Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Валентина Панина

Валентина Панина фотографии

Панина Валентина Викторовна

Родилась 6 октября 1945 года в Омске.

Заслуженная артистка РСФСР (4.02.1980).

В 1968 году окончила Московское театральное училище им.М.Щепкина.
С 1968 по 1984 годы играла в Ленинградском академическом театре драмы имени А.С.Пушкина. Прекрасная школа великих мастеров Александринского театра быстро вывела молодую актрису на первый план.
В 1984-1988 годах работала в Ленинградском театре имени Ленинского Комсомола (ныне "Балтийский Дом").
С 1988 года - актриса Ленинградского (Петербургского) театра драмы имени В.Ф.Комиссаржевской. Именно здесь талант актрисы обновился работами в непривычном жанре острой характерности.

Обладая отличными внешними и внутренними данными - темпераментом, пластичностью, обаянием, музыкальностью, выразительным и красивым голосом, много и плодотворно работает в жанре мелодекламации, в музыкальных моноспектаклях. Одна из последних ее работ в этом направлении - спектакль по песням К. Шульженко "Я возвращаю ваш портрет".
театральные работы
Ленинградский театр драмы им. Пушкина:
«Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
«Горячее сердце» А. Островского — Параша
«Зеленая птичка» К. Гоцци (реж. Н. Шейко) - Помпея
«Артем» - Фроська-солдатка
1978 – «Элегия» П. Павловского — Мария Савина
1979 - «Моя любовь Электра» Л. Дюрко — Электра

Ленинградский государственный театр эстрады:
1981 - "Ужасные родители" Ж. Кокто (постановка Г. Егорова) - Мадлен
1983 - "Не говори, прощай" Г. Мамлина (постановка Г. Егорова) - Вера Петровна

Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола:
1985 - "Процесс" Э. Манн, по сценарию фильма "Нюрнбергский процесс" (постановка Г. Егорова, режиссёр В. Ветрогонов) - фрау Бертхольд
1985 - "Тамада" А. Галина (постановка Г. Егорова, режиссёры И. Стручкова, В. Тыкке) - Ирина Минелли
1986 – "Овод", рок-мюзикл А. Колкера и А. Яковлева (постановка Г. Егорова, режиссёр В. Тыкке) - Джемма

Театр им. В. Ф. Комиссаржевской:
1988
А. Галин «Библиотекарь» (Инна Сергеевна)
1989
Л. Зорин «Максим в конце тысячелетия» (Александра)
Э. Брагинский «Лакейские игры» (Крутилина)
Р. Роллан «Робеспьер» (Ж. Фуше)
1990
Э. Брагинский, Э. Рязанов «Притворщики» (Балакина)
1991
М. Булгаков «Полоумный Журден» (Доримена)
Ж.Ж. Брикер, М. Ласег «Французские штучки» (Матильда Ласбри)
1992
Н. Йорданов «Убийство Гонзаго» (Елизавета)
Б. Стейвис «Обитель теней» (Жозефина)
1993
И. Лейтнер «Сны Изабеллы Кей» (Память)
Г. Горин «Кин IV» (Эми)
1994
К. Ласкари «Рике с хохолком» (Карменсита)
Я. Гловацкий «Антигона в Нью-Йорке» (Антигона)
1995
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Мать)
Ф. Достоевский «Игрок» (Бабушка)
1996
Б. Слэйд «Чествование» (Глэдис)
1998
Уго Бетти «Козий остров» (Агата)
2000
Дж. Ричардсон «Юмор висельника» (Люси, Марта)
2001
Э. Де Филиппо «Вор в раю» (Кармелла)
Г. Горин «Шут Балакирев» (Анисья Кирилловна)
2004
В. Шендерович «Тезка Швейцера» (Агуня)
2010
Л.Н. Толстой «Крейцерова соната» (Дама, жена Пожилого господина)
М. Тульчинская «Страсти по дивану» (3-я женщина)
2011
А. Островский «Невольницы» (Марфа)

«Дни Турбиных» М. Булгакова — Елена Тальберг
«С тобой и без тебя» А. Менчелл (реж. В. Гришко)
«Тартюф» Мольера — Эльмира

Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова
2001 – «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (реж. Ю. Цуркану) — Мать
«Наследник Лаптев» А. Хмелика (реж. В. Каминский) — Скрипицына

Театр «Приют комедианта»
«Тётка Чарлея из Бразилии» Б. Томаса (реж. В. Минков)

Мариинский театр
2012 - «Моя прекрасная леди» Б. Шоу (мюзикл, реж. Р. Карсен)
призы и награды
Лауреат Диплома Фестиваля драматического искусства СССР (1979, Венгрия).
Лауреат Диплома Фестиваля драматического искусства СССР (1983).
Лауреат Приза зрительских симпатий Общества театралов .

последнее обновление информации: 19.02.25

фрагменты: «Летаргия». Отрывок >>

«Одна тень на двоих»
«Условия контракта-2». ТВ-ролик
«Двойная петля»
«Улики из прошлого. Роман без последней страницы»
«Последний ход королевы»
"Я всем всё простила"

Cибирячка Валя поступила в театральное училище имени М.С. Щепкина на курс В. Коршунова и засобиралась в обратную дорогу. За день до отъезда московское ворье ограбило юную первокурсницу. Вещи, документы, деньги и билет. В поезд ее пустили добрые женщины. Кормили сухарями. На ночь проводница выдала белье и укрывала от ревизоров. До родины Валя не доехала. Ночь на рабочем полустанке. Шатаются пьяные сцепщики. К Вале подходит пожилая женщина. Рассматривает косу, свисавшую до колен. "Негде ночевать? Пошли со мной."- "Вы меня не знаете" - лепечет девушка. - "А что о тебе знать? Ты похожа на актрису"...

- Пусть элита отечественного театроведения, зараженная духом москвопочитания, мечет чернильные громы и срывает береты с поседевших голов, но я и мои друзья называем "Элегию" лучшим русским спектаклем второй половины века. Валентина Викторовна, почему финал "Элегии" всегда вызывает шквал аплодисментов?
- Вслед за Коршуновым-педагогом в мою театральную судьбу определил режиссерский гений Ольшвангера. Об "Элегии" написано мало и невнятно. С 1975 года прошло много лет, а я по-прежнему на сцену выбегаю в роли Веры из тургеневского "Месяца в деревне". Время остановилось... Но не для воспоминаний. Илья Саулович обещал мне роль в задуманной постановке пьесы Островского "Таланты и поклонники". После его смерти я приходила к Игорю Горбачеву проситься в спектакль. Это был единственный раз, когда я просила роль. Мне отказали. Но я всем всё простила.

- В день прощания со спектаклем "Дни Турбиных" я видел Вас у окна с гитарой. И слушал. За прощальным столом среди комиссаржевцев были плачущие, а вызвать у актеров слезы - это надо было постараться.
- Прощание со спектаклем - это расставание с частичкой души. Ради таких спектаклей как "Дни Турбиных" и приходишь в актерскую профессию.

- Многие телезрители помнят женский голос из фильма "Объяснение в любви". Мало кто знает, что польская актриса Эва Шикульска не в ладах с русской речью. Ваш голос приятно созвучен голосу Юрия Богатырева.
- Моя кинокарьера начиналась с роли дочери Петра Первого в "Балладе о Беринге". Парадокс моей творческой биографии: в дебютном фильме меня озвучивала другая актриса, а потом мне пришлось говорить чужим голосом во многих ленфильмовских работах. Недавно показывали фильм "Личная жизнь директора", в котором я играла эксперта по охране природы. Там была прекрасная компания - Валерий Приемыхов и Алексей Герман. Сегодня моя экология - это наша дача. Был интереснейший молодежный сценарий о душевных метаниях подростка. Никогда не забуду как меня пригласили сыграли роль матери влюбленного подростка. В год выхода на киноэкран "В моей смерти прошу винить Клаву К." каждый второй абитуриент, поступающий в театральные институты Ленинграда и Москвы, писал рецензию на наш фильм. Прекрасные воспоминания остались от работы с режиссером фильма. На съемочной площадке играла с Любовь Полищук. Но затем мне не повезло в кино. На радио я доиграла то, что упустила в кинематографе и на сцене.

- Много лет назад Вы пригласили меня в тон-студию на озвучивание "Второго круга". Помню, в ленфильмовском буфете к нам подошла группа пьяных статистов, которые стали расшаркиваться со словами: "Мы вас знаем. Вы великая актриса".
- А я этого эпизода не помню. До сих пор у меня сердечко екает от каждого звонка с приглашением на пробу по озвучанию сокуровского третьего-четвертого фильма. Известно, что Сокуров тяготеет к непрофессионалам, ненавидит актерские штампы. Попасть в его команду - это честь для театральной артистки. С удовольствием работала над голосом заглавной героини в последнем фильме "Мать и сын". Голос матери - мой голос. Сокуров - удивительный человек. Однажды стоял у меня за спиной, смотрел на экран и во время работы душил меня пуховым платком. Это ему нужен был хриплый голос. Люблю трудоголиков. И потом, после каждого фильма ко мне подходят профессионалы и говорят: "Молодец!"

- Россия ничего не знает о дорогостоящем проекте японского телевидения, осуществленном в восьмидесятые. Кого вы сыграли для японцев?
- Замечательная костюмная роль императрицы Екатерины Второй. Сразу предупредили, что японцы не разрешат продавать фильм в Россию.

- Валентина Викторовна, не иссякает поток зрителей на "Французские штучки". Пьеса прошла по театрам России и стран СНГ. Но живой спектакль остался только в репертуаре Комиссаржевки. Радует ли актеров юмор французских драматургов Жан-Жака Брикера, Мориса Ласега и режиссера Александра Исакова?
- На "Французских штучках" впервые столкнулась с феноменом упреждающего смеха. Вне театра люди устали от неудач и "чернухи". Многие приходят во второй или третий раз. Поэтому знают места, где будет особенно смешно. Это согревает актерскую душу. Добрый спектакль о том, как можно оставаться не похожими друг на друга, никому не причиняя вреда. Сохраняя традиции режиссуры Рубена Агамирзяна, на сцене с успехом идет "Полоумный Журден". У меня роль госпожи Дебри и Актрисы (в "Тартюфе" - Эльмиры). Уверена, что актерам будет интересно играть в мольеровских пьесах на сценических подмостках XXI века.

- Что вы испытываете в темном зале в зрительском кресле?
- Актеров много, а хороших ролей мало. Это зрителю подмостки видятся огромными. На самом деле, сцена не может быть больше актерского сердца. Актерское сердце - раскаленная сцена. Сердце работает без суфлеров. Сильно преувеличена связь критики с актерским миром. За пределами актерской души не ищите теории театра. C интересом прочитала бы многостраничную монографию под названием "Теория театра". Театроведов много, а книжка не написана. Теория театра пишется актерской кровью.
Один непредсказуемый тридцатилетний парадоксалист написал для меня пьесу под названием "Королева кукол". Где найти спонсора на постановку этой пьесы? Цветы дарят часто. Но пьеса в подарок? Такое бывает один раз за всю жизнь. Правда, здорово?

- Валентина Викторовна, театральной звездочкой Санкт-Петербурга стала ваша дочь - Наташа Панина. Каковы будни у актерской династии?
- Будни - внучка. А пожелать дочери хочется большей удачи в кино. Больше Шекспира на сцене. И не только Шекспира. Не хочется открывать секрета, но у нас обязательно будет проект, где вдвоем сыграют на сцене Панина-старшая и Панина-младшая. Театр в наших сердцах. Страсть к сцене - это больше, чем одна группа крови. Это родство душ.

Анатолий Юркин

Газета "Новый Петербург", N36 (N291) от 18 сентября 1997 года

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 125
theatrped (Центральная Россия)   31.12.2024 - 03:32
Невзирая на огромную фильмографию и явно другие хорошие роли, хочется отметить роль Медвецкой в детективе ЛенТВ "Следы остаются". Отличная получилась красивая и "узкоголовая" подруга... читать далее>>
№ 124
Зенов Олег (Москва)   2.10.2024 - 17:52
Смотрю Главный конструктор. Спасибо за игру. Здоровья Вам! читать далее>>
№ 123
Чебураша (Санкт Петербург)   30.03.2023 - 00:48
Помогите вспомнить, друзья!) Когда-то смотрела спектакль в "Русской антрепризе им. Андрея Миронова" по пьесе А. Хмелика "Пузырьки", но название было вроде другое. Валентина Панина... читать далее>>
№ 122
Зенов Олег (Москва)   17.02.2023 - 21:00
Хороша в Главном конструкторе читать далее>>
№ 121
Фаризон (среднеуральск)   14.02.2023 - 20:37
... Это Снаткина смахивает на нее. читать далее>>

Валентина Панина: новости >>

Все новости >>
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Интервью
«Тематика 8 марта позволила нам уйти в более мягкую форму»: Максим Ткаченко и Андрей Шелков о возвращении на экраны героев «Нашей Russia»
Продюсеры и авторы сценария праздничного фильма – о музыкальных номерах, ностальгии и аудитории, которую может привлечь проект
3 комментария
Кино-театр.ру в Telegram