Александр Елизаров в культурном пространстве Бийска – фигура знаковая: это единственный директор Бийского драматического театра, который в течение 14 лет гармонично совмещал организаторскую деятельность и актерское ремесло.
В благословенные восьмидесятые наш городской театр под его руководством гастролировал по всему Советскому Союзу – от Ленинграда до Сахалина, несмотря на то, что статус БДТ предполагал поездки лишь в пределах Бийского района. Поэтому мы решили, что бывших директоров не бывает (к тому же Александр Николаевич отметил недавно свое 70-летие), и напросились на интервью. Забегая вперед, хочется сказать, что наш разговор получился все-таки грустным: обидно, когда город забывает своих героев, чьи имена когда-то не сходили с газетных страниц…
– Александр Николаевич, знаем, что, прежде чем осесть в Бийске, вы намотали изрядное количество «театральных километров»: работали и в Сызрани, и в театре города Великие Луки, и на Московской театральной бирже несколько лет стояли…
– Актерство предполагает кочевой образ жизни: когда я закончил Читинскую театральную студию, то долго искал себя в профессии… В Бийск приехал в шестидесятых, театр как раз стоял на капитальном ремонте, поэтому коллектив квартировал в помещении художественных мастерских, что на берегу Бии находились. Стационара у нас своего не было – кочевали по площадкам ГДК, БОЗа, Дома культуры льнокомбината, было весело, молодо, шумно… Столько идей, столько амбиций… А потом я вновь решил поискать себя на театральных просторах, поехал в Москву, на биржу. Закрутилась жизнь богемная. Познакомился со своей женой – Светланой… И вдруг решили, что пора начать жизнь оседлую, дочка Инга родилась, нужно было гнездо семейное вить, а в Бийске у меня друзья остались по актерскому цеху – вот и решили: поедем в Бийск! Тогда советская власть к театралам с уважением относилась – сразу временное жилье давали, а потом и квартиры. С такой уверенностью в будущем можно было творить.
– Когда в 1979 году вам предложили занять пост директора, не жаль было с актерской стезей прощаться?
– А я и не прощался – продолжал играть на сцене. И пост директора не занимал – играл роль директора, которая, как мне говорили, неплохо у меня получалась. Понимаете, не нужно слишком серьезно относиться к тому, что делаешь, когда присутствует легкость – дело быстрее спорится… Я же не директором металлургического комбината был.
– Как вам удалось пробить гастроли по городам СССР? Ведь, насколько мы знаем, статус городского театра предполагает «гастрольный чес» лишь по близлежащим городам и селам…
– А я не захотел с этим мириться: ведь для актерского коллектива застой творческой смерти подобен. Труппа должна выезжать на гастроли, знакомиться с новыми городами, коллективами, публикой. Ведь, скажем, у питерской публики планка восприятия сценического действа совершенно иная, чем у кемеровской. И успех на сцене питерского театра совершенно не равнозначен успеху на сцене сельского клуба… Поэтому я отправился в Министерство культуры и поставил вопрос ребром: бийскому театру нужны гастроли. Помню, как морщили нос чиновники: помилуйте, да у вас статус городского театра… Но на кону стояло творческое благополучие моего коллектива, поэтому я пер буром. В результате Бийский театр драмы побывал и на Сахалине, и в Кузбассе, и в Туркмении, и в Казахстане, и в Харькове, и, конечно, гордость моя – мы выступали на сцене питерского дома культуры «Металлург». И питерская публика очень благосклонно принимала наши спектакли.
– Театр богат репертуаром, и в те времена БДТ блистал своей афишей: Рощин, Лопе де Вега, Шукшин, Моэм, Чехов. Репертуарную политику вы осуществляли?
– В восьмидесятые я пригласил в театр талантливейшего режиссера – Михаила Карнаухова, мы с ним в одной упряжке 13 лет проработали. Михаил тогда начал ставить на сцене БДТ Шукшина, и это было настоящим прорывом: «Калина красная», «Энергичные люди», «Степан Разин», «До третьих петухов» – о нашем театре заговорили на всю страну как о шукшинском… Кстати, я в его «Степане Разине» главную роль сыграл, очень мечтал Степана на сцене воплотить… И подбором репертуара занимался в основном он – я ему доверял.
– Когда вы задумали поставить купринскую «Яму», городские чиновники, наверное, напряглись? Цензура в то время была строгая…
– Ну, напряглись, конечно. По тем временам это был очень смелый замысел: все-таки в этом произведении у Куприна главные действующие лица – проститутки. Но режиссерский ход был продуман и тонок – никакой пошлости и скабрезности, на сцене – отчаянная человеческая драма. Знаете, я не хочу показаться брюзжащим стариком, но в мое время мы привыкли обходиться на сцене без откровенной похабщины и мата. Уж гомосексуальных сцен в наших спектаклях точно не было… И публика любила свой театр.
– Должен ли директор театра, на ваш профессиональный взгляд, пестовать свои молодые кадры?
– А как по-другому? Молодые артисты прежде всего нуждаются в жилье: у нас было зарезервировано несколько гостиничных номеров в гостинице «Центральной» – там жили актеры, пока им город не предоставлял постоянное жилье. Дом по Советской, 27, считался актерским домом, именно в нем давали актерам квартиры. Насколько я знаю, нынче в этом доме живет всего одна актерская семья… Все изменилось – страна, время и даже люди… О какой свежей крови можно говорить, когда город элементарно не может дать своим актерам достойных условий? Кто к нам поедет?
– Как вы считаете, театральный директор – это особая должность? Могут ли, к примеру, занимать это кресло люди не творческих специальностей?
– Мое субъективное мнение – нет. Директор театра – это некая обобщающая и соединяющая все театральные цеха должность. Директор должен жить интересами труппы, понимать, что в первую очередь нужно актерам, а как это может понимать далекий от театрального дела человек?
– Вы нынче частый гость в БДТ? Ходите, вероятно, на сдачи, на премьеры…
– К сожалению, моя театральная семья (заведующая труппой Светлана Елизарова – жена, актриса Инга Вороновская – дочь, главный режиссер Михаил Вороновский – зять. – Прим. ред.) меня не приглашает на премьерные показы. Не знаю, с чем это связано… А меня гордыня обуяла, я и не напрашиваюсь. Мне не горько и не обидно, мне – никак. Если люди вычеркнули меня из своей «театральной программки» – так тому и быть. О театральных новостях узнаю от жены.
– Скучаете…
– Нет. Но иногда, когда в театре нет репетиций, захожу туда – благо есть еще люди, которые меня помнят. Прогуляюсь по фойе, загляну в зрительный зал – полегчает.
Осталось добавить, что Александр Елизаров награжден Союзом театральных деятелей специальным дипломом как «Основатель российской театральной династии».
Наталия Дмитриева
6.09.2011
обсуждение >>