С тех самых пор, как двадцатитрёхлетняя Муза Князевская в 1935 году сыграла в первом спектакле Чкаловского театра кукол, вся её жизнь, до последней минуты, была связана с его жизнью. Она прослужила в театре кукол более 30 лет, до ухода на пенсию в 1968 году. Потом уехала в Ленинград. А когда осталась совсем одна в 1978 году, попросила оформить её в Дом ветеранов сцены, где и прожила до 95 лет. Связь с театром поддерживала долгие годы. Она хранила память о театре, а театр помнил и помнит до сих пор свою актрису.
Начинала Муза Викторовна, когда кукольный театр существовал только на бумаге. Не было ни помещения для репетиций, ни декораций, ни костюмов. Пятеро актёров начинали с абсолютного нуля. Днями репетировали, отрабатывали технику речи и занимались всем тем, что называется общим актёрским развитием. По вечерам снова собирались вместе, готовили декорации, шили костюмы для кукол, осваивали работу с ними, мечтали о настоящем театре, готовились к первому спектаклю. Артисту драмы отчасти легче, ведь в помощь голосу он использует мимику, жест, а как же кукле не отстать от него, как плакать и смеяться, радоваться и огорчаться, чтобы было видно и понятно? Вот этим искусством оживления куклы и овладела Муза Князевская.
Всегда преклоняешься перед настоящими энтузиастами, людьми, которые делили с театром радость творческих успехов и горечь неудач, оставались верным театру в годы войны. Но было время, когда актриса хотела найти себя в оперетте. О её удивительном голосе говорили все, кто её знал. Одновременно с работой в театре кукол она занималась в музыкальном училище по классу вокала. Окончила его в 1943 году и поступила в хор театра музыкальной комедии. Проработала три года и вернулась в свой театр. Музыкальность очень помогала. Часто в одном спектакле ей приходилось играть совершенно противоположные роли. И зритель не догадывался, что слащавая речь льстивого Боярина в спектакле «Никита-кожемяка» и нежный чистый голосок прекрасной Царевны принадлежат одной актрисе. В спектакле «Чёрное озеро» ей пришлось исполнять сразу пять ролей. Нашла она речевую характеристику и для Старика, и для Царевны, и для Деревенской бабы, но никак не удавалась манера говорить Немецкой фрау. Кажется, всё испробовала, да ничего не подходило. Пока не вспомнилась одна знакомая, разговаривавшая с лёгким иностранным акцентом. Так кукла обрела свой неповторимый язык. Задолго до спектакля Князевская начинала знакомиться со своими напарниками. Приспосабливалась к ним, изучала особенности конструкции. И кукла постепенно оживала.
Об этом и многом другом актриса рассказывала Андрею Гордееву, который прибыл в Санкт-Петербургский Дом ветеранов сцены на 95-летие Музы Викторовны Князевской посланцем от коллектива театра. Он передал ей подарок – оренбургский пуховый платок и звуковое письмо.
С первыми поздравлениями к актрисе-основательнице Оренбургского театра кукол обратился нынешний его директор Александр Паин: «Уважаемая Муза Викторовна! Мы с Вами познакомились в прошлом году. Сейчас в театре какая-то предпраздничная суета. Буквально все службы, все цеха бегают с каким-то восторженным видом и думают, как поздравить Вас с этим замечательным юбилеем. Вы являетесь нашей Музой по имени и победительницей по отчеству. Все-все желают Вам здоровья, долголетия, счастья, любви. И огромное спасибо Льву Ефимовичу, директору Дома ветеранов сцены, который позвонил нам, напомнив о Вашем юбилее. Он очень тепло относится к Вам как оренбуржец и как ваш большой друг. Принимайте поздравления от Ваших коллег».
Художник-бутафор, заслуженный работник культуры РФ Елена Селиванова: «Милая Муза Викторовна, Вы наверняка меня не помните, я пришла в театр в тот год, когда Вы ушли на пенсию. Но Вы приходили в художественный цех. С 1961 года я смотрела все спектакли, так как в нашем театре работала актрисой моя сестра Лариса Селиванова, Вы её наверняка помните. Вчера я звонила ей по телефону по поводу Вашего такого вот юбилея, спрашивала, что она хочет Вам передать. Она просто восхищена Вами, Вашей жизненной стойкостью. Она вспоминала роли, которые Вы играли. Она пришла в театр как раз, когда Вы играли Емелю в спектакле «По щучьему велению». Она даже песенку Вашу напела мне по телефону. Но я хорошо помню, как Вы в «Маленьком принце» играли Розу. Какой замечательный, комедийный был у Вас номер в концертном обозрении «Зажгите сердца»! Какие рулады выводила Нимфа Петуховская! Какой прекрасный у Вас певческий голос. А ещё раньше, когда театр не имел своего помещения, и только на других площадках можно было изредка увидеть детские кукольные спектакли, я ещё школьницей видела спектакль «Лиса и Заяц». И, по-моему, это Вы играли там Лису. Я хорошо запомнила Ваш голос.
Перед отъездом Вы заходили в наш художественно-бутафорский цех и принесли нам альбомы по вышиванию, по рукоделию. Поскольку никто рукоделием тогда у нас особенно не увлекался, они достались мне. До сих пор мы пользуемся Вашими узорами и благодарим Вас за это. Подарок Ваш храним. Лариса и я, мы очень-очень желаем Вам самого доброго, здоровья! Мужественно и стойко продолжать прекрасную Вашу жизнь. Благодарим Вас, обнимаем, целуем».
Заслуженная артистка РФ Любовь Милохина: «Дорогая Муза Викторовна. Мне очень приятно поздравить Вас с замечательным днём рождения. Такая красивая круглая дата – 95. Очень жаль, что папа мой не дожил до этих лет. Его уже нет четыре года. Чуть-чуть не дотянул до 89, но очень хотел. Мы всегда Вас вспоминали. Вот не так давно приезжал Гена Гипиков, Нина Радаева. Помните? Они вспоминали Вас в спектакле «Хочу быть большим», который ставил Роман Борисович Ренц. Вы играли там бабочку. Бабочка надевалась на ручки, перчаточная кукла, и как Вы летали! Гена Вас представлял так, как будто видит сейчас, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля! Я Вас увидела, Ваш облик. Гладко зачёсанные волосы, ободок всегдашний. Очень по-доброму, очень радостно улыбаясь друг другу, мы вспоминали Вас. Мамочка моя передавала Вам привет, Антонина Николаевна Лященко по театру, Милохина потом, когда уже вышла за папу замуж. Она вспоминала Вас, как Вы работали в музкомедии. Вот видите, маме 80 лет, и она все помнит. Помнит Вашего мужа, замечательного характерного актёра Кольцова. И мне очень приятно, что память о Вас, о Вашем муже, таком прекрасном актёре, будет жить у нас в Оренбурге.
У Вас есть друзья. У Вас есть Оренбургский областной театр кукол, который в случае чего всегда придёт Вам на помощь. Я думаю, что не ошибаюсь. Вы должны о нас вспоминать, о нас думать, как о своих самых лучших, самых родных, самых близких людях... Поздравляем Вас ещё раз».
Главный режиссёр, заслуженный артист РФ Вадим Смирнов: «У Метерлинка в «Синей птице дедушка и бабушка говорят: «Мы живы, пока вы нас помните». Сегодня столько звучало хороших тёплых слов. Прозвучало не раз – любим, помним, ценим, и это правильно. Это большое счастье, что при таком завидном долголетии Вас любят, помнят, ценят. Мы преклоняемся перед Вашим талантом, перед Вашим умением жить. Вы настоящая легенда нашего театра. Подумать только – 95! Можно только позавидовать, обрадоваться, пожелать Вам долголетия, здоровья. Низкий поклон. С праздником Вас!».
Ведущая актриса театра Татьяна Деденёва: «Милая Муза Викторовна! Я почти 30 лет служу нашему дорогому, любимому Оренбургскому театру кукол. К сожалению, я не застала время, когда Вы работали на нашей сцене. Но моими первыми педагогами были уважаемые Ирина Михайловна Маленкова, Николай Александрович Плешков, Жидков Виктор Александрович. Они неустанно, постоянно говорили о Вас. О том, с каким трепетом Вы относились к каждой своей роли. И произошло чудо. Я как будто знаю Вас лично. Князевская у всех на устах в Оренбурге, в театре кукол. Вы действительно наша Муза… Я хочу Вам пожелать в эти дни как можно больше тёплых, солнечных, прозрачных дней, чтобы каждый день Вас радовал. Всего Вам самого доброго. Мы Вас любим».
Заместитель председателя Оренбургского отделения СТД РФ Екатерина Шарапова: «Уважаемая Муза Викторовна! Примите поздравления с прекрасным, удивительным юбилеем от имени всей театральной общественности Оренбуржья. На протяжении 20 лет работы в Оренбургском отделении Союза я убедилась, что Вы умеете замечательно дружить и умеете на долгие годы оставаться человеком верным своему родному театру кукол. Каждый миг Вашей жизни на сцене был примером святого отношения к актёрскому ремеслу и безоговорочной веры в свой театр. Ваш бесценный дар – афиши и фотографии 30-х годов стали украшением театрального музея. Спасибо Вам, дорогая Муза Викторовна, за то, что Вы есть. За Вашу мудрость, за Вашу щедрость. Низкий Вам поклон. В Ваш юбилей примите наши самые нежные слова любви, признательности и восхищения. Живите долго и счастливо».
Уже в Оренбурге Андрей Гордеев рассказывал коллегам, как Муза Викторовна, укутавшись пуховым платком, затаив дыхание, слушала звуковое письмо из родного театра и плакала. Кивала головой, узнавая имена и фамилии актёров, и не выпускала руки Андрея. На его вопрос, хорошо ли вам здесь живётся, она ответила: «Если бы мне жилось здесь плохо, я бы до таких лет не дожила. За всеми так хорошо ухаживают. Это действительно убежище для актёров, которые отдали театру жизнь». Передавала большой привет. Особенно Любе Милохиной, дочери Олега Евгеньевича, который и помог устроиться в Дом ветеранов сцены. Без него это было проблематично.
Андрей рассказывал, как, прощаясь, она попросила разрешения поцеловать его и обещала дожить до 100 лет. Это, пожалуй, единственное обещание, которое Муза Князевская не выполнила.
обсуждение >>