28 сентября 1879, Москва — 3 января 1963, городок Нёйи-сюр-Сен в окрестностях Парижа.
Русская балерина.
Происходила из цыганской семьи. Отец Василий Фёдорович Фёдоров был московским ремесленником-медником.
В 1899 году окончила Императорское московское театральное училище и была принята в балетную труппу императорского Большого театра. В 1900 году дебютировала на сцене в балете "Дон-Кихот".
В 1909—1913 гг., продолжая службу в императорском Большом театре в Москве, несколько раз принимала участие в балетных «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже.
В 1913 году впервые станцевала Жизель в одноименном балете Адольфа Адана. Эта партия стала роковой для балерины.
Сцену сумасшествия своей героини актриса проводила столь искренне, что критика отмечала уход от театральной пластики к натуралистичности. Вскоре врачи констатировали у неё серьёзное нервное расстройство, предвестник скорого психического заболевания.
В 1919 году из-за болезни ушла из театра и уехала в Петроград, где в Мариинском театре работал её муж - Петр Сергеевич Оленин, знаменитый оперный певец. В 1922 году после смерти мужа уезжает за границу, как официально считалось — на лечение, но фактически это была эмиграция.
Выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты». Затем отправилась в Париж. Всё чаще лечилась в психиатрических клиниках. В 1925—1926 гг. работала в труппе Анны Павловой.
Последний раз выступала на сцене в 1928 году с «Русским балетом» Сергея Дягилева.
Сестра - балерина Ольга Фёдорова (1882 — 1942), брат - артист балета Михаил Фёдоров.
Партии на сцене Большого театра:
«Танец Анитры» на музыку Э.Грига, балетмейстер А. Горский;
«Конек-горбунок» Ц.Пуни, балетмейстер А. Горский — Жена хана;
«Дочь Гудулы» А.Симона, балетмейстер А. Горский — Эсмеральда;
1903 — «Золотая рыбка» Л.Минкуса — Старуха;
1906 — «Роберт и Бертрам, или Два вора» И.Шмидта и Пуни , балетмейстер А. Горский — служанка Селестен;
1907 — «Аленький цветочек» Ф.Гартмана — испанский танец
1907 — «Арлекинада» — Пьеретта;
1910 — «Саламбо» А.Арендса, балетмейстер А. Горский — Рабыня (жрица Молоха);
1913 — «Жизель» А.Адана в хореографии Мариуса Петипа — Жизель;
1914 — «Конек-Горбунок» Пуни — Цыганский танец, позже украинский танец в хореографии А. Горского;
«Дон Кихот» — Уличная танцовщица;
24 апреля 1916 — «Пятая симфония», балет-инсценировка Пятой симфонии А. К. Глазунова. Постановка А. А. Горского;
«Эсмеральда» Ц. Пуни — Эсмеральда;
«Дочь фараона» Минкуса — Хита;
«Спящая красавица» П. И. Чайковского — Белая кошечка;
«Тщетная предосторожность» П.Гертеля — Лиза;
«Корсар» Адольфа Адана — Гюльнара и Медора;
«Парижский рынок» Пуни — Жоржетта;
«Волшебное зеркало» А.Корещенко — Принцесса;
«Раймонда» А.Глазунова, балетмейтер М. И. Петипа — панадерос;
«Руслан и Людмила» М.Глинки. Балет в опере — лезгинка;
«Времена года» А.Глазунова — вакханалия;
«Баядерка» Минкуса — индусский танец;
«Коппелия» Лео Делиба — чардаш.
«Русские сезоны» в Париже:
1909 — «Половецкие пляски» А.Бородина, балетмейстер М.Фокин — Половецкая девушка;
1909 — «Вакханалия» на музыку А. К. Глазунова — танцевальный девиртисмент;
1909 — «Пир», сюита танцев — танец чардаш на музыку Глазунова в постановке Горского;
1910 — «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова, балетмейстер Фокин — одалиска;
1913 — «Клеопатра» (другое название балета «Египетские ночи») А.Аренского — Таор.
последнее обновление информации: 11.12.17
обсуждение >>