18 апреля 1897, Тифлис, Российская империя (ныне - Тбилиси, Грузия) — 8 июня 1981, Баку.
Первая азербайджанская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, музыкальный деятель.
Заслуженная артистка Азербайджанской ССР (1933).
Народная артистка Азербайджанской ССР (1934).
Народная артистка СССР (17.04.1938).
Её отец-сапожник заметил замечательный музыкальный талант дочери, когда ей было 6 лет. В 1910 году он разыскал спонсора, который помог организовать её первое выступление на светском банкете, устроенном вице-губернатором Кавказского края, графом Илларионом Воронцовым-Дашковым.
В 1910 году окончила музыкальную школу в Тифлисе и в 1911 году уехала в Милан (Италия) для продолжения музыкального образования в Миланской консерватории, где получала уроки у известной певицы Дотти Амброзия. Средства на учёбу выделил азербайджанский миллионер и меценат Гаджи Тагиев и его жена Сона. Однако в 1912 году финансовая помощь с их стороны по неизвестным причинам была прервана и Мамедова была вынуждена вернуться обратно. Продолжила свое музыкальное образование в Тифлисе.
13 апреля 1912 года, в свои 15 лет впервые выступила на сцене Тагиевского театра в Баку, исполнив партию из музыкальной комедии У. Гаджибекова «Муж и жена».
В 1917—1921 годах училась в Киевской консерватории (ныне - Национальная музыкальная академия Украины, педагог - профессор А.Н. Шперлинг), где познакомилась с композитором Р. Глиэром. Благодаря знакомству с Мамедовой, Глиэр заинтересовался азербайджанской народной музыкой и вскоре отправился в Карабах, где он встретился с рядом профессиональных исполнителей мугама. Позже, в 1934 году, он напишет свою известную оперу «Шахсенем» на основе впечатлений от этой поездки, и посвятит её Мамедовой. К тому времени она уже будет широко известна как талантливая оперная певица Азербайджана. Свое обучение она завершила в Милане и Париже в 1927—1930 годах.
С 1921 по 1948 годы — солистка Азербайджанского театра оперы и балета в Баку.
С 1921 года гастролировала в Москве, Ленинграде, Париже, Милане, Тебризе и Тбилиси, исполняя арии из опер.
Репертуар включал азербайджанские народные песни, камерные вокальные произведения российских и западных композиторов.
В 1923 году Шовкет Мамедова основала первый в Азербайджане театральный техникум (ныне - Азербайджанский государственный университет культуры и искусств), где была директором в 1923—1925 годах, и одновременно - заведующей республиканским нотным издательством, организованым ею в 1924 году.
С 1946 по 1950 годы заведовала вокальной кафедрой Азербайджанской консевартории (с 1949 - профессор), где преподавала до самой смерти. Среди её учеников народные артисты СССР Ф. Ахмедова, М. Магомаев, Ф. Касимова, народная артистка Азербайджана Х. Касимова, а также Н. Рагулина, Л. Платонова, Т. Захарова и другие.
В 1945—1952 годах — первый председатель Театрального общества (ныне - Союз театральных деятелей) Азербайджана.
Избиралась депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР 1—4-го созывов.
Автор книги «Пути развития азербайджанского музыкального театра» (1931).
Похоронена на Аллее почётного захоронения в Баку.
1921 — «Травиата» Дж. Верди — Виолетта
1922 — «Аршин мал алан» У. Гаджибекова — Гюльчохра
1924 — «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова — Снегурочка
1933 — «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Розина
1934 — «Шахсенем» Р. Глиэра — Шахсенем
1935 — «Наргиз» М. Магомаева — Наргиз
1937 — «Гугеноты» Дж. Мейербера — Маргарита
1940 — «Шах Исмаил» М. Магомаева — Гюльзар
1940 — «Иван Сусанин» М.И. Глинки — Антонида
1941 — «Ануш» А.Т. Тиграняна — Ануш
«Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова — Марфа
«Лакме» Л. Делиба — Лакме
«Риголетто» Дж. Верди — Джильда
«Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха — Олимпия
Государственная премия Азербайджанской ССР.
Два ордена Ленина.
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден «Знак Почёта».
последнее обновление информации: 22.12.18
обсуждение >>