26 декабря 1917, д. Этивайнуры Козьмодемьянского уезда (ныне Горномарийского района Республики Марий Эл) – 17 июня 2000, Чебоксары
Композитор, дирижёр, педагог, член Союза композиторов СССР (1943).
Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1950).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (12.07.1968).
Окончил Чувашский музыкально-театральный техникум (1934), музыкальное училище при Московской консерватории (1941), Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс композиции Г.И. Литинского, уроки дирижирования С.Г. Делициева, 1956). С 1932 г. - помощник концертмейстера, в 1934–1937 годах - концертмейстер Чувашского государственного симфонического оркестра, одновременно в 1935–1937 годах - заведующий музыкальной частью Чувашского ТЮЗа. В 1941–1942 годах - скрипач и альтист Концертно-эстрадного бюро, с 1942 года - заведующий музыкальной частью и дирижёр Чувашского государственного театра драмы. В 1946–1958 годах - художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра Чувашской государственной филармонии. С 1934 года - преподаватель класса скрипки, оркестрового класса и теоретических дисциплин в Чебоксарской музыкальной школе, инициатор открытия (1959), заведующий (1970–1978) и педагог теоретического отделения Чебоксарского музыкального училища. Работал в Нижегородской консерватории (1960–1962). Инициатор организации и первый заведующий кафедрой теории и истории музыки (1964–1970), доцент (с 1968) в Чувашском государственном педагогическом институте.
В ранний период творчества написаны Сонатина (1937) и Маленькая сюита для фортепиано (1938), цикл романсов на стихи М.Ю. Лермонтова (1941), клавир Увертюры для симфонического оркестра, «Лаконическое трио» для скрипки, альта и виолончели (1941). В 1941–1942 годах был композитором-оформителем эстрадных концертов и спектаклей Дома Красной Армии, сотрудничал с джаз-оркестром А.М. Арского, написал около 20 эстрадных песен. Для Республиканского русского драмтеатра, ЧГАДТ и Чувашского ТЮЗа создал музыку более чем к 50 спектаклям. Сочинил Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1942, 1-я редакция), вокальную сюиту «Жди меня» на стихи К.М. Симонова (1943), Серенаду для фортепиано (1945), вокальный цикл «Лирическая тетрадь» на стихи М.В. Исаковского (1946). Значительным произведением стала кантата «Мухтав юрри» (Песнь славы) на стихи А.А. Эсхеля (рус. текст В.И. Алатырцева и И.Д. Пиняева) для солистов, смешанного хора и оркестра (1950). В 1950–60-х гг. написаны «Полифонический цикл» для фортепиано (1954), «Чувашский квартет» для двух скрипок, альта и виолончели (1955), Прелюдия и фуга для струн. оркестра (1955), сочинения для голоса и фортепиано. Концерт для скрипки с оркестром (1957) и Концерт для виолончели с оркестром (1963), цикл романсов на стихи П.П. Хузангая (1958), симфоническая увертюра «Спортивный праздник» (1961), «Чувашское каприччио» для ксилофона и фортепиано (1968). Теме завоевания космоса композитор посвятил вокально-симфоническую оду «Слава Чайке» для тенора с оркестром на стихи В.В. Чаплиной (1966) и концертный марш «Сокол и Чайка» (1967). Кульминация творчества – балет «Чудесная вышивальщица» (либретто М.Д. Ухсай, 1972), на музыку которого им создана сюита для скрипки и фортепиано «Пьесы-картины из балета «Чудесная вышивальщица» (1977). Произведения Ходяшева публиковались издательствами «Музыка», «Советский композитор», печатались в Чувашии. Последнее издание – хоровой сборник «Моя Россия» на стихи А.А. Блока, А.Д. Дементьева и В.И. Фирсова (1993). Автор книги «Геннадий Воробьёв. Краткий очерк жизни и творчества» (1968).
последнее обновление информации: 23.02.25
обсуждение >>