25.04.2012
Сегодня юбилей празднует народная артистка России, Почетный гражданин города Рязани Зоя Васильевна Белова.
Старейшую актрису Рязанского областного театра драмы Зою Васильевну Белову хорошо знает и искренне любит рязанский зритель. В профессии она уже шесть десятилетий и почти пятьдесят лет из них отдала работе на рязанской сцене.
За долгую творческую жизнь ею созданы десятки выразительных сценических образов, целая галерея сильных духом женщин, матерей. Многие ее работы неоднократно отмечались на крупнейших российских театральных фестивалях.
Важный момент, без которого невозможно понять личность актрисы, – ее умение не оставаться в стороне от жизни театра, города, области, страны. Долгое время Зоя Васильевна возглавляла партийную организацию театра драмы, вникала в проблемы коллег, искала и находила возможности помочь. Добровольно взятая на себя общественная нагрузка порой становилась в тягость, не скрывает она: секретарю парткома лично приходилось отвечать за все погрешности, допущенные коллективом. Это обостренное чувство долга, готовность нести ответственность за окружающих, способность держать себя, проявлять принципиальность при принятии решений нашли отражение в лучших сценических образах Зои Беловой.
Ее героинь почти всегда жизнь испытывает на прочность. Это Госема в спектакле «Сказ о матери», Анна Фирлинг в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети», Эмма Герберт в спектакле «Берег», Пелагея в спектакле «Пелагея и Алька», Людмила Прокофьевна Калугина в спектакле «Сослуживцы», мать Сергея Есенина в спектакле «Сергей Есенин» и многие другие. Сегодня Зою Белову можно увидеть на сцене в двух ролях: она играет Анну Степановну Ашметьеву в спектакле «Дикарка» и Марию Васильевну Войницкую в спектакле «Дядя Ваня».
Говоря о творческом даровании Зои Васильевны, нельзя не упомянуть и о ее поэтических программах, с которыми она выступала на самых разных площадках: и перед тонкими ценителями поэзии, и перед простыми сельчанами, с новой стороны открывая и для первых, и для вторых Пушкина, Есенина, Ахматову, Цветаеву и других великих художников слова. Теплотой, задушевностью были проникнуты ее литературные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, солдатами и офицерами, прибывшими в Рязань из «горячих точек», со студентами, курсантами, школьниками.
Насыщенная творческая и общественная жизнь подарила актрисе много добрых знакомых и настоящих друзей. За них она не перестает благодарить судьбу и рязанский край, встретивший ее в далеком 1963 году приветливо и гостеприимно.
– Я очень люблю Рязань, – признается Зоя Васильевна. – Даже сложно сказать, что для меня теперь роднее – есенинская земля, которую на выездах в районы объехала почти всю, или Подмосковье, деревня Святогорово в Дмитровском районе, где прошло детство.
Она выросла в простой крестьянской семье. Мать работала уборщицей; оставшись вдовой, в тяжелые военные годы одна на своих плечах подняла шестерых детей. Каждому дала образование, каждого приучила к труду. Зоя, старшая из детей, работала наравне со взрослыми: косила, жала, молотила… От деда, председателя колхоза, перешла любовь к земле, русской деревне. Актерский же талант в девочке впервые разглядел школьный учитель математики и посоветовал ей поступать в Московское городское театральное училище.
Ее учителями, которых она помнит всю жизнь, стали ученики К.С. Станиславского – народный артист РСФСР Владимир Готовцев, заслуженный артист РСФСР Василий Марков, другие известные театральные педагоги. Это была замечательная школа, школа не только профессионального, но и нравственного воспитания.
После окончания училища она случайно встретила на бирже труда «человека, похожего на Станиславского», – актера Святослава Астафьева (он позже успешно работал и в Рязанском театре драмы). Тот зовет ее в костромской театр, и она оставляет столицу. После театра Костромы в ее жизни были сцены Тамбова и Пензы, но только в Рязани актриса обосновалась по-настоящему.
– Я благодарна всем рязанским режиссерам, с которыми пришлось работать. Именно благодаря им и всем людям, которые меня окружали, моя творческая жизнь, я считаю, удалась, – делится Зоя Васильевна.
Сегодня главная радость народной артистки России – это ее близкие: унаследовавшая талант матери дочь, известная актриса Ирина Розанова, сын Павел и замечательные, заботливые внуки.
В пятницу, 27 апреля, в областном театре драмы пройдет праздничный вечер, посвященный Зое Беловой.
Накануне юбилейной даты своим взглядом на талант Зои Васильевны, впечатлениями о ее самых ярких ролях, воспоминаниями о работе с ней поделились коллеги – актеры Рязанского театра драмы.
Людмила Коршунова,
народная артистка России:
– Когда я пришла в театр, Зоя Васильевна была ведущей актрисой, много играла. Но в жизни каждого актера существуют такие этапные роли, когда совпадает то, что хочешь сказать зрителю именно ты, и то, что хочет сказать твоя героиня. В этом случае работа получается очень сильной, искренней и эмоциональной. На мой взгляд, одной из таких ролей для Зои Васильевны стала роль Госемы в спектакле «Сказ о матери» по пьесе Гаглоева. Эта роль требовала мощной душевной траты. Каждый спектакль я приходила за кулисы смотреть одну и ту же сцену – так называемую сцену с люлькой. Когда матери приносят похоронку на последнего сына, она, до этого стойко выносившая известия о гибели, выносит из сарая люльку. И здесь звучит монолог, начинавшийся словами: «Неблагодарная я мать», в котором она винит себя за то, что дала детям недостаточно материнской любви. Я играла в том спектакле одну из ставших вдовами невесток Госемы, которых она в финале заставляет не замыкаться в горе, а продолжать жизнь. «Сказ о матери» воспринимался везде очень тепло. Когда он сошел со сцены, монологи из него Зоя Васильевна какое-то время читала в концертном варианте.
Вообще, это одна из актрис, о которых будут слагать театральные легенды. Она сама легенда нашего театра. На ее спектаклях выросло не одно поколение. Зою Васильевну отличает удивительная собранность и ответственность перед профессией. Она до сих пор поддерживает себя в хорошей физической форме. Ее культура, способ существования на сцене, умение держать себя, носить костюм, конечно, пример для современных актеров. В свое время она активно занималась и общественной работой, была секретарем парторганизации и много сделала для театра. Многие ветераны сцены сегодня живут в квартирах, которые получили благодаря Зое Васильевне. И в этом тоже частица ее души, ее здоровья.
Римма Морозова:
– Я проследила почти весь творческий путь Зои Васильевны в нашем театре, придя сюда двумя годами позже ее. В это время здесь уже существовал крепкий костяк в лице таких актеров, как Астафьев, Закиев, Козлов, Числов, Брылкин, актрис Беловой, Пешиной, Воронцовой… Мы, театральная молодежь, смотрели на них буквально раскрыв рты, вживаясь в эту творческую атмосферу. Одна из блистательных ролей Зои Васильевны этого периода, ее большая творческая удача, на мой взгляд, это роль Танкабике в спектакле «В ночь лунного затмения» по пьесе Мустая Карима в постановке режиссера Георгия Соколова. Запомнилась и не просто драматическая, а трагедийная роль Госемы в «Сказе о матери». Этот спектакль видели осетинские гости, приехавшие в Рязань, в числе которых был и автор пьесы. Они высоко оценили работу Беловой.
Я играла вместе с Зоей Васильевной во многих спектаклях. Она очень творческая личность и легкий, бесконфликтный партнер, с одинаковым уважением относится как к профессионалам, так и новичкам сцены. Вела большую общественную работу, занимая партийный пост. Правда, признавалась, что эта должность ко многому обязывала и в чем-то мешала: из-за нее порой складывались непростые отношения с коллегами.
Роман Горбачев:
– Работать вместе с Зоей Васильевной в одном спектакле мне удалось только однажды, в 2003 году. Я тогда был еще студентом филиала Ярославского театрального института, и режиссер Марина Викторовна Есенина пригласила меня на роль Гарольда в спектакль «Гарольд и Мод». Мод играла Зоя Васильевна. Это была моя первая серьезная роль, и я очень переживал, узнав, что моим партнером будет народная артистка России. Но волнения были напрасны: с ней работалось очень легко, она во многом помогала мне, подавала пример служения актерской профессии. Это был огромный стимул, большая удача для меня, совсем неопытного, начинающего актера, я постоянно ощущал ее поддержку. Помню, я был поражен физической формой, в которой находилась Зоя Васильевна: она спокойно делала «березку». Она научила меня многим профессиональным вещам. Так, именно тогда я понял: если ты хочешь жить на сцене, то должен, как минимум, знать текст партнера, а не просто выучить свои слова и ждать реплики. У нас не было ни одного конфликта, все шло очень легко и профессионально.
Можно сказать, что роль в этом спектакле стала для меня символической. По сюжету Гарольд, юный мальчик, страдающий от одиночества, отчужденности от семьи, постоянно устраивающий инсценировки самоубийств, знакомится с пожилой Мод, и она помогает ему разобраться в себе, открывает глаза на мир. Так и Зоя Васильевна открыла для меня на репетициях настоящий театр.
Татьяна Железнова
К юбилею русской актрисы Зои Васильевны Беловой
Зоя – от греч. жизнь.
Как на небольшой газетной полосе рассказать о 60-летнем беззаветном служении человека высокому Искусству? Сколько посвящено статей в толстых журналах, в газетах роля, созданным талантом Зои Васильевны Беловой? В чем секрет творческого долголетия, оптимизма актрисы Рязанского театра драмы?
Отчий дом
Зоя Белова, первенец большой крестьянской семьи, жила в д.Светогорово Дмитровского района Московской области. Всего в семье воспитывалось шестеро детей.
Отец Василий Александрович Белов был человеком грамотным, начитанным, так сказать, сельским эрудитом; хотя и имел за плечами 4 класса приходской школы, в армии он служил замполитом батальона.
Зоя обожала отца. Была как хвостик: куда Василий Александрович – туда и дочка. Ее всё восхищало в отце: и внешность импозантного мужчины, и то, как он разговаривал с людьми, и как те с уважением относились к нему. Только Зоя отучилась 1-й год, отец постановил: «Переезжаем в Дмитров, пусть дети получат хорошее образование (10-летку – прим.авт.)». Мать, Арина Николаевна, русская красавица, лет 10 пела на клиросе церкви Покрова Пресвятой Богородицы с.Горошково. Мама всегда ходила с Зоей на Пасху. Девчушка устраивалась в ее ногах на хорах, и под праздничные песнопения душа ребенка словно воспаряла ввысь, и мир в такие минуты становился для нее необъятным и чудесным. Так давались первые уроки духовности и музыки дочке.
Глава семьи рано ушел из жизни, когда Зое было 20 лет, а самой младшей, Гале, – 8 месяцев. Дети Беловых с малолетства научились трудиться честно, крестьянствовали чуть ли не наравне с взрослыми. Зоя Васильевна вспоминает, что не уступала мужикам в косьбе, могла, как говорится, играючи исполнять тяжелую работу, и ей казалось, что «хватит сил лет до ста».
Арина Николаевна, хоть и малограмотная была женщина, но верила в силу образования. Несмотря на свое раннее вдовство, она выстояла, выдюжила. Среди Беловых есть ученые, инженер-строитель, химик, математик… и актриса.
Лихолетье
В 14 лет Зою настигла война. Почти семь десятков прошло с той поры, а в памяти словно высечена сцена, как вели на расстрел дезертира. О расстреле Зоя и ее подружка узнали от красноармейцев, стоявших в оцеплении в поле, недалеко от Дмитрова. До сих пор актриса не может вычеркнуть из памяти того парня, которого вели на расстрел. «Светлые глаза у мальчишки... растопыренные, полные ужаса. Никогда не забуду его... Его вели на расстрел, а он, наверно, не понимал, за что с ним так жестоко поступают», – рассказывает З.В.Белова.
Она видела самоотверженность женщин в тылу. Беда народа и страны были и ее бедой, как для многих ее сверстниц.
Образы Елены Кольцовой («Посол Советского Союза») и Госемы (В.Гаглоев «Сказ о матери») создавались дарованием актрисы во многом под влиянием трагических страниц истории России. Великая Отечественная – одна из них. Героини актрисы будут отличаться искренностью в проявлении чувств, станут такими понятными и потому родными. Но всё это будет потом. А пока впереди ждала учеба, кропотливый каждодневный труд.
«Не думала о профессии актрисы…»
Любовь к сценическому искусству пришла в школьные годы через… математику. Да, да, вы не ослышались. Учитель Александр Николаевич Чудовский, полный энергии и молодого задора, создал в школе Муздраманс – музыкально-драматический ансамбль. А.Н.Чудовский, поклонник Е.Б.Вахтангова, трепетно относился к театру и очень скоро заметил в Зое способности актрисы, которые, он считал, следовало развивать. Ученица поверила учителю. Она сыграла Софью в грибоедовской комедии «Горе от ума». Платье для ее роли Зое Беловой подарила великая Цецилия Мансурова, нар.арт. СССР.
Шла война, а… музы не молчали: искусство было востребовано как никогда, в том числе и самодеятельных артистов. Очень было важно поддерживать в людях веру в победу. Зоя выступала в госпиталях, на радио, в поле, школе. Особенно слушателям нравилось в ее исполнении отрывок из «Анны Карениной» Л.Толстого – свидание матери с сыном. Так исподволь определялся путь в профессию.
В выпускном классе учитель Александр Николаевич Чудовский убедил Зою попробовать себя на актёрском поприще.
Провал и… бесспорная победа
Зоя Васильевна вспоминает: «В ГИТИСе я провалилась. Когда ехала на экзамен, попала под дождь. Платье село, каблук отвалился, вместо волос – соломенная пакля. Я шла на сцену, а комиссия смеялась… Повернулась, увидела [их]… и весь текст забыла. Со слезами убежала, приехала домой».
И неизвестно, чем бы завершилась история с театром, если бы не учитель математики. Александр Николаевич Чудовский сильно верил в талант Зои. Отыскал в библиотеке заметку о театральном училище МГТУ. Сам привез свою ученицу к воротам училища и сказал: «Иди. Попытка не пытка».
На комиссию МГТУ произвело неизгладимое впечатление Зоино чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» – сцена свидания матери с сыном. Девушка без труда преодолела два тура. А к третьему ей подсказала сценический этюд Ольга Аросева, тогда студентка 4-го курса, о которой с теплотой и благодарностью говорит сегодня Зоя Васильевна. В будущем знаменитая пани Моника, сразу, на 1-м туре, заприметила Белову.
Зоя была принята в училище вне конкурса. Бесспорная победа!
«Ну, мать моя, да ты просто песню пропела!»
Важно в жизни встретить добрых, верящих в тебя людей. Их поддержка очень бывает важна на первом этапе. Зое Беловой везло на таких людей, бескорыстных, щедрых, чутких. Профессорско-преподавательский состав МГТУ был блистательный. Худ.руководитель училища, нар.арт. РСФСР Владимир Васильевич Готовцев (арт. МХАТа) много уделял внимания своим студентам, помогал постигать актерское мастерство. Его авторитет был непререкаем. Ученик самого Станиславского, первый исполнитель Алёши в «Братьях Карамазовых», человек удивительной доброты, чуткости и… требовательности. Среди преподавателей были те, кто лично знал Михаила Чехова, Анатолия Луначарского.
Училась Зоя с радостью, с полной отдачей. Никогда не забывала о родных: каждый месяц высылала матери деньги. Училась же всегда на повышенную стипендию. Шла на диплом с отличием.
В театральном училище ей доверяли главные роли в курсовых спектаклях.
Пророческие слова девушка услышала из уст В.Готовцева, когда показала свою работу в инсценированном горьковском рассказе «Светло-серое с голубым». Ее героиня, молоденькая проститутка, мечтает о чистой жизни. Образ немного наивной, но глубоко несчастной девушки, созданный студенткой Зоей Беловой, был настолько убедителен, трогателен, что В.Готовцев сказал: «Ну, мать моя, да ты просто песню пропела! А много ли ты пропоешь их за свою жизнь в театре?»
Много, много пропела актриса Зоя Белова, создавая благодаря своему дарованию ярких, запоминающихся героинь. Жестоких и великодушных, самодовольных и романтических, отважных и беспомощных перед вызовами времени… В одном человеке могут жить противоречивые чувства, бороться низменное начало с высоким…. потому что он – человек, самая большая загадка мироздания.
«Я всегда искала хорошего режиссёра»
Во многом успех актера зависит от режиссера – во многом избитая истина, скажете? Не спорю. Но важно и желание артиста работать над собой. Кострома оказалась щедрой, одарив супружескую пару Зою Белову и Юрия Розанова работой под руководством гл.режиссера, засл.деят. искусств театра драмы В.А.Иванова. Он обратил внимание на Юрия Розанова, предложил ему поступить в студию при театре. Надо признать, что Юрий Розанов очень быстро овладел сценической техникой. Потом не будем забывать о суровой школе, которой стала для него Великая Отечественная война. На нее он ушел добровольцем. Путь Юрия Розанова в театр чем-то мне напомнил Георгия Юматова: его прирожденный актерский талант поражал маститых мастеров сцены и педагогов. З.В.Белова вспоминает, что играла с мужем в одном спектакле по пьесе А.Салынского «Долгожданный», где им доверили главные роли. На вопрос «Легко ли играть в одном спектакле с мужем?» – актриса ответила, что Юрий Павлович был прекрасным партнером, не перетягивал внимание зрителя на себя в ущерб постановке ради лишних аплодисментов.
Юрия Розанова природа щедро наделила не только великолепными внешними данными, но и музыкальными способностями. Он отлично играл на гитаре, пел, обладал литературным даром. Ю.П.Розанов стал личным архивистом своей жены. Он заносил в свой дневник всё, что связано было с артистической деятельностью Зои Васильевны.
А дети, внуки? Дети росли... при театре. Ныне дочь Ирина Розанова – ведущая актриса российского тетра и кино, а сын Павел Розанов – сотрудник радиотехнического университета Рязани. Внучки Анна Павловна – столичный продюсер, Наталия Павловна – доцент, преподаватель английского языка в РГУ им. С.Есенина. Растет правнук Егор...
Очень быстро работа вдумчивой, серьезной актрисы Зои Беловой обратила на себя внимание руководства Костромы. Но она уехала из города чуть ли не перед самым присвоением ей звания «Заслуженная артистка РСФСР», хотя ее долго уговаривали не спешить, одуматься. Ответ Зои Беловой был непреклонен: «Мне надоело, и я надоела костромичам… А звание, если что… догонит меня». Ехали в Рязань, но остановились… в Тамбове. «Как только увидела сияющий, сверкающий белокаменный театр на ул.Ленина, то сразу влюбилась в него и для себя решила буду здесь работать», – вспоминает З.В.Белова. По мнению актрисы, хороший режиссер-постановщик должен дать ключ к спектаклю. Если он этого не делает, то скучно. Актер может предложить свою трактовку образа, но только в заданном постановщиком ключе. Гл.режиссер театра драмы Н.С.Вознесенский как раз умел дать актеру ключ к пониманию драматургического материала, нацелить на работу над ролью. В спектакле А.К.Толстого «Царь Фёдорович Иоаннович» сыграла царицу Ирину, в постановке по А.Гребневу «Из жизни деловой женщины» – директора фабрики Анну Георгиевну. Потом отъезд из Тамбова, а затем через несколько лет встреча с Н.С.Вознесенским уже на рязанской земле. Немало добрых чувств осталось у Зои Васильевны от труппы и режиссеров-постановщиков Пензенского театра драмы. О работе даровитой актрисы в нач. 1960-х писал журнал «Театр». Автор статьи М.Тер-Аванесова, анализируя исполнительское мастерство Зои Беловой на сцене Пензы, отмечает ее яркую индивидуальность, психологическую глубину в постижении характера своей героини – разведчицы Нилы из пьесы А.Салынского «Барабанщица». Не менее высоко критиком оценивается другая работа Зои Беловой в «Женитьбе Белугина» А.Островского, Н.Соловьёва: «Елена у Беловой – вся доверчивость и ясность, самоотверженность и простота». А за удачными ролями скрывается труд, труд и еще раз труд... постоянный, не прекращающийся ни на минуту.
Спасибо, Рязань!
Работы Зоя Белова никогда не боялась. В нашем театре актриса, как говорится, не затерялась. Достаточно только назвать роли, в которых засверкал многогранный талант Зои Беловой актрисы. Мамаша Кураж (Б.Брехт «Мамаша Кураж и ее дети»), Госема (В.Гаглоев «Сказ о матери»), Пелагея Амосова (Ф.Абрамов «Пелагея и Алька»), Раневская (Чехов «Вишнёвый сад»), тётушка Арвира (И.Друце «Именем солнца»). Всего не перечесть.
И, конечно, роли в пьесах А.Островского: Елена Кручинина в мелодраме «Без вины виноватые», Турусина в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», Сосипатра Семёновна в пьесе «Красавец мужчина». А сегодня актриса Зоя Белова играет Анну Степановну Ашметьеву в «Дикарке» А.Островского, Н.Соловьёва и Марию Васильевну Войницкую в «Дяде Ване» А.Чехова.
Вся жизнь З.В.Беловой прошла в гастролях, встречах со зрителями. Актриса рассказывает, что где бы ни проходили гастроли, она обязательно посещала художественный музей. Потребность в духовном насыщении – одно из условий успеха актёра. Как же иначе?
Священнодействовать, а не отбывать повинность на сцене – таково профессиональное кредо Зои Беловой. И театральные критики, и зрители не могли не увидеть, с какой самоотдачей работает актриса. Увидели и по достоинству оценили: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.03.1974г. за заслуги в области театрального искусства ЗОЕ ВАСИЛЬЕВНЕ БЕЛОВОЙ было присвоено почетное звание НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РСФСР.
«Надо жить, а не ждать смерти»
Эти слова стали девизом Зои Васильевны Беловой. Удивительная женщина! В ней замечательно соединились актриса, общественный деятель, мама, бабушка и прабабушка… быть, а не казаться – другое правило Зои Беловой.
З.В.Белова всегда занимала и занимает активную жизненную позицию. Не случайно актриса отмечена званием Почетный гражданин города Рязани, и немало сделано Зоей Васильевной Беловой на благо региона.
В советское время актриса была депутатом городского и областного Советов народных депутатов нескольких созывов. Она отстаивала интересы трудящихся. Как актриса всё успевала совмещать театр, семью с общественной деятельностью – одному Богу известно. «Мы так были воспитаны», – объясняет мне Зоя Васильевна. Дело, наверно, в том, что З.В.Белова любит жизнь, страну, которой преданно и безоглядно служила и служит без малого 65 лет. А Любовь придает актрисе силы. Да и само имя ЗОЯ ко многому обязывает…
На международном фестивале «Смоленский ковчег» (2008), где нашим театром драмы был представлен спектакль «Дикарка», народной актрисе РСФСР Зое Васильевне Беловой вручили премию «За честь и достоинство в профессии».
В творческой биографии З.В.Беловой под сотню ролей, разноплановых, ярких, многогранных, интересных. Как-то само собой пришли на память строчки:
Если жизнь сложилась, словно песня,
Значит, песня сложена про жизнь.
Красивую песню сложили Вы, дорогая Зоя Васильевна. Надеемся, что еще немало строчек, чудесных и светлых, Вы в нее еще впишете!
Мы, сотрудники газеты «Вечерняя Рязань», почитатели Вашего таланта, желаем Вам сохранить бодрость духа и любовь к жизни. Не старейте душой! А уж это Вам точно не грозит. Если же печаль Вас всё же посетит, пусть будет она светлой.
Здоровья, понимания, любви и доброты, благополучия Вам, Вашим близким, родным, друзьям.
обсуждение >>