30 ноября 1888, с. Разрытые Корсики Рославльского уезда Смоленской губернии — 30 сентября 1972, Ленинград
Артист оперы (лирический баритон) и оперетты, вокальный педагог, музыкально-общественный деятель.
Заслуженный артист РСФСР (1939).
Родился в семье священника. Образование получил в Рославской, Смоленской духовных семинариях, с 1905 года — в Орловской гимназии Алексеева. В 1906—1910 годах обучался на юридическом факультете Петербургского университета (изучал государственное право Англии). Одновременно работал статистом в Итальянской опере (здесь слушал пение Т. Руффо), в 1908 г. брал уроки пения у Е. К. Ряднова. В 1910—1912, работая в Тифлисе помощником присяжного поверенного, продолжал занятие в местном Музыкальном училище у Е. К. Ряднова. В 1911 г. в присутствии С. В. Рахманинова исполнил несколько его романсов (в т. ч. — "Проходит все") и был удостоен похвалы композитора.
Весной 1911 году дебютировал в партии Доктора Малатесты ("Дон Паскуале" Г. Доницетти) в Тифлисском казенном театре. 7 мая 1912 года, по окончании Тифлисского музучилища, на выпуском экзамене выступил в партии Графа ди Луна ("Трубадур" Дж. Верди). После успешного выступления был приглашен на амплуа лирического баритона в Одесскую оперную антрепризу М. Ф. Багрова. В 1913—1914 годах - солист Тифлисской оперы, в 1914—1919 — выступал в петроградском Театре музыкальной драмы. В 1919—1931 годах - солист Петроградского-Ленинградского ГАТОБа (в 1918 дебютировал в партиях Фигаро — "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Евгений Онегин в одноименной опере П. Чайковского), одновременно принимал участие в спектаклях Государственного академического театра комической оперы (позднее МАЛЕГОТ), в 1931—1948 (в некоторыхрых источниках до 1951) - солист МАЛЕГОТа.
Обладал ровным голосом красивого "бархатного" тембра, отличной дикцией, умением свободно держаться на сцене и хорошо танцевать. Создал ряд ярких образов в операх и опереттах. За 40 лет сценической деятельности исполнил около 60 партий.
Дирижёр Ю. Гамалей отмечал: "Считался хорошим профессионалом, но, безусловно, уступал по голосовым данным и Сливинскому, и Мигаю".
Талант певца высоко ценили писатель Л. Андреев и Ф. И. Шаляпин, неоднократно избиравший его своим партнёром в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини (1919—1922).
В годы гражданской войны и в период Великой Отечественной войны неоднократно выступал с концертами на фронте. В 1924 году гастролировал совместно с певицей О. Ф. Мшанской и дирижёром В. А. Дранишниковым в Германии (Берлин), Швеции и Финляндии. В 1934 году участвовал в шефской поездке на Дальний Восток. Гастролировал во многих городах СССР — в т. ч. в Одессе, Горьком, Тбилиси, Ереване. Часто выступал в концертах на сцене Ленинградской филармонии и пел на радио.
С 1931 года преподавал в Первом Ленинградском музыкальном училище, с 1948 — в Ленинградской консерватории (с 1957 — заведующий кафедрой сольного пения; с 1962 профессор).
В 1935 году по инициативе певца при Ленинградском Малом оперном театре была создана молодежная группа (куда входили в т. ч. певцы П. Лисициан, А. Ступальская, С. Шапошников), где он и преподавал. Он также являлся одним из создателей ленинградской Народной консерватории.
Среди его учеников — Ю. А. Барсов, В. А. Гринченко (в 1958—65), В. И. Копылов. Б. Лушин, Ю. М. Марусин, Т. В. Новикова, К. И. Плужников, А. М. Седов, О. Серов, В. И. Тимохин, В. Трофимов, Э. А. Хиль, В. Юшманов, О. Ярошенко.
Вёл активную общественную деятельностьсть. До революции был делегатом съездов РТО, после 1917 года — один из организаторов петроградского Союза сценических деятелей и его первый секретарь, член художественного совета ГАТОБа и Академической капеллы, с 1937 года - заместитель председателя секции мастеров оперных театров Ленинградского отделения ВТО. Принимал активное участие в работе вокально-методического совета Министерства культуры РСФСР, был участником многих вокальных конференций и семинаров, где выступал с методическими докладами.
1-й исполнитель партий:
Тип ("Фронт и тыл" А. Гладковского, 1930)
Счастливый игрок ("Пиковая дама" П. Чайковского, сценарий и текст В. Э. Мейерхольда и В. Стенича, 1935)
Жифляр ("Кола Брюньон" Д. Кабалевского, 1938)
Директор фабрики ("Мать" В. Желобинского, 1939);
в СССР — Барон Грог ("Герцогиня Герольштейнская", 1922)
Панталон ("Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьева, 1926)
Даниэлло ("Джонни наигрывает" Э. Кшенека, 1928);
на советской сцене — Роберт ("Иоланта" П. Чайковского, 1923, Малый Петроградский Государственный академический театр).
Лучшие партии:
Евгений Онегин (одноименная опера П. Чайковского)
Князь Елецкий ("Пиковая дама" П. Чайковского)
Веденецкий гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова)
Мизгирь ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова)
Дон Жуан (одноименная опера В. А. Моцарта, 1924)
Граф де Невер ("Гугеноты" Дж. Мейербера)
Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно)
Альберт ("Вертер" Ж. Массне)
Жорж Жермон ("Травиата" Дж. Верди, 27 дек. 1914, Тифлис)
Рангони ("Борис Годунов" М. Мусоргского)
Демон (одноименная опера А. Рубинштейна)
Мазепа (одноименная опера П. Чайковского)
Светлейший ("Черевички" П. Чайковского, 1940)
Бес ("Черевички" П. Чайковского)
Гарин и Беппо ("Каморра" Э. Д. Эспозито)
Валентин ("Фауст" Ш. Гуно)
Зурга ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе)
Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе)
Доктор Малатеста ("Дон Паскуале" Г. Доницетти, 1931)
Граф ди Луна ("Трубадур" Дж. Верди)
Марсель и Шонар ("Богема" Дж. Пуччини)
Шарплес ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини)
Сильвио ("Паяцы" Р. Леонкавалло)
Альфио ("Сельская честь" П. Масканьи)
Каскар ("Заза" Р. Леонкавалло)
Януш ("Галька" С. Монюшко)
Петроний ("Камо грядеши?" Ж. Нугеса)
Вольфрам фон Эшенбах ("Тангейзер" Р. Вагнера)
Евгений Листницкий ("Тихий Дон" И. Дзержинского, 1935)
Свербеев ("Именины" В. Желобинского).
Роли в опереттах:
Маркиз де Корневиль ("Корневильские колокола" Р. Планкета, 1919, Государственный академический театр комической оперы)
Ян ("Нищий студент" К. Миллёкера)
Ферфакс ("Гейша" С. Джонса)
Октав ("Ева" Ф. Легара)
Су Хонг ("Жёлтая кофта" Ф. Легара)
Поста ("Там, где жаворонок поет" Ф. Легара)
Боккаччо (одноименная оперетта Ф. Зуппе)
Роберт ("Герцогиня Герольштейнская" Ж. Оффенбаха)
последнее обновление информации: 01.04.18
обсуждение >>