Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Клара Кацман

Клара Кацман фотографии
Годы жизни
Категории
Композитор, Театральный деятель
Фильмография
Театр
Фотоальбом

Кацман Клара Абрамовна

18 (31) мая 1916, г. Сураж Витебской губернии - 24 октября 2006, Екатеринбург, похоронена на Широкореченском кладбище

Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.01.1969).
Народная артистка РСФСР (5.08.1991).

В 1922 году семья переехала в Петроград. В 1936 году после окончания рабфака при Ленинградской консерватории была зачислена без экзаменов в консерваторию на композиторский факультет (окончила в 1941 году, училась у П.Рязанова, М.Юдина и Д.Шостаковича. Работала на радио.
В годы блокады работала санитаркой в ленинградском госпитале.
С 1943 года - в Свердловске.
В 1945—1953 годах - художественный руководитель Свердловского радиокомитета. В 1953—1978 годах заведовала музыкальной частью Свердловского ТЮЗа (музыка к драматическим спектаклям, в т. ч. "Антоний и Клеопатра" B. Шекспира (1956), "Дон Хиль Зеленые штаны" Тирсо де Молины (1963), "Украли консула" М.Мдивани (1964), "Мера за меру" В. Шекспира (1964), "Захудалое королевство" Г. Селянина и И. Ционского (1967), "Звонок в пустую квартиру" Д. Угрюмова (1968), "Золушка" Е.Шварца (1968), "Уехавший остался дома" Лопе де Вега (1969), "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1969), "Сказка о царе Салтане" А. Пушкина (1969), "Храбрый Кикила" Г. Нахуцришвили и Б. Гамрекели (1972), "Нахаленок" Ю. Жигульского (по М. Шолохову, 1974).

Член правления и ответственный секретарь Уральского отделения Союза композиторов РСФСР (1953-1984).

Произведения
Оперы
«Северное сияние» (1941)
«Непокоренные» (1944)
«Половодье» (1962, Свердловск)
«Любава» (1967, Челябинск, Пермь)
«Мальчиш Кибальчиш» (1969, Свердловск)
«Рыцарская баллада» (1973, Пермь)
«Сон о белых горах» (1984)
«Сестры мои» (1985, Свердловск)
Балет «Каслинский павильон» (1967, Свердловск)
Оперетты
«Марк Береговик» (1955, Свердловск)
«Любовь бывает разная» (1957, Свердловск)
Оратории
«Юный барабанщик» (слова Е. Хоринской, 1952)
«Семь белых журавлей» (1982)
Кантаты
«Родина» (слова Н. Карамзина, Н. Огарева, Н. Некрасова, 1943)
«Урал-богатырь» (слова О. Высоцкой, М. Исаковского, 1944)
Сюиты
«Под знаменем мира» (слова Л. Сорокина, Е. Ружанского, 1951)
«О Ленине, о партии поем» (слова Н. Брауна, Л. Сорокина, Е. Ружанского, 1959)
Концерт для фортепьяно с оркестром (1983)
Концерт для скрипки, альта и камерного оркестра (1988)
7 музыкальных посвящений «Мой город — сын России» (слова Д. Лившица, 1973)
Фреска «Бессмертие» (1976)
Мемориал-сюита «Помни павших» (слова Д.Лившица, 1973)
2 струнных квартета; для фортепиано — «Семь настроений» (1976), для хора — триптих «Строки, пробитые пулей» (слова И. Ливертовского, Г.Серебрякова, В.Андреева, 1970); для голоса и фортепиано — цикл «Задушевный разговор» (сл. А.Прокофьева, Л. Татьяничевой, К.Мамонтова, A.Вознесенского, 1976), фп. трио (1985).

последнее обновление информации: 15.01.23
Путь Клары

90-летие отметила Клара Кацман – крупнейший уральский композитор.
Ее имя вошло в престижные энциклопедии, в том числе в многотомник “Лучшие люди России”. Она –единственная в мире женщина, написавшая 10(!) опер, вот уже более 60-ти лет живет и работает на Урале. Без всякого преувеличения Кацман –знаковая фигура, олицетворение культуры нашего края. Люди старшего поколения могут вспомнить, например, какой небывалый зрительский успех имели в Свердловске музыкальная комедия “Марк Береговик”, оперы “Половодье” и “Мальчиш-Кибальчиш”, драматические спектакли с музыкой композитора (всего их свыше 100!). Оперы Клары Кацман звучали на сценах Свердловска, Челябинска, Перми, Новосибирска, Москвы. “Половодье” значилось в афише Свердловского оперного 8 сезонов подряд, для “неклассического” музыкального произведения случай, пожалуй, исключительный. При этом она не только театральный композитор, многообразие ее творчества впечатляет: симфоническая, камерно-инструментальная, камерно-вокальная, хоровая музыка, песни. Был и опыт работы в кино – музыка к фильму “Алмазы” Свердловской киностудии в 1948 года. В послереволюционные годы семья, порой, едва сводила концы с концами, однако отец решает купить для дочери рояль, вероятно почувствовав в ней уже тогда, в детстве, вполне осознанную потребность в музыке. Первая ступень профессионального мастерства –рабфак Ленинградской консерватории, куда принимали, кстати, только детей рабочих. После блестящего его окончания ее без вступительных экзаменов принимают уже в число полноправных студентов композиторского факультета прославленного вуза. Консерваторию будущий композитор заканчивала у Дмитрия Шостаковича, который на прощание подарил ей свою ручку. Интересно, что, будучи на курсе чуть ли не единственной представительницей прекрасного пола, Клара Абрамовна вовсе не боялась затеряться среди сильных мужчин, называвших ее “свой парень”, “мужик в юбке”. Одним из самых близких друзей был знаменитый Георгий Свиридов. В тяжелейшие дни блокады Клара Кацман остается в Ленинграде, почти два года работает санитаркой в госпитале, выхаживает раненых. И все же, о своем любимом деле не забывает, стараясь хоть изредка писать музыку. Очень много в ту пору созрело интересных замыслов, которые воплотятся уже после войны. Но ее боль, выстраданная и пережитая, останется. Это есть в музыкальном рассказе “Дарья” на слова В.Мошковцева, мемориал-сюите “Помни павших”, оратории “Семь белых журавлей”. Свердловская глава жизни и творчества музыканта ведет свой отсчет с конца 1943 года. Оказавшись на Урале в 1943-м году, она не сразу окунулась в творчество: пришлось поначалу работать на заводе, жить в крайне стесненных условиях, преодолевать нужду и голод, а на руках был маленький сын. С особой благодарностью вспоминает Клара Кацман Рейнгольда Глиэра, приложившего много усилий, чтобы ее кантата “Урал-богатырь”, созданная в 1945 году, прозвучала по Всесоюзному радио. До сих пор бережно хранит Клара Абрамовна клавир “Русалки” с автографом Глиэра. В 1952 году она становится заведующей музыкальной частью Свердловского театра юного зрителя, где проработает 22 года. С ТЮЗом связаны лучшие годы жизни, как творческой, так и личной. Несмотря на почтенный возраст, Клара Абрамовна обладает поразительной памятью, причем всегда обращает внимание на любопытные детали, нюансы события, ярко воспроизводит портрет личности, с которой была знакома. А довелось ей повстречать на пути людей неординарных: Алексей Толстой, Константин Симонов, Лиля Брик, Всеволод Мейерхольд, Арам Хачатурян, Евгений Светланов. Клара Кацман –личность необычайно целеустремленная, безусловно, сама выстроила концепцию своей жизни, неуклонно идя к осуществлению заветной мечты – стать композитором. И судьба была к ней благосклонна, одарив мгновениями счастья, признания и любви.

Наталия ИВАНЧУК

01.06.2006 Екатеринбург

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram