Мордовская Жанна д Арк
В 1944 году совсем еще молоденькая Раиса Беспалова поехала поступать в Московский государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского. Девушка из эрзянского села Курилово Ромодановского района мечтала стать драматической актрисой. Ее довольно дерзкий характер давал шансы осуществить задуманное.
При поступлении, кроме декларирования стихов, ей нужно было спеть. Рая спела военную песню. Члены приемной комиссии были поражены ее удивительной красоты голосом. У приехавшей из глубинки абитуриентки был великолепный меццо-сопрано. Ей напророчили: «Ваше призвание - сцена оперного театра. Вам нужно учиться».
После прослушивания в Саратовской консерватории Беспалову принимают на третий курс. Вместе с другими земляками она училась в мордовской национальной оперной студии при Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова. Было трудно: послевоенная разруха, голод.
-Мама закончила учебу только благодаря моральной и материальной помощи сестер и брата, - рассказывает о Раисе Макаровне Беспаловой дочь Наталья Дмитриевна Еремеева,- Будучи студенткой, она сама каждое лето приезжала в родное село, чтобы помочь близким, делила вместе с ними нелегкий крестьянский труд. Приходилось работать и на полях Куриловского совхоза.
Девушка общалась с односельчанами, слушала родные с детства напевы, ходила смотреть на народные гулянья, участвовала в них сама. Одинаково близки были ей мордовские и русские песни. С малых лет она соприкоснулась с двумя культурами. Певучий эрзянский язык был родным языком отца. Макар Фомич обладал красивым и сильным голосом, играл на балалайке. Мать – Крестиния Силантьевна Хлопотова, русская по национальности слыла певуньей и в Курилово, и в родном Болтино. Тонкая натура Раисы впитала в себя черты двух этносов. Семья для нее была первой музыкальной школой.
Остались позади трудные, но увлекательные годы учебы в консерватории. Талантливой выпускнице предложили стать солисткой Саратовского театра оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского. Это было фантастическое предложение. Но в ответ последовал вежливый отказ.
-Она опять проявила решительность. Маме хотелось вернуться в родную Мордовию, быть ближе к своим родственникам, - рассказывает дочь артистки.
Солистка мордовской оперы
А в Саранске в те 50-е годы оперного театра не было. Дипломированная оперная и камерная певица становится солисткой ансамбля песни и пляски «Умарина». Начинается интересная творческая жизнь: она будто заново, но уже на профессиональном уровне открывает для себя родные песни, мелодии. Крепнет и ее вокальное мастерство, которое высоко оценили слушатели Москвы, Ленинграда, Мурманска, Прибалтики. В своей республике ее просто обожали. С концертами она побывала во всех селах Мордовии.
Но мало кто знал, что втайне Беспалова мечтала выйти на театральную сцену. Она следила за репертуаром драматического театра, восхищалась игрой Анны Бабахан, которая тогда блистала на мордовской сцене.
И вдруг радостное событие: в Саранске открывается музыкально-драматический театр. Уже известную Раису Беспалову приглашают в театр и предлагают стать ведущей солисткой. Первая роль в первой музыкальной постанове театра – образ национальной героини. Прототипом Литовы в музыкальной драме «Литова» стала сподвижница Степана Разина Алена Арзамасская. Беспалова стала самой колоритной исполнительницей образа мордовской Жанны д Арк. Театралы называли актрису не иначе как Литова, тем самым отмечая ее талант.
Затем были главные партии в классическом оперном репертуаре и в опереттах. Она и обворожительная Кармен в одноименной опере Ж.Бизе, и милая Сузуки в «Чио-Чио-сан», незабываемы ее роли в опереттах «Веселая вдова» ф.Легара, «Сильва» и «Марица» И.Кальмана. Немало ярких ролей сыграла она и в национальных спектаклях: коварную Важяй, бесстрашную Варду, мудрую царицу Тучу.
Раиса Беспалова была любимицей публики. Её всегда встречали восторженные взгляды, её осыпали цветами, ей дарили комплименты. Но ее жизнь - это не только игра на сцене. Раиса Макаровна вела активную общественную жизнь. Если по натуре она была скромницей и никогда ничего не просила для себя, то для других она обивала чиновничьи пороги, стараясь помочь. Её избирали депутатом горсовета и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. «Неутомимая труженица, простой и душевный человек, Раиса Макаровна пользуется большим уважением» - так о ней писали газеты.
В 1964 году она получила звание Народной артистки МАССР, а в 1970 году она первая из мордовских оперных артистов удостоилась звания Народной артистки РСФСР.
Лед и пламень
Семейная жизнь примадонны мордовского театра была счастливой. Муж, актер музыкально-драматического театра Дмитрий Еремеев, обожал свою жену. Хотя по характеру это были совершенно разные люди.
- Лед и пламень - так говорили близкие люди об этой супружеской паре.
Раиса Макаровна была импульсивной, взрывной, тогда как Дмитрий Иванович являлся примером спокойствия и уравновешенности. Дети в семье артистов росли, видя перед собой пример нежной и преданной любви.
В доме № 1 по проспекту В.И.Ленина за гостеприимным столом находилось место и для родственников, и для друзей. С каждой гастрольной поездки Раиса Макаровна привозила кулинарные рецепты. Особенно умело готовила она суп-харчо. Да, и такие пироги, как у нее мало кому удавалось испечь. Хозяева могли создавать теплую обстановку. Душой компании неизменно была Раиса Макаровна.
-Вы для нас как мама, - говорили ей её студенты. Приехавшие в основном из сел, они находили приют и поддержку в доме своего педагога.
Чтобы помнили
В годы учебы в консерватории Раисе Макаровне педагог по вокалу А.Ф. Гюббенет подарил свою фотографию с надписью «Верю в твое будущее. Только работать. Будь смелей…». Она была смелой, трудолюбивой женщиной. Казалось, она легко и уверенно идет по жизни. Но конфликты, интриги, раздоры, которые в 70-е годы обозначились в театральном искусстве республики, требовали быть изворотливой, хитрой, податливой. Такой Беспалова быть не могла. Её принципиальность, а, вероятно, и упрямый мордовский характер, не давали шанса быть «своей» в нужных кругах. Осенним утром 1973 года заявление об уходе из театра было подано.
Хотя в те времена она, дипломированный специалист, без работы не осталась, разрыв со сценой был тяжелым испытанием. Здоровье актрисы было подорвано.
Долгие годы Беспалова раскрывала секреты вокального мастерства в Саранском музыкальном училище им. Л.П.Кирюкова. Для многих студентов, она была эталоном профессионализма.
Беспаловой все же еще довелось выйти на сцену. Она сыграла в операх «В шесть часов вечера после войны» и «Евгений Онегин». Оба спектакля были поставлены силами музыкального училища.
Кстати, в дань памяти артистки здесь некоторое время была утверждена именная стипендия им. Р.М.Беспаловой. Затем, видимо, в связи с финансовыми проблемами она была отменена. Незамеченными проходят и юбилеи первой солистки оперного театра Мордовии. Не организовываются вечера памяти. Нет музыкальных дисков с голосом примадонны.
-Наши родители внесли огромный вклад в культурную жизнь республики, мы хотим, чтобы их помнили, - с горечью говорит Наталья Дмитриевна Еремеева.
Всю свою жизнь Раиса Макаровна держала свои проблемы в себе, стараясь не показывать переживания. Успокаивала себя, а если надо было и окружающих, словами: «Не волноваться! Не расстраиваться!».
И даже когда в 1993 году подорванное здоровье окончательно свалило ее, и она последние месяцы перед смертью была прикована к постели, Беспалова, как и легендарная Литова переносила испытания мужественно.
Светлана Пивкина
21 января 2000 года исполнилось 75 лет со дня рождения народной артистки России Раисы Макаровны Беспаловой. На протяжении всей своей жизни в искусстве она была предана Мордовии, отказываясь переехать на работу в другие города страны: Саратов, Арзамас, Воронеж, Написать о ней как о человеке, внесшем заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связавшем свою творческую судьбу с Саранском, меня, автора данной публикации, заставило желание рассказать на правах сына о собственной матери. Поскольку личный архив Беспаловой практически не сохранился, нет ни одной видеозаписи ее выступлений на телевидении, а многие факты биографии требуют уточнения и дополнительной интерпретации, подобное желание вполне оправданно. Кроме того, феномен Беспаловой, вобравшей в себя этнонационалытые характеристики культуры эрзян, заслуживает более детального рассмотрения как явление общечеловеческого порядка, Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей художественной интеллигенции Мордовии второй половины XX столетия. Ее творческая деятельность была связана и с вокальным исполнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. На фоне других профессиональных актеров, вокалистов, педагогов во многих отношениях Беспалова была и осталась личностью уникальной. Она не только первой в Мордовии удостоилась высокого звания народной артистки РСФСР (1970) и первой среди артистов республики награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представителем художественной интеллигенции Мордовии, избранным депутатом Верховного Совета СССР (1962) и депутатом Саранского городского Сонета (1957).
Данные факты приведены лишь для того, чтобы показать степень включенности Раисы Макаровны не только в художественную, но и и общественную жизнь Мордовии и всей страны, что не стало преградой на пути реализации ее творческих исканий в театральном искусстве и в вокальном исполнительстве. Мысль о том, что в России признание к талантливой личности приходит лишь после смерти, не верна по отношению к Беспаловой. Признание, почитание таланта, популярность, успех, славу Раиса Макаровна испытала при жизни, причем в огромной мере благодаря своим личностным качествам. Слава и популярность отнюдь не являлись целью жизни актрисы и певицы. К ним она относилась философски, нередко повторяя: «Чем выше взлетишь, тем больнее упадешь». Эту фразу она спокойно произнесла и в 1971 году, после известия о том, что ее имя вычеркнуто из списка претендентов на получение Государственной премии Мордовии в области литературы, искусства и публицистики, формальным поводом для отказа, как объяснили ей в Министерстве культуры, явилась болезнь, приковавшая Раису Макаровну в конце 60-х годов на несколько месяцев к постели. Истинная причина, вероятно, коренилась гораздо глубже: в начале 70-х она фактически отказалась выступать в правительственных концертах, коих в «брежневскую эпоху» было немало по разным случаям. Так кто же она — Раиса Беспалова?
Почитатели вокального таланта с любовью называли ее не иначе как «мордовский соловей», сравнивая с птицей, певческие возможности которой стали на Руси предметом поэтизации. Природа наделила певицу уникальными вокальными данными, редко встречающимися даже у исполнителей с мировым именем. Безусловным авторитетом и эталоном вокального мастерства являлась для нее занесенная в Книгу рекордов Гиннесса перуанская певица Имма Сумак с диапазоном голоса к четыре октавы.
Сама Беспалова с одинаковой легкостью пела, что примечательно не только для вокалистов Мордовии, в диапазоне высоко меццо-сопрано (Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе), контральто (княгиня в опере «Русалка» А. Даргомыжского), сопрано (главные роли в опереттах «Веселая вдова» Ф. Легара, «Сильва» и «Марица» И. Кальмана), исполняла русские романсы, песни советских и зарубежных композиторов, мордовские народные песни.
В 1958 году в Саранск на постоянное место жительства возвратился из Москвы наш прославленный земляк певец Илларион Максимович Яушев. Бережное отношение к молодым национальным кадрам талантливых певцов Мордовии в полной мере характеризует личность этого замечательного человека. Его знакомство с Р. Беспаловой состоялось десятилетием ранее, когда в 1948 году студенты мордовской национальной оперной студии при Саратовской консерватории выступили в Саранске на сцене театра с творческим отчетом. Впоследствии им доводилось неоднократно выступать п концертах совместно. В январе 1958 года три эрзянских певца — И. Яушев, Д. Еремеев и Р. Беспалова представляли Мордовию на проходившей в Казани конференции композиторов и музыковедов республик Поволжья и Сибири. В память о совместном выступлении на заключительном концерте в зале Казанской государственной консерватории Яушев подарил Беспаловой ноты мордовской колыбельной песни «Нурцима моро» в его собственной записи и обработке. Размашистым почерком он сделал дарственную надпись: «Хорошей исполнительнице! Рае от Яушева 30.1 — 58 г. Казань».
В 60—80-е годы голос Беспаловой часто звучал по Всесоюзному радио в рубрике «Песни народов СССР». Звуковой визитной карточкой на радио на союзном уровне в это время являлся вокальный цикл в ее исполнении «Песни родного края» (1966) композитора Г. Г. Вдовина на поэтические тексты традиционных народных песен и стихи мордовских поэтов. Г. Г. Вдовин специально посвятил цикл певице Беспаловой. Каждая из пяти его самостоятельных частей рисует архетипические картины жизни мордовского народа.
Ладовая организация и приемы вокализации эрзянских музыкально-поэтических текстов, хорошо знакомые Беспаловой, помогли исполнительнице профессионально, с высокой эмоциональной отдачей интонационно отобразить образный мир древней мифологии мордвы («Павань толга-мекшава»), передать неприхотливую красоту деревенской жизни («Пастухонь моро») и любовь к родной земле («Родной мастер»). После Беспаловой воспроизвести этот сложнейший в музыкальном отношении национально-вокальный цикл уже никто из мордовских исполнительниц не решился.
Композитор Г. И. Сураев-Королев, с которым Беспалову связывало тесное творческое сотрудничество с начала 50-х годов, со времени их совместной работы в ансамбле песни и пляски «Умарина», посвятил ей музыкальную балладу «Говорит Саранск». Именно этими словами длительное время каждодневно открывало свое вещание республиканское радио Мордовии, где певица записывала спои выступления довольно часто и охотно. Подаренный ей лично в июне 1992 года сборник вокальных сочинений сопроводил примечательной
надписью: «Уважаемая Раиса Макаровна! Ваш дивный голос открывает мою книгу... Сердечно кланяюсь исполнению моих сочинений Вами». Доброму пожеланию не суждено было сбыться. В это время она уже тяжело болела, и ей оставалось жить лишь полтора года. За несколько месяцев до кончины она с грустью произнесла: «Вот и жизнь прошла как-то незаметно». Таковой была субъективная оценка ее собственного бытия на земле. Но если взглянуть на творческую судьбу Беспаловой глазами «другого», как на завершенное и одновременно длящееся в большом времени культуры событие, то оценка получится совершенно иной.
Известный режиссер В. В. Долгов и феврале 1997 года на состоявшемся в театре вечере памяти народной артистки Мордовии и России Р. М. Беспаловой сказал: «Искусство мордовского народа на мировом уровне с полным основанием представляют Степан Эрьзя, Федот Сычков и Раиса Беспалова». В этих словах содержится оценка значимости вклада скульптора, живописца и певицы в сокровищницу общечеловеческой культуры. Их объединяют не только талант, универсализм, профессиональное мастерство, но и органично вплетенное в творчество национально-мордовское и общечеловеческое.
Сходство художественного сознания и творческая близость в большой мере прослеживаются по линии сравнения Беспаловой с Эрьзей. Формирование мировоззрения и «картины мира» обоих протекало под влиянием народной культуры, в частности эрзянского языка как системы значимых звуковых единиц, определяющих национальное восприятие действительности. Особое, подчеркнуто уважительное отношение к родному языку Беспалова неоднократно выражала в словах: «В мире существуют два языка, как будто специально созданных для вокального пения, — итальянский и мордовский. В них очень много гласных звуков». Утверждение о певучести названных языков базировалось на прекрасном знании музыкальной культуры различных народов мира, в особенности итальянской и, конечно же, мордовской.
Удивительно схожа с творческими устремлениями Эрьзи тематическая направленность вокальных произведений в исполнении Беспаловой. Многие из них имеются в фонде республиканского радио: «Песня матери» из кантаты Л. Новикова, чилийская народная песня «Сердце, не плачь», «Нежность» А. Пахмутовой, колыбельная «Тю-тю-балю» (муз. Л. Кирюкова, стихи Ф. Атянина) и многие другие.
Р. М, Беспаловой на сцене театра была создана целая галерея ярких женских образов, близких по фактуре к женским образам, созданным Эрьзей: испанка Кармен, японка Сузуки, цыганка Чипра, мадьярка Сильва, мордовка Аитова. Мировоззрению и творческим порывам Беспаловой, так же как и Эрьзе, было присуще свойство театральности, то есть восприятие мира через игровое начало, как своеобразной сцены, как театра. Отсюда неожиданные поступки и перевоплощения. Одним из подобных примеров является часто упоминавшийся ее сестрами случай. После окончания Саратовской консерватории в 1952 году по специальности «Сольное пение» и получения квалификации «Оперная и камерная певица, преподаватель» Раиса Макаровна посетила свою родину — село Курилово. Вместе с сестрами она отправилась в соседнее село Болтино на родину матери в августовский престольный праздник Макарий. На обратном пути их застала гроза с сильнейшим ливнем. Под навесом, куда они спрятались от дождя, собралась и болтинская молодежь. Вдруг, перекрывая раскаты грома, зазвучал мощный голос Раисы, вступил в спор с самой природой и укрощая стихию. Она запела песню на эрзянском языке, и страх перед грозой пропал сам собой, «Поет как артистка!» — оценили происходящее многие из присутствующих, которым было невдомек, что поет действительно профессиональная певица, приглашенная работать в ансамбль песни и пляски. В этот раз свою артистическую тайну Раисе Макаровне удалось сохранить. Впоследствии, когда ее голос стал регулярно звучать по радио, наряду с голосами И. Яушева, Д. Еремеева, М. Антоновой, подобные трюки уже не удавались.
Возможно, именно данный эпизод вспоминала Раиса Макаровна, работая 15 лет спустя над ролью мудрой и властной царицы Тучи в музыкальном спектакле К. Акимова и Ф. Атянина «Невеста грома», вышедшем в 1967 году.
Помимо названной роли Беспалова сыграла еще несколько разнохарактерных и разноплановых ролей в национальных спектаклях: коварную и безжалостную старуху Важяй в опере Л. Кирюкова «Нормальна», мужественную и сильную духом Варду и народную героиню Литову в одноименной музыкальной драме. Театралы со стажем помнят, что Беспалову в 60-е годы называли Литовой, связывая ее с ярким образом, созданным на сцене мордовского музыкально-драматического театра, подчеркивая тем самым артистические способности актрисы.
обсуждение >>