...В течение двадцати лет с лишним главным дирижером театра являлся Виктор Михайлович Яковлев, который именно за эту деятельность был удостоен звания заслуженного, а затем народного артиста! РСФСР. В. М. Яковлев закончил Лейпцигскую консерваторию, а позже — аспирантуру в Московской консерватории и до прихода в те-атр возглавлял симфонический оркестр в Казахстане.
При внешней сдержанности, которая тем, кто его не знал, могла показаться холодностью, он за пультом был очень эмоциональным, крепко держал в руках все нити, темпы, ритмы, сам пульс оперного действия.
Будучи музыкальным руководителем театра, Виктор Михайлович работал в полном контакте с Наталией Ильиничной.
Главное, чего она добивается от нас, — говорил он мне, — соответствия музыки содержанию произведения. Сюжет должен раскрываться действенностью музыки и действенностью слова. Наталия Ильинична всегда следит за тем, чтобы ни внешний рисунок, ни внутреннее наполнение образа не шли вразрез с музыкой.
В Яковлеве, — говорил мне Э. Колмановский, — меня всегда подкупала его преданность своему делу. У него не было никаких колебаний и сомнений в необходимости Детского музыкального театра, с первых же дней он поверил в его будущее и работал четко, спокойно, уверенно.
Композиторы, с которыми соприкасался Яковлев, отмечают, что его дружеские советы и критические замечания улучшали партитуру.
Очень одаренный музыкант, — говорил о нем Борис Терентьев, — человек с художественным, театральным чутьем, с чутьем оперной музыки. Он легко схватывал мысли композитора, развивал их, углублял, находил хорошие исполнительские штрихи. Технически он был очень оснащен, обладал приятными дирижерскими жестами.
Мне удивительно повезло, — говорил Ширвани Чапаев, — я попал в добрые руки. Я впервые видел дирижера-друга, а не врага, — шутит он. — Яковлев отнесся к моей партитуре с уважением, пониманием, с любовью, он дирижировал с удовольствием, это чувствовалось по его экспрессии. Он стремился дать мобильное ощущение звукового мира, стремился к тому, чтобы каждый звук был содержательным, старался дать насыщенную музыкальную информацию, повысить «коэффициент полезного времени». Музыка может не нравиться, но не слушать ее невозможно...
Викторов В.
обсуждение >>