1902, Петербург - 15 марта 1976, Ленинград
Танцовщица и балетмейстер.
Окончила вечерние курсы при петроградском Хореографическом училище.
В 1920-1925 гг. вместе с М. Мономаховым работала в «Вольной комедии», кабаре «Балаганчик», «Свободном театре», исполняла «Танго смерти», «Качучу».
К концу 20-х гг. под влиянием А.Дункан создала хореографическую композицию на музыку «Интернационала» (танцевала в образе воина).
Стремление привнести в танец социальные мотивы, тяга к острой характерности, к театрализации привели Спокойскую к созданию литературно-хореографической сюиты «Социальные портреты» с участием известного чтеца А.Шварца. В работе принял участие поэт М.Кузмин, ему принадлежал литературный монтаж из ’произведений Э.Толлера, Э.Верхарна, В.Брюсова, Ф.Гладкова, А.Безыменского. Текст в исполнении Шварца предварял каждый из эпизодов программы: «Женщина Запада», «Банкир», «Примазавшийся» (поставленные на муз. Дунаевского, Н.Евреинова, И.Миклашевской). Выступала в ею же созданных, плотно облегавших лицо резиновых масках и костюмах, которые полностью преображали ее. При отборе хореографических средств руководствовалась, в первую очередь, смысловой выразительностью, соответствием каждого движения логике поведения персонажей; пантомима превалировала над танцевальностью.
В 1936 году в Ленинградском мюзик-холле средствами хореографии создала образы Банкира и Подхалима.
После войны - образы Дипломата и Блатмейстера.
Как и всякая экспериментальная работа, «Социальные портреты» вызвала много споров, тем не менее стала заметным явлением на эстраде.
В 1950-х гг. Спокойская ушла со сцены и занялась живописью.
последнее обновление информации: 11.07.24
обсуждение >>