Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Суламифь Мессерер

Суламифь Мессерер (Sulamith Messerer) фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Мессерер Суламифь Михайловна

Sulamith Mikhaylovna Messerer

27 августа 1908, Москва — 3 июня 2004, Лондон

Советская и британская балерина и балетный педагог.
Сестра Асафа Мессерера и Рахили Мессерер, мать Михаила Мессерера, тётя Майи Плисецкой.

Заслуженная артистка РСФСР (1944).
Народная артистка РСФСР (1962).

Окончила Московское театральное училище (1926, класс В. Тихомирова), позже совершенствовалась у В. Семенова.
Солистка балета Большого театра в 1926—1950 годах, исполнительница разноплановых партий, обладала виртуозной техникой и темпераментом. С 1960 года преподавала в Московском хореографическом училище, затем в Токийской балетной школе, труппе «Токио-балле».

В эмиграции, с 1979 в Японии, затем в Великобритании с 1980 года. Педагог-репетитор театра Ковент-Гарден.

Занималась плаванием. В 1928 году на Всесоюзной спартакиаде (которая одновременно была и чемпионатом СССР по плаванию) стала двукратной чемпионкой.

Автор книги «Фрагменты воспоминаний», оконченной в последний год жизни и изданной сыном в 2005 году.

Похоронена на кладбище Ганнерсбери в Лондоне (Великобритания).
театральные работы
Суок («Три толстяка»)
Балерина («Светлый ручей»)
Лиза («Тщетная предосторожность»)
Жанна («Пламя Парижа», Сталинская премия, 1947)
Зарема («Бахчисарайский фонтан»)
Тао Хоа («Красный мак»)
Аврора («Спящая красавица»)
Китри («Дон Кихот»)
призы и награды
В 1947 году была удостоена Сталинской премии первой степени за исполнение партии Жанны в спектакле «Пламя Парижа».

Орден Великобритании «За заслуги перед искусством танца».
Возведена королевой Британии Елизаветой в рыцарское достоинство: титул Dame (аналогия титула Сэр) - ОВЕ (2000).

последнее обновление информации: 26.03.18
Век Суламифь

Несмотря на весьма почтенный возраст, она работала до последнего дня – вела класс в Ковент-Гардене - и не забывала следить за собой, ежедневно посещая бассейн. В ее феноменальной памяти (а трудно было найти такую область, в которой Мадам была бы несведуща) отчетливо запечатлелся весь минувший век, в то время как и в веке наступившем она совсем не чувствовала себя чужестранкой.

Когда Суламифь появилась на свет, в Москве была лишь одна ее тезка – ее же и дальняя родственница. Древнее библейское имя девочке дали по настоянию отца –дантиста с обширной практикой и огромной квартирой близ Лубянки. Карьере же балерины и примы Большого театра Суламифь была обязана своему старшему брату Асафу, который в раннем детстве, попав в Большой, был так пленен балетным искусством, что сумел пленить им и свою сестру, до того времени грезившую точными науками. И уже вскоре ей посчастливилось стать ученицей самого Василия Тихомирова – премьера Большого театра в дореволюционную эпоху и друга великой Екатерины Гельцер. Под его руководством Суламифь готовила свои первые партии, среди которых были и Тао Хоа из "Красного мака", которую она танцевала в паре с Ольгой Лепешинской, и Китри в "Дон-Кихоте", и Суок в "Трех толстяках" - полузабытом очаровательном балете в хореографии Игоря Моисеева.

Малоизвестный факт – еще в самом начале 1930-х гг. с разрешения Авеля Енукидзе - персоны особо приближенной к Сталину - Суламифь Мессерер вместе с братом отправляется в длительную гастрольную поездку и даже подумывает остаться за границей – в Париже, где она встречается с Ольгой Преображенской, Любовью Егоровой и самой Матильдой Кшесинской - ей предлагают место преподавателя в престижных частных школах. Но… Умная балерина понимала, сколь опасным мог оказаться такой шаг в ту эпоху – и вернулась на родину. Она ждала лучших времен. Мессерер была в авангарде советского балета, получая правительственные награды, и стала одной из первых в нашей стране у кого появился личный автомобиль (Суламифь была заядлой автогонщицей, а еще и пловчихой.) Жизнь, похожая на сказку?.. Не совсем так. Вокруг шли аресты, которые коснулись и ее родственников. В результате ареста сестры на руках Суламифь осталась юная Майя - Майя Плисецкая.

Суламифь не только вырастила будущую примадонну мирового балета, но и стала одним из первых ее педагогов. Довольно рано оставив балетные подмостки, г-жа Мессерер предпочла деятельности балерины работу балетмейстера и репетитора. У нее был свой индивидуальный метод, которым восхищалась и даже записала на кинопленку именитая Нинетт ди Валуа - создательница Лондонского королевского балета, скончавшаяся в возрасте 103 лет три года тому назад. Будучи в Москве и восторгаясь балетными опытами советской коллеги, мадам ди Валуа станет ее подругой уже в столице Англии четверть столетия спустя, когда Суламифь Мессерер приедет жить на берега Темзы. Однако этому будут предшествовать многолетние занятия с молодыми японскими артистами балета, который своим созданием в более чем значительной мере обязан именно г-же Мессерер. Приглашенная работать в крупнейших театрах мира, она с сыном Михаилом предпочла Альбион – "как страну традиций и безмятежного спокойствия".

Переехав в Лондон в 1980 г., Суламифь Мессерер прожила тут почти 25 лет, совершая постоянные вояжи по всему свету и не забывая приезжать и на родину, где несколько лет назад она была удостоена премии "Душа танца". Душа была молодой, вследствие чего 90-летняя звезда элегантно представила несколько па из канкана, доказав блистательную форму не только души, но и тела. И лишь в прошлом году она отказалась лететь в Японию на празднование своего 95-летия: "Самолеты стали для меня уже тяжеловаты", призналась г-жа Мессерер. Юбилей ее был отмечен, однако, не только в Стране восходящего солнца - специальным концертом и вечером, который вел воспитанник балерины и ныне знаменитый хореограф Сассаки, – но и в Израиле, где в честь примы посадили несколько деревьев. Лондон же заблаговременно отметил заслуги актрисы – еще несколько лет назад королева Елизавета II пожаловала Суламифь Мессерер титул Дамы Британской империи. Дама отвечала Англии взаимностью, о чем поведала и в своих неопубликованных (пока) мемуарах. Единственное, от чего она отказалась, приехав в Лондон, – так это от вождения авто. "Слишком трудно было привыкать к правостороннему движению", - сказала Суламифь Мессерер. А отдавая должное английской кухне, предпочитала все же японскую, готовя для себя и для своих гостей суси, сасими и сябу-сябу. "Это же так просто, - улыбалась балерина, – еще проще, чем выучить японский язык". Да, и эта премудрость не осталась для г-жи Мессерер неразгаданной. Она говорила на пяти языках так же хорошо, как на русском.

Но русский оставался для нее все же главным языком, а потому в большой квартире в центре английской столицы все время работало российское телевидение. "Вот только русские газеты здесь найти так трудно, – сетовала Суламифь Михайловна, – а я так люблю их читать".

В Россию она уже не собиралась, приглашая всех желающих повидаться с ней в Лондон. Когда же в прошлом году Алексей Ратманский поставил в Большом театре "Светлый ручей", в котором 65 лет назад Суламифь блистала вместе с братом Асафом, то по Москве были расклеены афиши с изображением знаменитой пары. Так родина вспомнила о своей балерине незадолго до ее внезапного (невзирая на возраст) ухода из жизни. Суламифь Михайловна знала об этом и говорила, что ей было очень приятно. "Это была наша молодость, о которой всегда радостно вспомнить".

Владимир Волынский

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 1
Мартин ЛМ   2.03.2017 - 17:42
Потрясающая женщина! Сильная, независимая, смелая, энергичная и деятельная. читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram