8 [21] февраля 1901, Санкт-Петербург — 23 марта 1964, Москва.
Балетмейстер.
После окончания в 1919 году Петроградского хореографического училища (класс Владимира Пономарёва) до 1938 года работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, где исполнял небольшие хара́ктерные партии).
Работу балетмейстера начал в 1920-е годы с постановки концертных номеров.
В 1951—1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Жена - балерина Клавдия Николаевна Армашевская.
Сын - Никита Васильевич Вайнонен (17.09.1934 – 06.04.2012) - журналист, поэт, драматург.
После окончания журфака МГУ добровольно уехал из Москвы на Сахалин, где два года работал в районной газете «Заря коммунизма» (по словам Вайнонена, «больше похожей на глухую ночь»). По возвращении в столицу – литсотрудник в газете «Советская культура» до 1970 года. Затем журнал «Журналист», в котором он, по его собственным словам, «жил» 37 лет. В соавторстве с К.Н. Армашевской выпустил в 1971 книгу «Балетмейстер Вайнонен», в 1983 году – книгу «Наша самодеятельная песня», в 2003 году сборник стихов «Три жажды».
Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета:
«Конёк-Горбунок», хореография хореография Мариуса Петипа и Александра Горского — Уральский танец
«Раймонда», хореография Мариуса Петипа — Сарацинский танец
«Петрушка», хореография Михаила Фокина, постановка Леонида Леонтьева — Арап
«Спящая красавица», хореография Мариуса Петипа — Кот в сапогах
«Фея кукол», хореография Николая и Сергея Легат — Паяц
«Красный мак», балетмейстеры Фёдор Лопухов, Владимир Пономарёв и Леонид Леонтьев — Кок
«Ледяная дева», балетмейстер Фёдор Лопухов — Юноши
Первый исполнитель партий
1924 — «Времена года», хореография Мариуса Петипа, возобновление Леонида Леонтьева — Сатир
1924 — «Красный вихрь», балетмейстер Фёдор Лопухов — «шпана»
1926 — «Пульчинелла», балетмейстер Фёдор Лопухов — Юноша
1927 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», балетмейстер Фёдор Лопухов — Баран
Постановки в Ленинградском театре оперы и балета:
Танцы в операх
18 февраля 1926 — «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Владимир Дмитриев)
13 июня 1927 — «Воццек» Альбана Берга (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник М. З. Левин)
16 февраля 1928 — «Борис Годунов» Модеста Мусоргского(дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Владимир Дмитриев);
24 ноября 1928 — «Кавалер роз» Рихарда Штрауса (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Елизавета Якунина)
13 апреля 1929 — «Евгений Онегин» Петра Чайковского (дирижёр Александр Гаук, режиссёр Эммануил Каплан, художник Владимир Дмитриев)
25 января 1930 — «Черевички» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Эммануил Каплан, художник Владимир Дмитриев)— Молодёжный спектакль на сцене Оперного театра ленинградского Народного дома
14 июня 1931 — «Чёрный яр» Андрея Пащенко (дирижёр Сергей Ельцин, режиссёр Александр Винер, художник Владимир Дмитриев)
1933 — «Русалка» Александра Даргомыжского
1933 — «Аида» Джузеппе Верди
5 ноября 1934 — «Мазепа» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Александр Винер, художник Владимир Дмитриев).
4 ноября 1935 — «Пиковая дама» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Николай Смолич, художник Владимир Дмитриев)
19 ноября 1938 — «Щорс» Георгия Фарди (дирижёр Сергей Ельцин, режиссёр Журавленко и Милешко, художник Александр Константиновский)
22 февраля 1950 — «Мазепа» Петра Чайковского (дирижёр Борис Хайкин, режиссёр Илья Шлепянов, художник Константиновский)
Балеты
26 октября 1930 — «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (совместно с Леонидом Якобсоном и В. П. Чеснаковым; дирижёр Александр Гаук, режиссёр Эммануил Каплан, художник Валентина Ходасевич)
7 ноября 1932 — «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Сергей Радлов, художник Владимир Дмитриев)
18 февраля 1934 — «Щелкунчик» Петра Чайковского (дирижёр Евгений Мравинский, художник Н. Селезнёв)
1936 — «Пламя Парижа» Бориса Асафьева — новая редакция (дирижёр Евгений Дубовской, художник Владимир Дмитриев)
10 мая 1937 — «Партизанские дни» Бориса Асафьева (дирижёр Евгений Дубовской, художник Владимир Дмитриев)
22 марта 1938 — «Раймонда» Александра Глазунова по новому либретто созданному балетмейстером совместно с Юрием Слонимским, с использованием хореографии Мариуса Петипа (дирижёр Евгений Дубовской, художник Валентина Ходасевич)
29 декабря 1947 — «Милица» Бориса Асафьева (дирижёр Евгений Дубовской, художник Борис Волков)
16 декабря 1950 — «Пламя Парижа» Бориса Асафьева — новая редакция (дирижёр Евгений Дубовской, Владимир Дмитриев и Валерий Доррер)
21 марта 1954 — «Щелкунчик» Петра Чайковского — возобновление (дирижёр Борис Хайкин, художник Симон Вирсаладзе)
Постановки в Большом театре:
Балеты
6 июня 1933 — «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (дирижёр Юрий Файер, художник Владимир Дмитриев)
28 апреля 1939 — «Щелкунчик» Петра Чайковского (дирижёр Юрий Файер, художник Владимир Дмитриев)
9 апреля 1947 — «Пламя Парижа» Бориса Асафьева — новая редакция (дирижёр Юрий Файер, художник Владимир Дмитриев)
16 января 1949 — «Мирандолина» Сергея Василенко (дирижёр Семён Сахаров, художник Ниссон Шифрин)
22 мая 1957 — «Гаянэ» Арама Хачатуряна (дирижёр Юрий Файер, режиссёр Эммануил Каплан, художник Вадим Рындин)
Танцы в операх
14 января 1941 — «Черевички» Петра Чайковского (дирижёр Александр Мелик-Пашаев, режиссёр Рубен Симонов, художник Анатолий Петрицкий)
20 октября 1943 — «Травиата» Джузеппе Верди (дирижёр Семён Сахаров, режиссёр Борис Иванов, художник Борис Эрдман)
23 марта 1944 — «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова (дирижёр Лев Штейнберг, режиссёр Борис Покровский, оформление Бориса Кустодиева)
26 октября 1948 — «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны (дирижёр Кирилл Кондрашин, режиссёр Борис Покровский, художник Владимир Дмитриев; Сталинская премия, 1949)
5 ноября 1949 — «Галька» — Станислава Монюшко (дирижёр Кирилл Кондрашин, режиссёр Борис Покровский, художники Михаил Петровский и Михаил Сапегин)
16 мая 1953 — «Демон» Антона Рубинштейна (дирижёр Михаил Жуков, режиссёр Тициан Шарашидзе, художник Тамара Старженецкая)
30 декабря 1953 — «Травиата» Джузеппе Верди (дирижёр Александр Мелик-Пашаев, режиссёр Борис Покровский, художник Вадим Рындин)
30 декабря 1954 — «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова (дирижёр Кирилл Кондрашин, режиссёр Борис Покровский, художник Вадим Рындин)
26 ноября 1955 — «Никита Вершинин» Дмитрия Кабалевского (дирижёр Александр Мелик-Пашаев, режиссёр Леонид Баратов, художник Вадим Рындин)
Постановки в Новосибирском театре оперы и балета:
1952 — танцы в опере «Тихий Дон» Ивана Дзержинского
1952 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» Александра Бородина, хореография Михаила Фокина
1952 — «Берег счастья» Антонио Спадавеккиа
1952 — «Спящая красавица» Петра Чайковского, хореография Мариуса Петипа
1961 — «Щелкунчик» Петра Чайковского
Постановки в других театрах:
1928 — танцы в опере «Джонни наигрывает» Эрнста Кшенека (дирижёр Самуил Самосуд, постановка Смолича, художник Владимир Дмитриев) — Ленинградский Малый оперный театр
1937 — танцы в оперетте «Золотая долина» Исаака Дунаевского (дирижёр Сергей Орланский, постановка Соловьёва, художник Руди) — Ленинградский театр музыкальной комедии
1938 — танцы в оперетте «Свадьба в Малиновке», Бориса Александрова (дирижёр Сергей Орланский, постановка Энритона, художник Басов) — Ленинградский театр музыкальной комедии
1939 — танцы в опере «Дарвазское ущелье» Льва Степанова — Московский оперный театр им. К. С. Станиславского
1940 — танцы в опере «Станционный смотритель» Владимира Крюкова — Московский оперный театр им. К. С. Станиславского
1945 — танцы в опере «Кармен» Жоржа Бизе — Минский театр оперы и балета
1946 — «Арлекинада» Риккардо Дриго — Минский театр оперы и балета
1950 — «Щелкунчик» Петра Чайковского — Венгерский государственный оперный театр
1950 — танцы в опере «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского — Венгерский государственный оперный театр
1954 — «Щелкунчик» Петра Чайковского — Рижский театр оперы и балета
1960 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» Александра Бородина, хореография Михаила Фокина — Казахский театр оперы и балета
Сталинская премия первой степени (1947) — за балетный спектакль «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1947)
Сталинская премия второй степени (1949) — за оперный спектакль «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948)
Орден «Знак Почёта» (1939)
последнее обновление информации: 26.03.18
обсуждение >>