Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Эсенбу Нурманбетова фотография
Годы жизни
Категория
Актриса
Театр
Обсуждение
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

1
Moderato   04.12.2019 - 19:05:31
А.Г. Кузнецов ТВОРЦЫ И ИНТЕРПРЕТАТОРЫ. ОЧЕРКИ О КИРГИЗСКИХ МУЗЫКАНТАХ Бишкек 2009
...Щедра земля Таласа: она дала киргизскому искусству не только всемирно известного писателя Чингиза Айтматова, но и трех оперных певиц – Дарику Джалгасынову, Эсен Молдокулову и Эсен Нурманбетову. Все они внесли существенный вклад в развитие музыкального искусства республики, все пели на сцене Киргизского оперного театра, но путь к этой сцене был у них разным.

Необычным и даже парадоксальным был путь к большой сцене у Эсен Нурманбетовой, обладательнице уникального по тембровым характеристикам и диапазону голоса – лирико-колоратурного сопрано. Случилось так, что ее, дважды дипломированную специалистку, только что успешно закончившую обучение по классу вокала в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой, попросту не приняли на работу в филармонию, куда она была направлена по распределению.

Ответ был лаконичным: «Все штатные единицы заняты». Эсен не отчаялась, а вспомнила о своем первом дипломе, который она получила пять лет назад по окончании учебы в Киргизском женском педагогическом институте и который давал ей право преподавать музыку в общеобразовательной школе. Вскоре молодая учительница переехала в село Кой-Таш, расположенное в предгорьях хребта Киргизский Ала-Тоо, где и стала вести музыку в местной средней школе. И быть бы ей сельской учительницей, если бы не один случай.

В то время в республике проводился очередной фестиваль народных талантов. Эсен представила школьный хор, которым она руководила и выступала в качестве солистки. Услышав пение Нурманбетовой, председатель жюри – народный артист республики, профессор С. Юсупов – был поражен: колоратурное сопрано в республике, да и во всем мире, на вес золота, и обладательнице такого голоса место не в сельской школе, а на оперной сцене или концертной эстраде. Он тут же созвонился с художественным руководством оперного театра и организовал прослушивание певицы. Члены комиссии, в которую вошли композитор и дирижер Н. Давлесов, старейшие концертмейстеры театра С. Окунь и С. Мнацаканова, услышав «Соловья» Алябьева, спетого со всеми надлежащими фиоритурами и трелями, чисто и музыкально, просто ахнули: налицо был яркий талант, и петь этот талант должен был у них в театре. В общем, Эсен распрощалась с коллективом школы и своими питомцами, с которыми проработала всего лишь три месяца и стала готовиться к оперному дебюту.

Шел 1984 год. Однако вернемся в 1957 год, когда в небольшом селе Арал в семье чабана родилась девочка, которой дали имя Эсен. Семья жила более чем скромно: работал только отец, а мать воспитывала детей – их было восемь. Однако атмосфера в семье царила теплая, доброжелательная. Мама Сейилкан хорошо пела, знала массу сказок, стихов. Но грамотным был только отец – он любил детей и читал им вслух народные сказания, эпосы, пробуждая в них фантазию, воображение. Когда Эсен исполнилось семь лет, она пошла в Аральскую среднюю школу, где и проучилась ровно десять лет. Естественно, она стала активной участницей художественной самодеятельности: пела на школьных концертах под баян или аккордеон, участвовала в конкурсах. Под руководством брата научилась играть на мандолине. А еще Эсен любила слушать радио: больше всего ей нравилось пение казахского «соловья» Бибигуль Тулегеновой – девочка даже пыталась копировать ее пение. Любила она и песни из индийских кинофильмов «Бродяга», «Господин 420». Подобрав на слух мелодии и заучив непонятные слова, она к большому удовольствию подруг распевала «Авара я, а-а-а-а!». Пела она и киргизские народные песни: их она знала множество. Поэтому по окончании школы с выбором профессии особых проблем не было.
Далее последовало четыре года учебы на музыкальном факультете Киргизского женского педагогического института им. В.В. Маяковского (ныне КГУ им. И. Арабаева). Конечно, Эсен пела, но пение здесь не было профилирующим предметом, ведь в институте готовили учителей музыки. Студенты изучали дирижирование, игру на одном из инструментов, музыкально-теоретические предметы. Эсен выбрала баян и под руководством педагога А. Сулайманова довольно преуспела в игре на этом далеко не «женском» инструменте: на выпускном экзамене она сыграла «Пассакалию» Генделя и виртуозный «24-й каприс» Паганини. Повезло ей и с вокалом: постановкой голоса занимался сам Николай Рузавин – ведущий тенор оперного театра, хорошо знакомый с искусством бельканто, которым он овладел в свое время в Италии. Он и преподал Эсен первые уроки вокала. А еще Нурманбетова была постоянной участницей студенческого ансамбля «Шоола», в котором не только пела, но и играла на электрогитаре – ей она овладела самостоятельно. В те годы ансамбль «Шоола» был знаменит на всю республику, и Эсен дважды становилась лауреатом фестиваля «Студенческая весна» 1976 и 1978 годов. Руководил ансамблем молодой музыкант, будущий композитор Эркин Курманов, который первым заметил исключительные музыкальные способности Эсен. Музыка сблизила их; молодые люди полюбили друг друга и вскоре стали мужем и женой.

Наконец, долгожданный диплом был получен, где в графе «специальность» значилось «Учитель музыки и пения в школе».
Однако преподаватель института композитор А. Жаркынбаев посоветовал Эсен не останавливаться на достигнутом, а всерьез заняться вокалом. Выпускница вуза прислушалась к совету педагога: она подготовила небольшую программу, в которую вошли песня А. Малдыбаева «Ак-жибек», одна из старинных итальянских арий, «Жаворонок» Глинки, и договорилась с заведующим кафедрой сольного пения Института искусств, профессором Сайрой Киизбаевой о прослушивании. Заключение Киизбаевой было лаконичным: «Надо поступать».

И Нурманбетова поступила. Ее наставницей стала преподаватель Айнагуль Куренкеева, получившая вокальное образование в Московской консерватории. Весь свой опыт и знания она передавала своей ученице, не жалевшей сил и времени для овладения искусством академического пения. Пять лет прошли в напряженной учебе, в результате чего был заложен солидный фундамент для будущей карьеры оперной певицы, освоен разнообразный вокальный репертуар. Голос певицы зазвучал легко, полетно, обогатился тембрально. На выпускном экзамене она исполнила довольно сложную программу, в которую вошли арии Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини и Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Н. Римского-Корсакова, а завершила свое выступление певица виртуознейшим «Соловьем» А. Алябьева. Одновременно в оперном классе под руководством дирижеров К. Молдобасанова, Б. Лебедева и режиссера К. Арзиева она готовила дипломную работу – партию Джильды из оперы Дж. Верди «Риголетто». Это была очень серьезная и кропотливая работа, увенчавшаяся успехом. За участие в дипломном спектакле, который проходил по всем правилам сценического искусства (в костюмах, в гриме и, конечно же, со зрителями в зале), Эсен получила высший балл: «отлично». Учеба в институте завершилась, а что было дальше, мы уже знаем: после всех перипетий Нурманбетову, наконец, приняли в оперную труппу театра.

И вот дебют: Красная Шапочка в одноименной опере И. Гокиели. Однако за ней последовала партия Джильды – а это уже серьезное испытание для любой певицы; здесь нужна была не только филигранная колоратурная техника, но и безупречное владение голосом, драматическая игра: образ Джильды – один из сложных в оперной литературе. Длительная, вдумчивая работа увенчалась успехом – солистка сразу обратила на себя внимание зрителя. «В блестящем ансамбле исполнителей – а их немало занято в спектакле …не затерялась работа молодой, но, безусловно, талантливой Эсен Нурманбетовой. Ее Джильда – светлый луч в яростном и темном мире», – писал тогда один из рецензентов на спектакль.
Вслед за Джильдой были освоены другие партии классического и детского репертуара – Розина, Белоснежка.
С успехом выступала артистка и в спектаклях национального репертуара: Калыйман («Айчурек»), Канайым («Манас»), Зияда и Гулайым («Осторожно, невеста!», «Курманбек» Н. Давлесова), Асия («Аршин Мал-алан» У. Гаджибекова). В становлении Нурманбетой как оперной певицы принимали участие многие члены творческого коллектива театра. С большой теплотой вспоминает артистка своего постоянного концертмейстера С. Мнацаканову, дирижеров К. Молдобасанова, Н. Давлесова, партнера по сцене, певца А. Мырзабаева и других.

Эсен пришла в театр в благодатное время – это был период расцвета, творческого подъема коллектива. В 1985 году художественное руководство театра возглавил талантливый дирижер, бывший выпускник Львовской консерватории Владимир Щесюк.
Он привлек к сотрудничеству лучшие творческие силы республики, часто приглашал видных специалистов из других республик Союза. Блестящие постановки следовали одна за другой: «Дон-Жуан» В. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Князь Игорь» А. Бородина, «Сепил» («Крепость») С. Осмонова, «Кармен» Ж. Бизе, оперетта «Цыганский барон» Й. Штрауса и др. Во многих из них пела Нурманбетова. Великолепен был и состав оперной труппы: Б. Минжилкиев, Х. Мухтаров, Т. Сейталиев, К. Сартбаева, В. Портнова, Э. Молдокулова, Е. Кыштымова, Л. Третьяков, П. Сукманов, В. Луханин, В. Бессребренников и многие другие. Однако петь в обновленной труппе ей пришлось недолго: в марте 1987 года Эсен успешно прошла прослушивание в Большом театре Союза ССР и вскоре стала его стажером.
Начался новый период в жизни певицы. Эсен повезло: ее наставником в Большом театре стал выдающий певец и один из лучших вокальных педагогов страны, народный артист СССР Павел Лисициан.
Вспоминает Эсен Нурманбетова:
Уроки Павла Герасимовича незабываемы. Это огромная школа на всю жизнь. И не только вокальная, но и школа высочайшей культуры, доброжелательности, трепетного, я бы сказала, святого отношения к искусству, к своему делу. Очень внимательно отнеслись ко мне такие замечательные певцы и педагоги, как народная артистка СССР Белла Руденко, заслуженная артистка РСФСР Лидия Ковалева, уроки которых мне тоже не забыть.
Я буквально пропадала в театре с утра до вечера. Прослушала почти все оперные спектакли, посещала репетиции, спевки, словом, впитывала в себя дух Большого. Много дали мне, в смысле творческого роста, занятия под руководством дирижера Р. Вартаняна и концертмейстера К. Костырева.
За время стажировки в Москве Эсен подготовила две большие оперные партии – Марфы («Царская невеста» Н. РимскогоКорсакова) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди), обновила свой концертный репертуар, который с большим успехом был представлен в «Бетховенском зале», а также на многочисленных шефских концертах, проходивших в различных залах столицы.
В характеристике, выданной певице по окончании стажировки в 1988 году и подписанной заведующим стажерской группой – заслуженным артистом РСФСР П.
Хомутовым, были такие слова: «За время стажировки Э. Нурманбетова проявила себя как высокопрофессиональная певица с отличной вокальной школой. Считаю, что она является украшением Вашего театра и должна активно работать над оперным репертуаром и еще больше развивать свое вокально-сценическое мастерство».

Вернувшись в Киргизию, Эсен с большим энтузиазмом включилась в работу: вводы в спектакли и премьеры шли непрерывной чередой. Особенно ярко предстала Нурманбетова в оперетте «Цыганский барон», в которой она с блеском исполнила труднейшую партию героини спектакля – Арсены. Знаменитый же «Вальс Арсены», а с ним и другой, тоже Штрауса – «Венские голоса» стали отныне самыми яркими номерами ее концертного репертуара. Другими «коронными» номера выступлений Нурманбетовой были три «Соловья» – русский (Алябьева), киргизский (Давлесова) и казахский (Хамиди). К ним следует прибавить многочисленные арии, произведения киргизских композиторов, народные песни. Подлинным украшением ее обширного и разнообразного репертуара являются арии из опер итальянских композиторов, такие, как Вальс Джульетты из «Ромео и Джульетты» Ш. Гуно, Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Дж. Верди, ария Семирамиды из одноименной оперы Дж. Россини, «Аллилуйя» В. Моцарта.

С конца 80-х годов Эсен стала неизменной участницей всех концертных мероприятий, проводимых в республике, причем самого высокого уровня, стала выезжать за рубеж: Румыния, Алжир, Монголия, Турция (трижды), Индия, Кипр. Неоднократно выступала она и в крупнейших городах СССР, позже – стран СНГ.
Журналист А. Баршай вспоминал, как осенью 1989 года Эсен пела на вечере, посвященном 125-летию со дня рождения Токтогула, проходившем в Колонном зале Дома союзов в Москве, о том восторге, с которым принимали ее выступления столичные слушатели.
Певица активно сотрудничает с композиторами республики.
Так, Насыр Давлесов посвятил Эсен два своих сочинения – романс «Тан булбулу» («Утренний соловей») и Концерт для голоса с оркестром, первой исполнительницей которых она и стала.

В начале 90-х годов, когда республика переживала тяжелые экономические трудности и, казалось бы, искусство отошло на второй план, Нурманбетова начала выступать в группе «Музыка в школе», организованной видным ученым-философом академиком Азисом Салиевым. Основной задачей группы, в которую вошли известные музыканты республики, была пропаганда лучших образцов классической и народной музыки. Музыканты концертировали в школах города и на периферии, и все их выступления были благотворительными. Даны были десятки концертов, а их подлинным украшением всегда были выступления «киргизского соловья» – Эсен Нурманбетовой.

С 1995 года певица стала преподавать в Институте искусств, а затем – в Национальной консерватории. Своим питомцам она дает крепкую вокальную школу, прививает им разнообразные певческие навыки. Одновременно Э. Нурманбетова продолжает петь на сцене театра. В числе ее недавних сценических работ – партии Ак-Моор (одноименная опера Ж. Каниметова), Зулайки (музыкальная драма «Аджал ордуна» В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере), Памины («Волшебная флейта» В. Моцарта), Фраскиты («Кармен» Ж. Бизе). Все свободное время Эсен посвящает семье. Она воспитала хорошего сына, который следует музыкальным традициям родителей. Чингиз Курманов – способный скрипач; получив консерваторское образование, играет в симфоническом оркестре Киргизской телерадиовещательной корпорации.

В 35 лет певица стала заслуженной артисткой Киргизской Республики, а три года спустя – народной. Ей была присуждена премия Ленинского комсомола Киргизии, премия им. А. Малдыбаева, многие почетные грамоты. Но дело не в званиях и наградах, хотя она их получила вполне заслуженно, а в том беззаветном служении искусству, в том внутреннем горении, которым всегда было отмечено творчество простой, скромной и обаятельной женщины по имени Эсен Нурманбетова.

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен