло встречена публикой, наградившей её пока сами долгими на Кинотавре аплодисментами, в чём во многом заслуга молодых актёров Михаила Грубова и Романа Курцына, для которых это первые большие роли в полнометражном кино, но очевидно, что это только начало.
*
«Стыд» - история о жизни жен подводников, у которых мужья ушли в рейс и больше не вернутся. Но это не о «Курске», наоборот, авторы старались абстрагироваться от возможных ассоциаций и снимали совершенно другую историю.
«Тема Курска очень болезненная для этого региона, но после войны там было около 30-ти аварий, а мы знаем только про Курск и Комсомольск», - говорит режиссер
Юсуп Разыков.
Все основные герои фильма - женщины. Главная героиня Елена (
Мария Семенова) приезжает в северный городок из Питера на бордовом фиате. За ее плечами - смерть матери, за которой она ухаживала все последние годы. Муж Елены, как и другие мужчины этого города, в рейсе, и она пытается найти в жизни опору. У других женщин семейная жизнь и ожидания - стержень жизни, но Елена терзается больше всего тем, что никогда не была близка с мужем. Юсуп Разыков говорит про героиню, что это чувства этой женщины были обожжены
Страшные вести просачиваются в город как ядовитый газ и отравляют воздух, сводят с ума. Собака чувствует беду и воет целыми днями, женщины по очереди впадают в истерику, но до последнего цепляются за веру в чудо.
«Стыд» - первый фильм Юсупа, который он снял по чужому сценарию. Причем, идею ему рассказали по телефону, и он полюбил сценарий заочно, не читая. Поскольку Юсуп - человек с большим сердцем, картина у него тоже получилось хоть и грустной, но светлой, наполненной надеждой на новую жизнь и верой в то, что мир спасет добро. В финале фильма черное небо озаряет северное сияние.
*
Спецпоказ. "Роман с кокаином"
«Роман с кокаином» Геннадия Сидорова, автора, получившего в 2003 году Гран-при Кинотавра фильма
«Старухи», - экранизация романа
М. Агеева. Как известно, М. Агеев – это псевдоним, и авторство романа долгое время приписывали Набокову, но после изучения писем и документов
Марка Леви, хранящихся в архиве МИД России, литературоведы сошлись во мнении, что авторство принадлежит именно ему.
Геннадий Сидоров ушел из жизни в июне 2011 года из-за сердечного приступа, или, как выразился продюсер
Сергей Члиянц,
«потому, что не их время, и слишком мало воздуха».
По этой причине завершать картину пришлось исполнителю главной роли и продюсеру фильма
Игорю Трифу. Именно в этом видится главная причина, почему картину нельзя однозначно аттестовать как шедевр. Получилась хорошая, с глубокой режиссёрской проработкой (даром что Сидоров вынашивал эту идею ещё со времен ВГИКа), живописным визуальным решением (особенно финальная сцена, где всего за минуту кадр наполняется сначала огнём, затем дождём и в самом конце снегом) и точными актёрскими работами
Кирилла Плетнёва и равновеликой в роли матери наркомана
Эллен Бёрстен из
«Реквиема по мечте» Натальи Колякановой, поэтическая лента от которой просто не смогли отсечь лишнее, в том числе
Ксению Собчак в роли женщины-мечты, которая может быть, замечательная, умная собеседница, прекрасная женщина, профессиональный телеведущий и ньюсмейкер, но никак не актриса, тут даже к
Саакян не ходи.
Ссылки по теме:
Кинотавр: день второй. "Отдать концы", "Труба", короткий метр
Расписание на лето. Обзор главных летних кинофестивалей
Первые победители Кинотавра
Программа 24 «Кинотавра»
Итоги 23-его «Кинотавра»
обсуждение >>