Завтра в Волгограде отметят 110 лет со дня рождения Екатерины Петровны Мязиной, народной артистки России. У дома на пересечении улиц Ленина и Мира, где проживала артистка и на котором висит мемориальная доска, соберутся театральные деятели, актеры и товарищи. Прозвучат речи, воспоминания. Мы никогда не увидим, какой была Мязина на сцене, но доверимся тем, кто ценил ее талант и остался благодарен за встречи с прекрасным. Вот что рассказала «ИНТЕРу» накануне заслуженная артистка Белоруссии Таисия Коновалова:
– Это была лучшая артистка Сталинградского драматического театра за все его времена. Екатерина Петровна была на его сцене тридцать лет – то есть всю свою творческую жизнь. Я знала ее десять лет – вместе играли в спектаклях театра, и ее образ в памяти складывается из множества самых лучших героинь, которых она создавала. Конечно, в последние годы это были так называемые возрастные роли, но что это было в исполнении Мязиной! Екатерина Петровна несла величайшую культуру – это и школа, и, несомненно, талант, мощный, незабываемый. Мязина оставила в исполнительском искусстве яркий, если не сказать огненный след. Как всегда отмечали ее коллеги и на что «покупались» зрители, была ее природная достоверность – главное достоинство этой артистки.
Первый опыт на сцене Екатерина Мязина получила в Краснодарском драмтеатре, где блистали тогда Дарья Зеркалова, Вера Шатрова – будущие артистки московского Малого театра. Конечно, они оказали влияние на ее становление. Потом Екатерина Петровна оказалась в Сталинградском театре и попала в руки своего педагога по Воронежскому театральному училищу: Энгелькрон, крупный режиссер, ставил в нашем театре самые известные пьесы классического репертуара. И он очень благосклонно отнесся к молодой артистке. Кроме того, Мязина оказалась, что называется, в одной команде с артистами, которые сделали имя Сталинградского драматического – Покровский, Синицын, Машков и другие. В этом ряду она и заняла свое место на сцене. Ее героинями были Анна Каренина, Катюша Маслова, Любовь Яровая, Юлия Тугина, Кручинина и т. д. То есть все главные роли в лучших спектаклях театра были ее. Через Мязину, признаться, я до сих пору вижу все спектакли – такова сила воздействия ее таланта. И вот что важно: в пору расцвета Екатерины Петровны наш драмтеатр был на взлете. В его биографии, в частности, было и всероссийское признание: мы дважды были на гастролях в Москве, Ленинграде. Спектакль «Варвары», поставленный Николаем Покровским, был признан лучшим в горьковском репер-тутаре театров России, и с ним мы выступали на сцене тогдашнего Кремлевского драматического театра. Покровский, кстати, был первым, кто поставил пьесу Михаила Булгакова «Бег». А произошло это на сцене нашего театра. Сейчас мало кто знает, но это было время какой-то всеобщей любви к театру: артистов, режиссеров широкая публика знала и буквально боготворила. Не сомневаюсь, что отсвет искусства той плеяды артистов, Екатерины Мязиной в том числе, несет на себе и современный театр.
Тамара ЛЕБЕДЕВА, «ИНТЕР»-пресс
Волгоградское отделение СТД, Совет ветеранов сцены отметили замечательный юбилей — 110-летие со дня рождения народной артистки РСФСР Екатерины Петровны Мязиной, первой артистки Драматического театра им. М.Горького в пору его расцвета в 40-60-е годы.
Екатерина Петровна была любимицей сталинградского зрителя. Старшее поколение до сих пор помнит созданные ею образы: Анна Каренина, Катюша Маслова, Любовь Яровая, Кручинина, Юлия Тугина и др. Она проработала на волгоградской сцене 30 лет. Екатерина Петровна родилась в крестьянской семье в Воронежской области, рано лишилась отца, поступила на учительские курсы, мать очень хотела, чтобы она стала учительницей, но любовь к театру оказалась сильнее. Она поступает в Воронежское театральное училище. Первым ее театром был Краснодарский драматический театр. В этом театре тогда работали В.Шатрова, Н.Радин, Д.Зеркалова, впоследствии актеры Малого театра. Длительное общение с ними явилось для Мязиной источником сценического и духовного обогащения. Она часто вспоминала это время. В Волгоград она была приглашена в 1933 году. Природа одарила Екатерину Петровну богатыми внешними данными: статная, высокая, победоносно красивая. На лице роденовского типа выделялись большие серо-голубые глаза, отражавшие всю сущность ее одухотворенной натуры. Она обладала сильным грудным голосом красивого тембра. Никто и никогда не видел Екатерину Петровну несобранной, неподготовленной. Спектакль для нее был святая святых. Ее все очень любили, более того — боготворили.
Я встретилась с этой замечательной актрисой на сцене, когда она играла уже более возрастные роли: хозяйку Нискавуори в «Каменном гнезде», Забелину в «Кремлевских курантах», Мать в спектакле «Мать своих детей».
Все эти образы отличались тонкостью, никогда не были грубо прямолинейны. В них чувствовался благородный вкус большого художника, искренность, ум и глубина.
Вершиной творчества выдающейся актрисы в этот период была бабушка Бережкова в спектакле «Обрыв» по И.Гончарову.
В спектакле «Варвары», поставленном Н.Покровским, она сыграла еще одну представительницу русского дворянства — Богаевскую. Это была умная, тонкая женщина из породы романтических натур, гордая носительница уходящей культуры. Творчество Е.Мязиной служило наглядным примером для молодых актрис. Ее воздействие на зрителя было неотразимым. Страстная, огненная, открытая, она восхищала всех, кому посчастливилось ее видеть, — зритель забывал, что он в театре, он видел высшую правду жизни. А это и есть настоящее искусство.
Екатерина Петровна Мязина была романтически влюблена в театр, любила его самозабвенно и могла бы смело повторить слова великой Марии Савиной: «Театр — это моя жизнь!».
Коновалова Т.
обсуждение >>