
Главная тема
В честь 125-летия мастера — сокровища советского кино глазами художницы по костюмам

Лайфстайл
Телеведущая поддалась пораженческим мыслям

Лайфстайл
Летали искры

Спутник телезрителя
22 апреля, 20:00, РЕН ТВ

Лайфстайл
Актриса дала совместное интервью с дочерью

Лайфстайл
Актрису могли в открытую обсуждать

Анимация
Если бы Гомер Симпсон попал в «Евангелион»

Новости кино
Продолжение сериала покажет Пятый канал
обсуждение
Остались ее роли. Осталась память благодарных зрителей.
Многие из них ее помнят и любят.
А в итоге...
Светлая память...
Интервью с Л. Алешниковой взятое в 2004 году:
У каждого есть свое заветное кино. Для меня это фильм
«Они были первыми». Там я впервые увидела Лилиану
Алешникову. Она играла комсомолку времен гражданской
войны и была так возвышенно красива, что казалась
настоящей богиней, зачем-то надевшей кирзовые сапоги.
Потом она снялась еще почти в 20 фильмах. Играла обычных
женщин с обычной судьбой. И только однажды сыграла
инопланетянку. А потом вдруг исчезла с экрана (словно
вернулась на свою планету). Только недавно я узнала, что
заслуженная артистка России Лилиана Алешникова, вдова
режиссера Якова Сегеля (автора таких культовых картин,
как «Дом, в котором я живу», «Прощайте, голуби») живет у
нас в Ростокине. К моей великой радости она согласилась
встретиться и рассказать о себе и своем знаменитом муже.
— Я родилась в Москве, за несколько лет до начала войны.
Моя мама, Элеонора Александровна, в прошлом балерина.
Она танцевала в оперетте, в Музыкальном театре имени
Станиславского и Немировича-Данченко. Отец тоже был
актером. Фамилия его Березов. (Был такой знаменитый
комический номер: Пат, Паташон и Чарли Чаплин. В нем
участвовали Николай Черкасов, Борис Чирков и мой отец,
Петр Березов). Они с мамой расстались еще до моего
рождения. Меня вырастил и удочерил отчим, Лазарь
Ефимович Алешников. Замечательный человек, порядочный,
заботливый, инженер по профессии. Войну мы с мамой
провели в эвакуации, в Свердловске, по ее окончании жили
в коммуналке, на улице Чехова, в красивом кузнецовском
особняке, поделенном перегородками на клетушки. В нашей
комнате были необыкновенно красивый камин и
инкрустированные полы. Хотя топили «буржуйкой». Я
училась в 169 школе, занималась на фортепьяно, подавала
надежды как балерина. Но все-таки с детства главной моей
страстью был театр, особенно МХАТ, я его просто
боготворила, бегала на все спектакли. После школы я
поступила в Щукинское училище. Училась с Васей Лановым,
Таней Самойловой.
Впервые снялась в кино на 1 курсе. «Они были первыми» —
это мой дебют. За него меня и Мишу Державина оставили на
второй год, но, несмотря на репрессивные меры, я
продолжала активную кинокарьеру.
— Известно, что вашим мужем был знаменитый режиссер,
сценарист и актер — Яков Сегель. Вы прожили с ним 37
лет, практически всю жизнь. Расскажите, как произошло
ваше знакомство?
— Второй моей работой был фильм «Это начиналось так», о
целинниках. Сорежиссером картины был Яков Сегель. Когда
мы заканчивали «Они были первыми», ко мне в гримерку
зашли Сегель и Кулиджанов. Они искали героиню для
будущего фильма, и кто-то посоветовал им на меня
посмотреть. Мне дали почитать сценарий, посмотрели наш
уже отснятый материал и пригласили меня в свой фильм.
— Сознайтесь, у вас при виде Сегеля сразу сердце екнуло?
Он был в кино уже человеком известным. Еще будучи
школьником, прославился тем, что сыграл Роберта Гранта в
фильме «Дети капитана Гранта».
Вслед за ним песню о веселом ветре запела вся страна.
— Нет, сразу не екнуло. Сегель был меня на 12 лет
старше, то есть в моих глазах был человеком другого
поколения. Он прошел войну артиллеристом-десантником,
был дважды ранен. У него было немало государственных
наград. После войны он учился у Завадского, на актера,
потом поступил во ВГИК, на режиссерский, к Сергею
Герасимову. При первом нашем знакомстве я ничего
особенного к нему не почувствовала. Держалась с ним
скромно, уважительно.
— А он?
— Он вел себя более активно. Когда мы приехали снимать
фильм на целину и жили рядом в гостинице, он писал мне
письма с объяснениями в любви, иногда объяснялся устно,
но я только фыркала от смеха. Мне его ухаживания
казались странными. К тому же и обстановка для чувств
была неподходящая. Мы снимали в степи, где дуют сильные
ветра, я ходила с хроническим насморком. Вообще мы,
молодые актеры: я, Валя Зубков, Ролан Быков все время за
глаза подшучивали над нашим «пожилым» режиссером. По
окончании съемок, мы долго не виделись в Москве. Однажды
встретились случайно, на улице. Оказалось, он живет
рядом со мной, на улице Москвина. У них с сестрой была
7-метровая комната в огромной коммуналке, где до
революции были «номера». При встрече Сегель обрадовался,
смутился. Я вдруг поняла, что он совсем не старый и не
грозный, каким казался на съемках. Вскоре после этого мы
поженились. Квартира в Ростокине на улице Эйзенштейна, в
которую мы переехали в 1960 году, когда наш сын, Саша,
только родился, — наше первое и единственное в жизни
отдельное жилье.
— Какую профессию выбрал ваш сын?
— Он стал кинооператором. Работает в большом кино, но
снимает и рекламу, клипы. А внук, тоже Александр (Мы их
так и зовем — Александр I и Александр П) заканчивает
школу, неплохо рисует.
— У вас была дружная семья?
— Яков Александрович бывал вспыльчив, не любил, как все
мужчины, когда его «гладили против шерстки», особенно в
том, что касалось его творчества, но всегда быстро
отходил и просил прощения. Меня он считал идеальной
хозяйкой и с удовольствием ел все, что я приготовлю. Но
иногда и сам неожиданно бросался помогать мне по
хозяйству, от души, но не очень-то успешно. Мы любили
ходить в походы. Отправлялись по реке на резиновой
лодке, жили в палатке, готовили на костре...
Яша был трудоголик. Если не снимал, то готовился к
съемкам. Я помню его всегда за пишущей машинкой. Он
постоянно писал сценарии, заявки, рассказы. Часто
работал ночами, совершенно не заботясь о своем здоровье,
забывал о своих ранениях, никогда не лечился. Заставить
его проглотить таблетку, было очень сложно. Врачи
предписывали ему постельный режим, но он не слушался.
Умер летом 1995 года от сердечного приступа.
— Почему Сегель так мало снимал вас в своих фильмах?
— Это было не принято — снимать своих жен. Но несколько
общих картин у нас все-таки было. Самые любимые — «Риск
— благородное дело», «Две улыбки». Последняя —
«Инопланетянка». Яша сам написал к ней сценарий
специально для меня.
— Фильмы с вашим участием показывают по ТВ нередко.
«Солнце светит всем», «Штрафной удар», «Взрослые дети»…
А вы почему-то больше не снимаетесь. Чем вы сейчас
живете?
— Ухаживаю за больной мамой, гуляю со своей собачкой
Пулькой и еще пишу пьесу. Для двух героев. Пьеса,
надеюсь, получится добрая, ведь она о любви.