Кромешная темнота. Открывается дверь. Рука нащупывает выключатель. Все озаряется тусклым светом. Пожилая женщина входит в комнату, одевает засаленный халат и включает кинопроектор. На экране в темном зале появляются титры – это начинается фильм про мутантов…
Мутанты – основная тема кинофестиваля
«2-in-1» по определению его программного директора
Алексея Медведева. Речь не только о фильмах про мутантов, коим нашлось место в ретроспективе Дэвида Кроненберга. Основной упор делается на «фильмах-мутантах», созданных на стыке игрового, анимационного и документального кино, а также видео-арта. Много сюжетов про мутантов, которых мы встречаем в обычной жизни, - людей, неспособных чувствовать или наоборот вмещающих в себя весь спектр человеческих эмоций.
Каждый фильм программы – это своеобразный вызов зрителю. Молчаливый вопрос
«Досидите ли вы до финала фильма?» так и витает в воздухе. Эту особенность фестиваля подчеркивает и состав
жюри.
Кира Муратова,
Лукас Мудиссон,
Кэрри Фокс и
Майкл Роув – художники, чьи фильмы по большей части непросты для зрителя, привыкшего потреблять попкорн и кока-колу во время просмотра фильма. Но здесь и нет таких зрителей. Сюда приходят люди, желающие причаститься к невиданному и непознанному, и им никто не мешает получать массу удовольствия, как, например, на
ММКФ. Здесь рядовой зритель может запросто пообщаться с интересным ему кинематографистом из любой точки земного шара, и охрана не будет толкаться или угрожающе смотреть исподлобья, лишь бы оградить зарубежных гостей от нежелательных контактов…
Но это ощущения от самого фестиваля. Фильмы же оставляют после себя отнюдь не радужные, а скорее пессимистические мысли. Мысли о мутации чувств и мира.
Первый фильм из конкурсной программы, увиденный мной вчера, -
«Сетка от комаров» испанского режиссера
Агусти Вилы – относится к разряду сюжетов про людей-мутантов. По сюжету муж и жена, уставшие друг от друга, бросаются в объятия молодых любовников, а их сын чуть ли не каждый день приводит в дом бездомных собак и кошек лишь для того, чтобы в конце концов купить себе наркотики, прикрывшись фразой:
«Это для моих животных. Не хочу видеть, как они страдают, когда умирают». Попутно рассказывается история про сестру главной героини, которая убеждает всех, что не бьет своего ребенка, а тем временем в наказание отрезает ей волосы или прожигает руку сигаретой. Такие же странные и родители мужа. Особенно отец, который решает за мать и пытается покончить с собой и с ней, открыв газовую плиту.
Все эти истории демонстрируют, насколько опротивела всем обычная скучная жизнь. Каждый готов хоть как-то украсить свое существование, пускаясь в рискованные авантюры, а когда становится страшно и больно, то сразу вспоминается семья и время, проведенное с ней. Семья же сама по себе деградирует до полной анархии и гротеска, а пресловутая мудрость про мужа-каменную стену высмеивается последней сценой, где вовсю трезвонит дверной звонок, но никто не открывает дверь, а просто сидит за столом.
Актеры подобраны в этой картине просто восхитительно. Алису играет
Эмма Суарес, блиставшая у
Хулио Медема в ранних работах.
Эдуард Фернандес из антиутопии
«Три дня» предстает в образе Мигеля, мужа Алисы. А
Джеральдина Чаплин, не сказавшая за весь фильм ни слова, играет Марию – мать Мигеля, страдающую болезнью Альцгеймера. Откровением картины, на мой взгляд, стала
Мартина Гарсиа, сыгравшая горничную по имени Ана. Эта молодая актриса в этом году засветилась также в новой работе
Иьярриту «Biutiful», представленной на
Каннском кинофестивале, и за ней, вполне возможно, будущее...
Тему бесчувственности (aka бездушности), открытую в
«Сетке от комаров», продолжил украинский киноальманах
«Мудаки. Арабески». Картину, в которой по большей части говорят по-украински, не успели снабдить русскими субтитрами, а потому режиссеру
Аксинье Куриной пришлось не только представлять свое детище, но и озвучивать.
«Мудаки» входят в программу
«Три копейки» и полностью оправдывают свое звание «безбюджетного кино». Все микросюжеты сняты на цифру практически без освещения на натуре или в квартирах друзей и знакомых. Никаких громких имен, хотя некоторые фамилии режиссеров мне лично уже знакомы. Например,
Вера Яковенко (
«Такси?!») сняла в свое время трогательную картину
«Вернуть Веру» с
Еленой Захаровой в главной роли.
Сюжеты альманаха очень разные по хронометражу и стилю, а сам сборник предстает этаким антигламурным ответом проекту
Егора Кончаловского «Москва, я люблю тебя». Начинается все в кинопроекторской, где женщина-киномеханик заинтересована не в фильме, а в рожах, которые она сама себе строит. А заканчивается напившимся парнем, спутавшим стриптизершу со своей знакомой, который сам становится роковой жертвой путаницы. Многие истории – чистый треш. Особенно про говно или украинскую литературу для мудаков. Нашлось место и юмору в сюжетах про семечки (
«Пятница»), девушку, выгнавшую парня (
«Конченая»), и мужика, подавившегося фисташками (
«Трусы»). Есть и спорные моменты, как в случае с кражей денег у гроба покойницы (так и подмывало спросить, не настоящие ли это похороны?). Есть просто печальные вырезки из нашей реальности, будь то доставка письма маленьким мальчиком сыну от умирающей матери (
«Последнее письмо») или избиение ментами глухонемого парня (
«Глухота»). Все это – наша обыденность, показанная без прикрас здесь и сейчас. Это люди, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Те самые бесчувственные уроды из метро, гопники с соседнего двора, пьяные офисные работники и прочие жертвы-продукты постсоветского пространства-времени. Но все-таки больше внимания уделено не хамству и беспределу, а нормальным человеческим попыткам наладить контакт с окружающим, состраданию и доброте. Хотя ответная реакция, конечно же, неадекватная и соответствующая современным идеалам и понятиям – оплеуха…
В рамках программы
«Московская полночь» вчера была показана дебютная картина
Джузеппе Капотонди «Двойной час». Несмотря на то, что я и не был на этом показе, но видел эту работу раньше.
Самое замечательное в этой картине – это
Ксения Раппопорт. Все полтора часа мы наблюдаем за нашей актрисой в странном мире, наполненном вычурными образами и непредсказуемыми поворотами сюжета. Хотя насмотренный зритель и понимает, в чем кроется секрет фильма, но ему все равно интересно наблюдать за Соней, ставшей свидетелем убийства своего возлюбленного. И не зря
Ксения вновь удостоилась
приза за лучшую женскую роль, потому как без нее, я уверен, эта картина бы не получилась.
Вчера открылась и ретроспектива
Дэвида Кроненберга. Некоторым счастливчикам повезло увидеть в кинотеатре
«Пионер» шедевры знаменитого канадского режиссера
«Связанные насмерть» и
«Выводок», чудом сохранившиеся на 35-милиметровой пленке. Кроме них будут также показаны замечательные в своей извращенной красоте
«Видеодром» и
«Муха».
Мне казалось, что я видел все ранние работы
Кроненберга, но оказалось, что
«Выводок» вне пределов моей памяти. Поэтому я срочно ознакомился с этой картиной конца 70-х. И в ней нашлось место всему тому, за что мы любим
Дэвида. Генетические отклонения, паранормальные способности, классные во всех отношениях актеры (
Оливер Рид,
Саманта Эггар,
Арт Хиндл) и омерзительно-прекрасные мутанты. Мутанты именно в том виде, к которому мы привычны. Но, тем не менее, дети-уродцы из фильма актуальны по сей день, если вспомнить
Коломбину и прочие случаи детской агрессии…
На этом и закончился мой первый день на фестивале. На сегодня все, но не забывайте следить за нашим
дневником.
обсуждение >>