Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Евгения Смоленская

Евгения Смоленская фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театр
Фотоальбом

Смоленская Евгения Федоровна

1919 - 1989

Певица (лирико-драматическое сопрано).
Заслуженная артистка РСФСР (1951).

В 1939—1941 гг. училась в Киевской консерватории.
В 1945—1947 годах - солистка Оперного театра г. Сталино (Донецк).
В 1947—1972 годах — солистка Большого театра.
Педагог Института им. Гнесиных.
Была депутатом Московского городского совета депутатов трудящихся.
театральные работы
Наташа «Русалка» А. Даргомыжского
Ярославна «Князь Игорь» А. Бородина
Лиза «Пиковая дама» П. Чайковского
Эмма «Хованщина» М. Мусоргского
Мария «Мазепа» П. Чайковского
Маша «Дубровский» Э. Направника
Кума «Чародейка» П. Чайковского
Аида в одноименной опере Дж. Верди
Марцелина «Свадьба Фигаро» Моцарта
Елена «Декабристы» Ю. Шапорина

последнее обновление информации: 02.10.19
Удивительно красивый голос, могучий и вместе с тем светлого, ясного тембра (лирико-драматическое сопрано) и увлечение, с которым Евгения Федоровна Смоленская относится к любимому делу, внушают уверенность в ее дальнейшем росте и совершенствовании.

Евгения Смоленская родилась в семье кузнеца — в маленьком поселке Стенки близ Горловки в Донбассе. Дома, как вспоминает артистка, часто пели. Девушка росла, окруженная украинской музыкой, чудесными народными песнями. И еще ребенком она поражала окружающих своим звонким чистым голосом и врожденной музыкальностью. После окончания школы-семилетки Смоленская поступила в Енакиевский педагогический техникум и, окончив его, стала учительницей украинского языка и литературы. Два года она работала в школе.

В это время голос ее окреп и усилился. Она начала принимать участие в самодеятельных кружках. После областной олимпиады в г. Сталино, где молоденькая учительница поразила всех своим чудесным голосом, она получила направление в Киевскую консерваторию.
Занятия в консерватории, спектакли в Киевской опере, которые Смоленская часто посещала, жадно воспринимаемые концерты крупных артистов, гастролировавших в Киеве (Шпиллер, Пирогов),— все это захватило Смоленскую, открыло перед ней не известное ей дотоле широкое, безграничное поле деятельности.

Но тут началась война; молодая певица на время оставила занятия, поступив на работу в штаб воинской части. Однако мысль о возвращении к любимому делу не оставляла ее, и при первой же возможности Смоленская перешла в Шахтерский ансамбль, в котором выступала с разнообразным песенным репертуаром.

После окончания войны певица была принята в Оперный театр г. Сталино, где пела в течение двух лет (1945—1947). В это время она продолжала занятия, совершенствуя свое вокальное мастерство у педагога Сталинского музыкального училища Е. Н. Панаевой и одновременно готовила серьезные, ответственные партии, порученные ей в театре (Лиза в «Пиковой даме» Чайковского, Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Маша в «Дубровском» Направника). Сценическая деятельность молодой артистки началась исключительно успешно и доставляла ей много радости, много возможностей для настоящего творческого роста. В 1947 году она приехала в Москву и поступила по конкурсу в Большой театр.

В первом же сезоне Смоленская дебютировала в знакомой ей партии Наташи в опере «Русалка». Трагический образ любящей девушки — дочери Мельника, жестоко обманутой легкомысленным Князем, вполне удался молодой певице. Ее Наташа—цельная, правдивая и сильная натура, слишком искренняя и прямая, чтобы мириться с открывшейся ей страшной истиной — изменой князя. С неподдельной искренностью передает Смоленская всю глубину страданий и отчаяния покинутой Наташи. Несмотря на то, что голос артистки по мягкости, округлости и красоте тембра приближается к лирическому сопрано, эпизоды сильные, драматические, требующие широкого, мощного звучания, она поет очень свободно и ярко. Вместе с тем, она легко и непринужденно исполняет и сложные вокальные фиоритуры, которыми изобилует партия Наташи. Властный и холодный образ Русалки в исполнении Смоленской также глубоко волнует, особенно благодаря мощному и величественному звучанию большой арии из пятой картины:

С тех пор, как бросилась я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей,
Прошло двенадцать долгих лет...

В августе 1949 года Евгения Смоленская побывала на Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште, где приняла участие в конкурсе вокалистов и получила первую премию. Следующей серьезной работой молодой певицы в Большом театре была партия Лизы в опере «Пиковая дама».
Внешние и вокальные данные Смоленской прекрасно подходят для роли Лизы. Она величественна и хороша собой, в ее манере держаться много достоинства и внутренней собранности.

Ее красивый, широкий голос великолепно звучит, тепло передавая все чувства, сомнения и страдания героини оперы. Много искреннего волнения вносит Смоленская в обе большие сольные сцены Лизы — страстное признание «О, слушай, ночь!» во второй картине и чудесную арию—исповедь ее измученной души:

Ах, истомилась я горем...

Сильно и убедительно проводит молодая артистка и последний дуэт с Германом (шестая картина), с его внезапным переходом от светлой радости к ужасу и отчаянию. Артистке следует, однако, поработать над сценическим воплощением образа Лизы. Известная холодность, вялость движений, особенно досадные во второй и четвертой картинах оперы, мешают создать захваченный драматический образ. В настоящее время артистка продолжает совершенствовать свое вокальное и сценическое исполнение партии Лизы и, безусловно, достигнет в этом значительных успехов.

В 1950 году Евгения Смоленская исполнила также роль Эммы в новой постановке оперы Мусоргского «Хованщина». Хотя Эмма и является в опере эпизодическим лицом, ее вокальная партия отличается большой сложностью из-за очень высокой тесситуры. Это вынуждало многих певиц непременно форсировать звук и надрываться. Смоленская свободно превозмогала эти своеобразные трудности партии. Ее Эмма, очень простодушная, искренняя и внешне обаятельная, неизменно располагает к себе слушателей.

Весной этого же года молодая певица побывала с комсомольской делегацией в Китайской Народной Республике, где с огромным, подлинно триумфальным успехом выступала перед разнообразными и многочисленными аудиториями освобожденного народа. Много истинной радости доставили Смоленской эти выступления. В юбилейном сезоне она исполнила партию Ярославны в опере «Князь Игорь», снова продемонстрировав свой значительный артистический рост. Без малейшего напряжения преодолевая исключительные по трудности сцены — прощание с Игорем, сцена с боярами, плач Ярославны, — певица с большой теплотой рисует привлекательный образ верной подруги князя. Ее Ярославна — не только преданная жена, но и сильная, волевая натура, помощница и советчица своего мужа, которой Игорь, уезжая, передал бразды правления княжеством. Поэтому так величественна и, вместе с тем, энергична Ярославна — Смоленская во второй картине оперы, в сценах объяснения с братом и встречи бояр.
Партию Аиды в одноименной опере Верди Смоленская исполняет очень сдержанно, подчеркивая чувство собственного достоинства, присущее дочери эфиопского царя. С трогательной нежностью поет она молитву Аиды и ее арию, в которой девушка вспоминает о далекой родине. Менее значительны в ее исполнении остро драматические сцены, раскрывающие горячую любовь Аиды к Радамесу.

Удалась артистке партия Елены в опере Шапорина «Декабристы». Внешне скромная и нежная, ее Елена выступает в последних сценах как натура сильная, целеустремленная — одна из некрасовских русских женщин, последовавших в Сибирь за мужьями-декабристами. Успешно выступает Смоленская и в небольших, но требующих артистического опыта ролях.
Дочь трудового народа, скромная и серьезно относящаяся к своей деятельности, Е. Смоленская была избрана депутатом Московского городского совета депутатов трудящихся.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram