К юбилею актрисы – Маргариты Павловны Шумиловой
Более 40 лет служения Мельпомене. Многочисленные грамоты, благодарности, преданные поклонники и поклонницы, замечательный коллектив. Всё это – заслуженная награда за яркий талант, помноженный на огромный труд души и сердца.
Занавес… из ботвы
Родители будущей актрисы, Павел Алексеевич и Таисия Алексеевна, были из рабочей среды. Отец всю жизнь трудился шофером. В Великую Отечественную доставлял грузы по Ладоге в блокадный Ленинград. Мама, домохозяйка, хорошо шила. В семье росло трое детей. Рита была вторым ребенком. Жили в частном доме в пригороде Ярославля – колыбели первого русского театра.
Маргарита, сколько помнит себя, всегда мечтала стать артисткой. В свободное время в сарае она устраивала «свой театр» для кур и местной детворы. Вырежет, например, из бумаги фигурки Руслана, Людмилы, злого карлы и разыгрывает сказку. А занавес был… из картофельной ботвы. Бегала с подружками в кино, а потом представляла себя на месте героинь.
Театр победил
Театр и математика были любимы Ритой. Но стать актрисой ей казалось несбыточной мечтой, так что после школы не мучилась вопросом, куда пойти учиться: ясно – на физмат. Чтоб не садиться на шею родителям, после годичных подготовительных курсов пошла не на дневное, а на вечернее отделение. С 6.00 до 15.00 трудилась на заводе бухгалтером-машинисткой, а затем в институт. Но мысли о театре не отпускали.
«О моей заветной мечте знали на курсе. А в ту пору моим кумиром был Олег Стриженов. На все фильмы с его участием ходила. Фильм-оперу Чайковского «Пиковая дама» с участием Стриженова знала наизусть, – рассказывает актриса. – Даже письма, смешная девчонка, посылала ему. Если вышел новый фильм, где с главной ролью Стриженов, пропускала экзамен в вузе.
Вдруг случайно узнаю, что объявлен набор в театральное училище. Тут же ушла из института (хотя 3 семестра отучилась) – и вперед. Как родители, спрашиваете? Ругали. Но, зная мой решительный характер, не препятствовали».
Рита сдала документы первой, а вскоре экзамены. Один день прослушивания, другой… Шумиловой предложили задание – показать этюд, а именно: представить директора театрального училища, к которому пришли студенты за разрешением пересдать общеобразовательные предметы. Что тут началось! Не на шутку разошлась абитуриентка! Свобода, никакой скованности не чувствовала. Хохот в зале стоял невероятный. Именно этот этюд, как считает актриса, помог ей стать студенткой.
Спасибо вам, учителя!
Первый наставник актрисы – Юрий Юрьевич Коршун, заслуженный артист РСФСР. Никакого давления и авторитаризма! Он внимательно изучал своих подопечных и направлял. Маргариту Шумилову захватила этюдная работа. Попробуйте-ка без слов передать свои мысли и чувства. Разрешалось лишь одно слово. Трудно? Еще как! Но именно такие упражнения оттачивают внутреннее зрение в работе над ролью, когда не столько важен текст, сколько умение войти в героя, почувствовать его, понять мотивы его поведения и главное – оправдать. Да-да, оправдать. Ведь в жизни нет абсолютных злодеев, как и ходячей добродетели.
Хореограф Светлана Михайловна, глядя на руки студентки (с 12 лет, а то и раньше, Рита носила воду из колонки), трагически восклицала: «Бедная! Что у тебя с руками!..» На выпускном концерте Маргарита исполнила дипломный менуэт...
Девушка легко училась. Впитывала всё, как губка. В училище, уже в дипломных спектаклях Маргарите Шумиловой давались главные роли: Габриэль (Ф. Кони «Девушка-гусар»), Машка (рассказ М. Горького «Страсти-мордасти»), Полина (М. Горький «Фальшивая монета»). 4 года учебы стремительно пролетели. Позади экзамены. Режиссер Кировского ТЮЗа Евгений Минский заметил Маргариту на 2-м курсе, так что вопрос о распределении передо ней не стоял.
«Вечно живые»
Маргарите Шумиловой повезло. Первая же роль – ведущая. Вероника в драме В. Розова «Вечно живые», по мнению актрисы, стала самой лучшей её работой.
Вероника живет только рядом с любимым Борисом. Он уходит на войну – и девушка словно умерла. Для окружающих ее замужество с Марком – измена Борису. Но Вероника так не думает. Она надломилась, потеряла всякий интерес к жизни. Как это сыграть? А потом Маргарита Шумилова поняла, что это не нужно играть.
Одна из самых напряженных сцен спектакля – решительное объяснение с мужем. Взрыв эмоций возвращает Веронику к жизни. И зритель полностью на стороне героини Шумиловой.
Раневская и «Вишневый сад»
А потом был Куйбышев (ныне - Самара), ТЮЗ, Чехов. Главный герой в пьесе «Вишневый сад» – время, неумолимое, стремительное. Никто не успевает за ним: ни Раневская, ни Лопахин, полный энергии и замыслов. Его план спасения имения, по мнению Раневской и ее брата Гаева, выглядит уродцем. Хотя сами хозяева усадьбы не действуют. Но вовсе не потому, что не хотят, а потому, что не могут, да и нет времени научиться жить по-другому.
У Раневской нет ощущения надвигающейся катастрофы. В этом ее беда. Но разве только ее? Вспомним первую сцену с участием Раневской. Что такое возвращаться туда, где давно не была? Видишь: стало… хуже. Так что нет ничего удивительного в том, что героине Шумиловой хочется вновь оказаться в Париже. Подальше от торгов, неустроенности, проблем!
Маргарита Шумилова оправдывала каждый ее поступок. Актриса, можно сказать, кожей, каждым нервом чувствовала свою героиню; так сумела войти в нее, жить ее мыслями, понимать малейшее движение ее души!
Герои Чехова так интересны своей фактурой, что о них можно говорить и говорить часами. Работа над спектаклем стало огромным счастьем М.П. Шумиловой.
Здравствуй, Рязань!
В 1975 переезд в Рязань. Новая труппа, роли, сложные, в плане психологического рисунка, и потому интересные. Театр мгновенно реагирует на перемены в обществе, даже на ожидание этих перемен. В предчувствии их в репертуар той поры ворвались пьесы А. Гельмана, В. Розова, по-новому зазвучала для зрителей классика – Н. Гоголь, А. Островский. Ведь роли как дети. Актриса отдает им часть своей души. Н. Гоголь «Женитьба» (Арина, тетка), А. Островский «Свои люди – сочтемся» (Аграфена), А. Гельман «Наедине со всеми» (Наталья) и «Протокол одного заседания» (Миленина), В. Розов «Гнездо глухаря» (Искра), Э. Радзинский «Приятная женщина с цветком и окнами на север» (Аэлита Ивановна) и др. Труды актрисы не могли пройти незамеченными. В 1984 году правительственным указом М.П. Шумиловой было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».
И сегодня талант актрисы востребован. М.П. Шумилова занята в спектаклях по пьесам А. Островского «Дикарка», А. Чехова «Дядя Ваня», Ю. Полякова «Заложники любви», А. Иванова «Божьи одуванчики».
«Не старею душой…»
Ныне актриса Маргарита Павловна Шумилова – режиссер-педагог филиала Ярославского театрального института, поэтому она немало времени уделяет ведению курса «Мастерство актера». Преподавательская деятельность словно возвращает актрису в молодость. М.П. Шумилова очень хочет помочь своим студентам постичь секреты актерского искусства, хотя прекрасно понимает, что у каждого из них будет свой путь на сцену.
Наталия ТРИОДИНА
20.01.2011
обсуждение >>