Основная проблема фестиваля
«Завтра» в этом году - это его непосредственное соседство с киносмотром
Алексея Медведева «2 in One». Как так получилось, что два главных фестиваля независимого кино оказались в одной и той же неделе октября (первый закончится в воскресенье, а второй начнется уже завтра), не хочется думать и анализировать. Есть только одно-единственное желание - посмотреть как можно больше фильмов, заявленных в программах обоих смотров. Но это все равно не получится, поэтому каждому придется сделать свой осознанный выбор или вообще пойти на что-нибудь абсолютно другое, например, на перформанс
«Fucking Å…».
И все же, пока есть небольшая передышка перед завтрашней беготней между «Роланом» и «35 мм», стоит рассказать о том, что московский зритель смог рассмотреть сегодня в море кинокартин.
Главным событием дня, наверно, стоит считать показ нового фильма
Ким Ки Дука «Ариран».
Перед нами
Ким Ки Дук, не снимавший фильмов в течение трех лет. Обросший, замкнувшийся в себе и живущий неведомо где в какой-то лачуге. Никаких осветителей, операторов и актеров. Режиссер предстает перед нами, как полноценный творец, отказавшийся от съемочной группы. Он и оператор, и сценарист, и монтажер, и актер. Последнее, кстати, у нее очень хорошо получается, как это станет понятно в финале.
Творческий кризис здесь является лишь зачином, причиной спонтанного возгорания. На самом деле перед нами фильм-перевертыш, которому сложно подобрать жанровую формулировку. Это документальное кино? Нет, финал доказывает совершенно обратное. Это трагедия? Опять же нет, в фильме хватает смеха. Так, может, это комедия? Тогда причем тут револьвер?
Ким Ки Дук, как мне кажется, просто забавляется со зрителем. Это своеобразная игра в кошки-мышки. С заряженным в кадре пистолетом, который, как и положено, исполнит роль пресловутого «ружья». И вот уже мы становимся свидетелями режиссерского самоутверждения и самоуничтожения.
«Ариран» - это рассказ о выходе из тупика, куда попадает в определенный момент каждый человек, будь то творческая личность или простой работяга. Главное, чтобы перерождение после такого кардинального самоочищения от собственных химер не оказалось еще более губительным, чем сам кризис...
«Ноль за поведение» Жана Виго - это классическая картина о детском бунте, включенная в программу
«Праздник непослушания».
«В некотором отношении «Ноль за поведение» - более редкое явление, чем «Аталанта», поскольку посвящённые детству шедевры литературы и кино можно пересчитать по пальцам. Они поражают нас вдвойне, т.к. к эстетическому восприятию прибавляется личностное, интимное, биографическое. Как почти в каждом дебюте, в фильме «Ноль за поведение» есть доля эксперимента, проверка разного рода идей» - так говорил в свое время
Франсуа Трюффо.
Выдающийся представитель французской «новой волны» именно в этой картине черпал свое вдохновение, когда снимал
«400 ударов» (еще один участник программы
«Праздник непослушания»).
Обе картины тесно взаимосвязаны между собой не только темой и новизной для своего времени, но и особым ощущением свободы.
Жан Виго легко обращается с формой. В его шедевре можно наблюдать анимационные вставки и цитаты, точнее, популярные образы вроде
Чарли Чаплина. А картина
Трюффо стала толчком для серии сюжетов, связанных с развитием и становлением персонажа
Жан-Пьера Лео.
Влияние обеих режиссеров на последующие кинематографические поколения до сих пор наглядно и осязаемо. Достаточно вспомнить недавнюю
«Субмарину», вобравшую в себя все лучшее, что существует в фильмах, посвященных подросткам.
На этой ноте я и закончу сегодняшнюю запись в дневнике. Следите за
фестивалем!
обсуждение >>