Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Татьяна Пилецкая

Татьяна Пилецкая (Татьяна Урлауб) фотографии

Пилецкая Татьяна Львовна

Татьяна Людвиговна Урлауб

Родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде.

Заслуженная артистка РСФСР (4.08.1977).
Народная артистка России (22.11.1999).

Крестным отцом Татьяны был художник Кузьма Петров-Водкин, написавший её детский портрет.
Во время войны отец - Людвиг Львович Урлауб как этнический немец был репрессирован, брат Владимир погиб на фронте.
Когда будущая актриса ещё училась в Вагановском училище, её запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода известный скульптор Александр Пахомов. Фигурка юной балерины хранится в Русском музее.

Окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой (1945), училась в студии Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (мастерская О.Г. Казико).
С 1945 по 1948 год служила в Ленинградском театре Музкомедии. Дебютировала в кино в 1947 году в фильме "Пирогов". В 1949-м вместе с мужем - офицером уехала в город Полярный, работала там диктором городского радиоузла, а также руководила самодеятельностью при Доме офицеров.

В 1962-1990 годах — актриса Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский Дом»). В 1990-1995 годах работала актрисой в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО. В 1996 году она возвращается в театр «Балтийский Дом», где работает по настоящее время. Кроме того, актриса играет в антрепризном театре «Приют комедиантов».

Автор книг «Серебряные нити» (1998), «Хрустальные дожди» (2005), «Да, у всех судьбы разные, или биографические эскизы» (2009).
театральные работы
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Роксана
«Три мушкетера» А. Дюма — Миледи (1971)
«Бесприданница» А. Н. Островского — Огудалова
«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Дженни-Малина
«Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна
«Три товарища» Э. М. Ремарка — Фрау Залевски
«Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса — Аманда
«Сон об осени»
«Крепкий чай с бисквитным пирожным» по роману С. Моэма «Театр» — Джулия Ламберт
«Заноза» Ф. Саган
«Игра воображения» Питера Шефферп — Летиция Дуффе
«Процесс» по сценарию Э. Манна к фильму «Нюрнбергский процесс», постановка Г. Егорова - Эльза Линднов
«Тамада» А. Галина, постановка Г. Егорова — Люба
«Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева, постановка Г. Егорова - Нина Александровна Кармина
«Сказ о Солдате и бессмертном Кощее» В. Белова, постановка Г. Егорова — Смерть
«Ванька-Каин» К. Скворцова, постановка Г. Егорова — императрица Елизавета Петровна
«Гришка Распутин» К. Скворцова, постановка Г. Егорова — императрица Александра Фёдоровна
«Легенда о Ментуше» К. Скворцова, постановка Г. Егорова — мать Ментуша
«Идеальная пара» В. Попова, постановка Г. Егорова — Марианна, Катька, Луиза, Дина
«Дорогой подарок» В. Попова, постановка Г. Егорова — Вера Аркадьевна
призы и награды
Медаль «Ветеран труда».
Орден Почёта – за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (21.05.2007).
Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2010).
Специальный приз XVI Российского кинофестиваля «Литература и кино» (2010).
Знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013).
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «За творческое долголетие и верность театру» (2013).
Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2015).
Орден Дружбы – за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность (12.06.2017).
Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2018).
Лауреат премии «Петербург и петербуржцы» в номинации «Женщина года» (2018).
Специальный приз «Госпожа удача» им. Павла Луспекаева XXVIII Открытого российского кинофестиваля «Киношок» – за мужество и достоинство в профессии (2019).
Лауреат Национальной анимационной премии «Икар» (2020).
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2020).
Диплом имени народной артистки РСФСР Л.А. Лозицкой "За сохранение русской классики на Отечественной сцене" (2020).
Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2021 год – за выдающиеся заслуги в деятельности, направленной на развитие петербургской культуры (2022).
Благодарственное письмо депутата федерального собрания Государственной думы Российской Федерации (2023).

последнее обновление информации: 09.09.24

фрагменты: «Олеко Дундич». Отрывок >>

«Невеста». Отрывок
«Привет, бабульник!»
«Разные судьбы». Отрывок
«Дело № 306». Отрывок
«Вербное воскресенье»
О своем жизненном и творческом пути Пилецкая рассказывает:

«Когда папу посадили, мы с мамой жили вдвоем, трудно, бедно. Поэтому, получив балетное образование, я сразу устроилась на работу в танцевальный ансамбль Театра эстрады. В спектакле «Где-то в Москве» молодые танцовщицы помимо танцев должны были участвовать в массовке. Прибывал поезд, и я в толпе проходила по сцене с каким-то тюком. Вот и вся роль.

Над Хореографическим училищем шефствовало Военно-морское училище имени Дзержинского. И мы, девчонки, по субботам ездили туда на танцевальные вечера.

Работая в театре (мне было-то 17 лет!), я продолжала бегать в Дзержинку. И вот в одну из суббот танцы совпали со спектаклем «Где-то в Москве». Я станцевала свой номер и попросила подружку пройтись по сцене в моем костюме, с узлом. А на следующее утро - приказ: «За невыход на сцену в роли Пассажирки Урлауб Татьяну отдать под суд». Я в ужасе к художественному руководителю: «Как же так?! Я же не сорвала спектакль! Меня подменили…» Венецианов был непреклонен!

Опытные люди подсказали: подай кассацию. Я разузнала, что это такое, и подала. В назначенный день явилась в народный суд. Села в первом ряду. Жду своей очереди. Рассматриваются дела о кражах, об убийстве, об изнасиловании. Судья - почему-то в военной форме, майор. Пробежал он глазами мое дело, попытался скрыть улыбку. «Ну что ж вы так относитесь к своей работе?» Я рассказала все, как было. Суд удалился на совещание. Возвращаются. Майор посмотрел на меня многозначительно и говорит: «Ваша кассация удовлетворена». И во второй раз Бог меня хранил!

В кино у меня сначала была массовочка, потом меня заметили, и я станцевала в «Золушке». К Козинцеву в картину «Пирогов» меня тоже пригласили на эпизод. Правда, конный. Я с удовольствием согласилась. Наверное, эпизодом этим и ограничилось бы мое участие в фильме, если бы Григорий Михайлович не искал в тот момент актрису на роль Даши Севастопольской. Вероятно, мой возраст, отсутствие какого-либо актерского штампа, абсолютный наив и натолкнули его на мысль попробовать меня. Репетировать со мной Козинцев поручил своим ученикам - Ростоцкому, Катаняну, Дорману, Рязанову. Меня утвердили.

После «Пирогова» мы познакомились с Александром Вертинским. Я продолжала сниматься, но роли были небольшие. И вот в очередной приезд в Ленинград Александр Николаевич мне говорит: «На „Мосфильме“ идет подготовка к съемкам „Княжны Мери“. Принесите фотографию - я передам».

К тому времени я уже первый раз вышла замуж, пожила с мужем - военным моряком Пилецким - на Севере, развелась, вернулась в Ленинград. Все надо было начинать с нуля. Я пошла по театрам искать работу. Взяли меня в ансамбль к Рудакову и Нечаеву. Репетируем водевиль. И вот сдача художественному совету. Председательствовал Юрий Сергеевич Юрский, отец Сергея. Программу приняли хорошо. Но Юрский кивнул в мою сторону: «А вот эту молодую артистку можно показывать только на периферии!»

И вот, когда я морально была раздавлена тирадой Юрского, получаю телеграмму: вы утверждены на роль Веры в картине «Княжна Мери». Я побежала к Рудакову с Нечаевым: «Снимайте меня с роли! Ни на какую периферию я не поеду! Я еду в Москву!..»

Леонид Давыдович Луков - удивительный режиссер. Он всех нас, начинающих артистов - Юлиана Панича, Татьяну Конюхову, Георгия Юматова и меня, - утвердил в "Разные судьбы" без проб. Он уже до съемок не только видел, но и слышал всю картину, поэтому удивительно тонко подсказывал интонации. И моя Татьяна Огнева получилась такой пронзительной только потому, что меня вел Леонид Давыдович Луков. Фильм "Разные судьбы" прожил большую жизнь, прошло более пятидесяти лет со дня его выхода на экран. Время сохранило главное - характеры людей. Это компьютерная графика устаревает, а дружба, любовь и предательство будут актуальны всегда... Благодаря великому мастеру Марку Семеновичу Донскому в фильме "Мать" я снималась рядом с Верой Петровной Марецкой. Это были мои актерские университеты. Профессии надо учиться всю жизнь. Нельзя к новому характеру, к новой ситуации подойти со старым багажом.

Казалось бы, мой звездный час настал! Успех, популярность, фотооткрытки в каждом киоске «Союзпечати», поездки за рубеж! Фильм «Разные судьбы», где я сыграла главную роль, имел оглушительный успех. Это был мой взлет, но и моя Голгофа. Наверное, я сделала больше, чем требовалось. Потому что мою героиню начали ассоциировать со мной. Дескать, я и злая, и коварная, и обольстительная. Про меня говорили: «Она способна играть только отрицательных героинь!» В общем, ярлык навесили!

В моем архиве лежит большая папка, куда я собирала роли, прошедшие мимо меня. Иногда пересматриваю эти фотографии. "Дама с собачкой", "Овод", Дездемона... Да, неудачи случаются. Не утвердили на роль, публика не восприняла спектакль, фильм оказался слабее, чем хотелось. Но нельзя заниматься самоедством и самобичеванием. Есть актеры, которые сами себя грызут, если что-то не получается. Отсюда плохое настроение, плохое самочувствие. Надо на все проблемы смотреть легче. Я в своего папу, а у него был очень легкий характер.

В дальнейшем каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. И в «Зеленой карете», и в «Прощании с Петербургом», и в «Сильве» приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других. Но часто, какие бы прекрасные пробы ни были, меня не утверждали! Предложения стали поступать все реже и реже. И я ушла из кинематографа! Благо так совпало, что в Доме кино подошел ко мне директор Театра имени Ленинского комсомола: «Таня, не хотели бы вы попробовать себя в театре?» И звания народной артистки России я удостоилась на театральных подмостках».

Немецкие корни и хореографическое образование давали о себе знать: актриса не только сама, как говорится, держала спину, но и требовала этого от окружающих.
Ее портрет писал сам Петров-Водкин. Оказывается, художник был крестным Татьяны Пилецкой. В фарфоровой фигурке Ломоносовского завода ее запечатлел известный скульптор Александр Пахомов, когда будущая актриса еще училась в Вагановском училище.
Своим появлением в кино она сразила все мужское население страны в 1950-х.
Фильм «Разные судьбы» не только сделал ее суперзвездой советского экрана, но и навсегда закрепил за ней образ красивой стервы. Тем не менее, Пилецкая довольна своей актерской судьбой. Она никогда не жалела, что в ее жизни была та отрицательная роль в фильме «Разные судьбы».

В последние годы актриса вновь стала появляться на экране в российских фильмах и сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Янтарный барон», «Каменская 5», «Питерские каникулы», «Свет в павильоне».
В 2010 году вышел сериал «Вербное воскресенье», где Татьяна Пилецкая сыграла Павлу Кирилловну Головину, наставницу главной героини, Оксаны.

Первый муж актрисы, Пилецкий - моряк, капитан первого ранга. С ним актриса уезжала на Север, там родилась их дочка. Вместе они прожили 15 лет, а потом Татьяна ушла и вышла замуж за другого (Вячеслав Тимошин — солист Ленинградской оперетты).

С последним, третьим мужем она живет более 30 лет. Борис Агешин - заслуженный артист уникальной профессии - мим, очень талантливый. Он объездил весь мир, а раньше много лет работал с Пьехой и Броневицким и с их ансамблем "Дружба"...

Занималась Татьяна Пилецкая и своей родословной: нашла многих родственников, в том числе и в Германии (Гамбург).
Первое упоминание фамилии Урлауб - 1560 год. А в 1837 году из Германии в Россию приехал с двумя сыновьями Август Урлауб. Яков и Федор поступили в немецкую театральную труппу. От Федора и идет моя ветвь. Мой дед Егор Федорович Урлауб окончил в Петербурге Академию художеств, академик живописи, его картины висят в Русском музее, в Третьяковской галерее.
Среди моих родственников встречались яркие личности, но прапрапрабабушка Луиза, действительно, была уникальной. Она родилась в Германии в 1786 году. Вышла замуж за прусского офицера по фамилии Гафемус и родила двух детей. Муж погиб во время войны с Наполеоном. Но еще до его гибели Луиза, скрыв свой пол, вступила в корпус генерала Блюхера, который в составе прусской армии воевал против французов. Она сражалась храбро, несколько раз была ранена. Лишилась правой руки и в чине уланского вахмистра вышла на инвалидный пенсион. В тогдашних газетах ее называли "второй Дуровой". Переехав в Петербург, Луиза вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, рожала и воспитывала детей. А в 40-х годах XIX века она стала владелицей знаменитого еще со времен Петра Первого "Красного кабачка", трактира на десятой версте Петергофской дороги. Известно, что в нем провела бессонную ночь накануне прихода к власти будущая императрица Екатерина II. Об этом кабачке писали Пушкин, Лермонтов, Тынянов и Алданов. При Луизе кабачок славился вафлями, прохладительными напитками и знаменитыми танцевальными вечерами для гвардейцев. А еще у Кессених был не раз упомянутый Некрасовым и Салтыковым-Щедриным танцкласс на Фонтанке у Измайловского моста... А ведь я, пожалуй, смогла бы сыграть эпизоды последних годов жизни своей прапрапрабабушки...
Татьяна Пилецкая отмечает 85-летие

За роль "советской стервы" известную киноактрису едва не растерзали студенты МГУ

Из ныне работающих актрис России Татьяна Пилецкая раньше всех стала сниматься в кино. Ее первая роль была в легендарной "Золушке" 1946 года, а самая свежая работа - в картине "Лекарство против страха", которая вышла в этом году. Без малого семь десятилетий в кадре - это абсолютный рекорд отечественного кино. Сегодня актриса отмечает юбилей, перед гостями она предстала в роскошном платье и на высоких каблуках.

Не рыбацкая дочь

Чем громче стучат годы, тем чаще вспоминается детство. В памяти всплывают настолько выпуклые, яркие детали, что диву даешься. Мое детство это - Сиверская, пригород Петербурга, где мы проводили каждое лето. Домашние спектакли, где я танцевала. Нашим соседом и моим крестным был великий художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, однажды он сказал моей маме: "Кума, я хочу Тату порисовать…". Мама на меня надела платьице, папа сунул в руки куклу, и я пошла на веранду к крестному. Было сеансов пять работы. Мне, крайне неусидчивому ребенку, это далось очень непросто. Вот так и получился портрет "Девочка с куклой". С ним была одна забавная история. Мы как-то с отцом пошли на выставку Кузьмы Сергеевича, видим этот портрет, который был подписан "Дочь рыбака". Папа мой очень удивился, ходил к администрации выставочного зала, объяснял, что это его дочь, а не рыбацкая.

Каков мой Петров-Водкин? Очень сдержанный человек. Очень! Неулыбчивый, неоткрытый! Про таких говорят - человек в себе. Запомнила его глаза - очень внимательные, всепроникающие. Но если кого любил, то любил во всем. Мы часто ездили на Кировский проспект к ним в гости, однажды он мне говорит: "Тата, в правом ящике моего стола под книжкой для тебя что-то лежит. Иди, возьми". Я пошла, там лежала красная тридцатирублевка. Это были очень большие деньги по тем временам.
В последнее предвоенное лето мы давали на даче концерт, кто пел, кто читал стихи, а я, конечно, танцевала. Страсть к танцу у меня с самого рождения. После того концерта Кузьма Сергеевич подошел к маме и сказал: "Кума, а Тату надо отдать в хореографическое училище". Это и определило мою дальнейшую судьбу, получается, он крестил меня не только в церкви, но и на творческую жизнь. И мы пошли поступать в Ленинградское хореографическое училище. Отбор шел колоссальный, и для меня было полной неожиданностью увидеть свою фамилию в списке принятых.

Кофточка из фитиля

Почему с балетом не сложилось? Думаю, что главная причина - это война. Война и балет - несовместимые вещи. Мы занимались в ледяных залах, держась за лавки. Наше училище эвакуировали на Урал, холод, постоянное чувство голода, никакой обуви, всегда промокшие ноги. Глухая уральская деревня Нижняя-Курья - и вот туда приезжает знаменитое на весь мир балетное училище. Знаете, без слез не могу вспоминать, как приходили мы утром на занятия, а в парте лежала отварная картофелина, луковица или еще что- нибудь съедобное. Это нас так местные подкармливали! Я как-то в парте оставила записку со словами благодарности. Спустя десятилетия, будучи уже известной артисткой, я приехала в то село с концертом. Волновалась жутко. Вдруг на сцену выходит женщина и протягивает ту мою записку, на которой бледными чернилами написаны мои благодарности... Я чуть сознание не потеряла…

Помню, когда уезжали в эвакуацию, то никто не думал, что все будет так долго и так трагично. Ну, несколько месяцев повоюем и победим. Такие настроения были в обществе. Мы же жили восемнадцать человек в одной комнате, спасали только дружба и сплоченность, на топчанах спали, на матрасах, набитых сеном. Форсили в кофточках из фитилей. Что это такое? В ближайшей лавке покупали фитили для ламп, распускали их на ниточки, а из этих ниточек вязали кофточки. Беленькие. Вот в этих кофточках 7 ноября 1942 года мы поехали на праздничный концерт в Пермь, там выступали Уланова и Вечеслова. Назад нас везли на старом пароходике, и неожиданно девчонки мне говорят: "Тань, там твои знакомые едут, они из Ленинграда…".
Я не могла поверить своим глазам, когда увидела отца. Он меня сразу же предупредил: "Не пугайся, мама сильно изменилась..." Когда я увидела маму, то первое, что она мне сказала, даже не поздоровавшись: "Таточка, у тебя нет хлебушка?".. Это был шок. Мы оказались на одном теплоходе: я возвращалась в училище, а родители ехали в ссылку…
Балет на всю жизнь научил меня безукоризненно носить платья. Сегодня ведь не так часто можно встретить женщину, на которой бы сидело платье. Чаще они висят, или в них целиком не влезают…Часто вижу девчонок в юбках, из-под которых так и видна их джинсовая культура.
У меня были дивные учителя. Мой первый педагог по балету - мама легендарной балерины Татьяны Вечесловой, Евгения Петровна. А выпускала меня Мария Федоровна Романова, мама Галины Улановой. Кстати, она была добрейшей души человек. Чего не скажешь о Вагановой. Ее боялись, как огня. "Груша идет!" - испуганно неслось по училищу, все просто тряслись.
Когда училище вернулось из эвакуации в Ленинград, то у меня уже сил не было на балет. Часто голова кружилась. И еще я лентяйка, а балет - это труд. Адов труд. Профессия-то кровавая.
По возвращении в Ленинград в свою квартиру я зайти не смогла: там уже была густонаселенная коммуналка, всю нашу мебель продали.
У нас была потрясающая мебель из карельской березы. Инкрустированная. Однажды, уже будучи актрисой, я в комиссионке увидела наш высокий шкаф с зеркалом. Дивной красоты!..

"Уже перечеркнули!.."

На всю жизнь я запомнила двадцать третье отделение милиции на Таврической площади. Нас с мамой туда вызвали. На дворе стоял уже 1948 год. Капитан Федоров, никогда не забуду эту фамилию… Он смотрит на нас и говорит: "Ну что, дорогие мои, вам придется уехать из Ленинграда к папе.." Дескать, есть предписание, всех немцев нужно выселить.
Долгая история, как я через писателя Николая Эрдмана добралась до энкэвэдэшного генерала Леонтьева. Позвонила ему, представилась артисткой балета. Он обалдел, но велел зайти. Принял меня на Лубянке, как сейчас вижу его огромный кабинет, роскошный ковер на полу. Я дрожала, как осиновый лист. Он мне говорит: "Ну, я слушаю Вас, артистка балета". Я ему выложила свою беду. Он взял мой паспорт и увидел перечеркнутую прописку. Выдохнул: "Уже перечеркнули..."
Велел позвонить через неделю, звоню, он берет трубку и говорит: "Вы танцуете, танцуйте дальше. А маме придется Ленинград покинуть…"
Легко это сейчас рассказывать, но то, что мы пережили - не дай Бог.

Почему я отчество свое поменяла? Была Людвиговна, стала Львовна… Отца моего часто называли Львом, и когда пришло время получать паспорт, мама посоветовала взять отчество Львовна. Я совету вняла. Время было такое. Вы понимаете меня?
Я была плотью своего времени. Верила, что Сталин хороший, а над народом издеваются местные князьки. Когда Сталин умер, я плакала от горя. Хотя мой отец в это время все еще сидел. Отец сидел только за то, что он немец, а я слезы лила по Сталину. Вот такие мы были…
Злости никогда не было на эту страну. Брат погиб на фронте, отца арестовали, квартиру отобрали. Ну что ж, так с миллионами обходились. Когда отца реабилитировали, мне предложили единовременную выплату: девять рублей пятьдесят восемь копеек. Я отказалась.
Через много-много лет мне довелось познакомиться с делом моего отца. На папке моего отца стояло имя Леонид. Какая небрежность! Даже имя перепутали… Вина его была только в том, что он немец по национальности.

"Вертинский, мой продюсер..."

Вертинский. Он навсегда остался зарубкой на моем сердце. Я попала на его концерт в Ленинграде, и это было потрясение. Пел он строго по программе, зал неистовствовал и умолял его спеть что-то другое, но он был непреклонен. Думаю, что он права не имел отступать от утвержденной и идеологически выверенной программы. После концерта меня подвели к нему и представили, как молодую киноактрису. Он посмотрел на меня и, картавя, сказал: "Гаубчик, с такой внешностью конечно надо сниматься". Потом добавил "Гаубчик, сейчас снимается картина "Княжна Мэри", и роль Веры только Ваша. Немедленно давайте свою фотографию".
Все закончилось тем, что я снялась в этой роли. Так что Вертинского смело могу называть своим продюсером.
Вообще актерское ремесло очень конкурентное. Эти бесконечные кинопробы, постоянно тебя трясучка одолевает: пройду или не пройду. Зархи, Хейфец, Эрмлер, Траурберг - они сидели в худсоветах и выносили свой вердикт.
Конечно, внешность моя сыграла свою роль в моей киножизни. Сначала благодаря внешности заметили, а потом из-за нее же ролей не давали. Я ведь не вписывалась в стройный ряд советских героинь. Ну, какая из меня колхозница, комсомолка, передовик производства?! Я пыталась даже платок носить, поглубже его покрывала. Но где я, а где платок?..

Главная моя картина, конечно, "Разные судьбы", хотя судьба у нее была непростая, ее не сразу принял зритель. Режиссера ругали за мелкотемье, какой любовный треугольник может быть у советских людей? Вздор! Такого быть не может...
Вначале у фильма было название "Знакомые судьбы", но тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: "Что значит знакомые?.. У нас что, все девушки такие? Нет, пусть уж лучше будут разные судьбы". Ей никто возражать не смел.
Меня народ не любил за эту роль, моя героиня этакая советская стерва, вамп, хищница. И наивный зритель меня отождествлял с моей героиней. Помню, премьера картины была в МГУ. После показа студенты на меня просто накинулись. "Как вы могли так поступать?!" Меня готовы были растерзать. И кто? Не колхозники из отдаленной деревни, а студенты главного университета страны.
Еле их успокоили, объяснили что я и моя экранная героиня - это действительно разные судьбы. Письма после той картины мне приходили просто мешками. Я их до сих пор выбросить не могу. Письма разные - от крайне ругательных до похвальных, но все они дороги мне. В них меня обзывали, признавались в любви, просили денег в долг, девушки мечтали сниматься. Но чтобы роль была не такая…
Мужское внимание?.. Конечно, было! Но от меня все это отлетало, порой обидно было, что меня воспринимали, как некое экранное божество. А я такой же человек, как и все. Это и по сей день сохранилось. Многие меня воспринимают как что-то инопланетное. Так и не могу понять, почему.

Вообще, за долгую жизнь спина моя холодка много чувствовала. Но это актерский мир и с ним ничего не поделаешь. Вот ей повезло, а мне нет. А я вся такая-растакая…
Причина моей приличной физической формы лишь в одном - в востребованности. Как только актер становится невостребованным, он гаснет, умирает. Я очень боюсь невостебованности. В первую, и в последнюю очередь я артистка. А так - никакой гимнастики, никакой диеты. Тут сошлись гены и балет. Хотя с годами характер портится, жизнь давит на нас своим грузом. Но я стараюсь не прогибаться под этой тяжестью.
Пример актерского счастья? Я играла Роксану, восемнадцатилетнюю героиню в спектакле "Сирано де Бержерак", даже когда мне уже было за пятьдесят. Можно было играть и дальше, зритель принимал великолепно и верил безоглядно, но сама приняла решение расстаться с этой ролью. Кстати, спектакль этот я сыграла 604 раза.

Трясучка до первой реплики

Вообще жизнь жесткая штука, у нас в театре шла пьеса "Трехгрошовая опера". Ах, как я хотела сыграть Дженни. Подошла к режиссеру, заикнулась об этом. Он посмотрел на меня и сказал: "Таня, играют лучшие.." Слова обожгли, как пощечина. В жизни все было. Подушка была мокрой от слез и не раз. И на сцене плачу. На технике, на штампах никогда не пытаюсь вылезти. Только сердцем, только на разрыв аорты. Для чего артист работает? Крики браво из зала дороже гонорара. Дороже!

Я никогда не произнесу мат со сцены или в кадре. Никогда! Бывало такое по сценарию, но эти сценарии не для меня. Если молодые люди услышат мат в театре или с экрана, то почему им нельзя? Вот оно, взрослое ханжество.
Я до сих пор не наигралась. Еще хочу играть. Когда выходишь на сцену - это особое ощущение. У меня до сих пор холодные руки и трясучка перед каждым выходом на сцену. До первой реплики. Потом все проходит. Вообще актерская природа - уникальное явление. Так до конца и неразгаданное. Партнер имеет колоссальное значение. Если отдачи нет, если петелька с крючочком не совпали, то очень трудно. Пример? Дмитрий Дюжев - очень тяжелый партнер. С ним непросто было в "Вербном воскресенье". Только я. И точка. Глаз пустой и нос холодный. Не достучаться.
Самое страшное, это когда нет никаких предложений. Когда в театре на доске распределения ролей нет ничего, то тоже больно. Очень больно. Я спасалась от этого тем, что стала писать книги. Раскопала свое генеалогическое древо с 1570 года. Стихи стали писаться. До сих пор не могу понять природу стиха, он идет или не идет.

Могу сказать, что счастливая мать, у меня хорошая дочь. Правда, видимся очень редко, к сожалению. Мы с ней из разного мира, она человек бизнеса и почти без сантиментов.
Звали ли меня в Москву? И не раз, но это не мой город. Москвичи хваткие, деловые. А мы, ленинградцы, тихие, интеллигентные, все ждем, когда нас пригласят. Бывает, что не приглашают. Но я все равно жду.

Александр Ярошенко

"Российская газета" - www.rg.ru
2.07.2013

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 291
Стэфани (Владимир)   5.02.2025 - 14:21
Жизнь долгая,не простая,но интересная.О Татьяне Львовне можно судить,как о человеке сильном.Женщина с характером.Талантлива,и как актриса,и как танцовщица.Здоровья,нескончаемой энергии,счастья! читать далее>>
№ 290
Седова   10.01.2025 - 05:23
Татьяна Пилецкая мне тоже понравилась во всех фильмах, которые я имела возможность увидеть с её участием, иметь удовольствие видеть такую актрису и красивую женщину. Даже не смотря на отрицательную роль... читать далее>>
№ 289
Катерина Соколова (Москва)   9.01.2025 - 23:37
... Уважаемая администрация сайта, большая просьба добавить спектакль "Семья в подарок" в список театральных работ актрисы читать далее>>
№ 288
Алексинс   8.01.2025 - 11:30
Очень ждём дорогая Татьяна Львовна, вашего возвращения на сцену в 2025 году, скорейшей реабилитации Вам! Берегите себя пожалуйста. Вы наша Легенда! читать далее>>
№ 287
Изабелла де Валуа   5.01.2025 - 01:26
Удивительная красота! Какая прекрасная женщина читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram