Как несправедливо мало он прожил! Яркий, талантливый, шумный, живой… Таким остался в памяти коллег по театру. Семь лет его уже нет с нами. И в эти юбилейные дни, когда театру исполняется 55 лет, грех не вспомнить артиста, которого так любила новоуральская публика.
Театральное искусство очень недолговечно. Если нет подробного описания спектакля и он не зафиксирован на кинопленке, то для потомков остаются отрывочные сведения или легенды о тех, кто восхищал современников, кто определял исполнительскую культуру театра.
Пришло время вспомнить, что сделал заслуженный артист России Вячеслав Емельянович Сердюков для нашего театра, и каково его место в нем.
Вячеслав Емельянович Сердюков вырос в семье военного. С детства любил петь, танцевать. Обладал живым характером, был предводителем всех игр и затей среди своих сверстников.
Он не по годам взрослел. Именно этим можно объяснить его поступок: едва закончив семь классов, пошел работать осветителем в театр музыкальной комедии Новосибирска.
Какое это было счастье — каждый вечер бежать в театр, движением руки включать рубильник, и тогда сцена вспыхивала морем разноцветных огней, дирижер занимал свое место у пульта, и начинался спектакль…
Вместе с героями по ходу действия Слава смеялся, радовался, огорчался и незаметно для себя подтанцовывал…
Однажды к нему подошел его товарищ и попросил пойти с ним на экзамены в театральное училище — для поддержки: слишком велико было волнение.
Во время экзаменов педагоги обратили внимание на Славу:
— А что умеете вы, молодой человек?
Слава пел, танцевал, читал стихи.
Каково же было удивление, когда на следующий день узнали, что в училище принят Слава, а не его друг.
Уже со второго курса Вячеслава, как лучшего и способного, пригласили в театр музыкальной комедии уже в качестве артиста. Пришлось совмещать учебу в театральном училище с работой в театре.
Годы учебы были отличной школой, так как преподавателями всех дисциплин были большие мастера: вокал преподавал артист оперного театра Н. Платонов, курс актерского мастерства — режиссер М. Дотлибов.
Начинал он свою профессиональную деятельность в театре под руководством режиссера заслуженного артиста РСФСР А. Мовчана, который добивался от артистов правдивости чувств и искренности игры. Начинал он с простаков, а потом перешел на роли характерные.
В наш театр Вячеслав Емельянович приехал в 1974 году, не один, а с семьей. И сразу стал любимцем публики, тем баловнем судьбы, перед которым сцена сразу широко открыла дверь.
Успех и любовь зрителей принесли артисту образы в классическом репертуаре: Бони («Сильва»), Негош («Веселая вдова»), Фальк («Летучая мышь»), Стефан («Цыганский барон»), Дулитл («Моя прекрасная леди») — роли, заражающие в его исполнении энергией, пленяющие истинно опереточным шармом, подкупающие редкой актерской искренностью и глубиной.
В 1982 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Вячеславу Емельяновичу было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР»,
Его называли мастером сцены. Он поражал профессиональными навыками перевоплощения. Разве можно забыть Яшку-артиллериста («Свадьба в Малиновке»), Федота («Бабий бунт»), Илью в «Анастасии», Жигана в «Смертельной схватке». В его исполнении запомнился Скапен — главный герой спектакля А. Кремера «Ваш покорнейший слуга» по мотивам пьес Мольера. Скапен — блестящая работа актера.
Вновь и вновь перечитываю театральные рецензии, где Вячеслава Сердюкова называют «подлинным украшением спектакля», им восхищаются за «невообразимый комедийный каскад»… «До конца убедителен в спектакле „Летучая мышь“ лишь заслуженный артист РСФСР В. Сердюков. Его темперамент и обаяние… „освещают“ многие сцены спектакля».
А вот мнение режиссера театра Петра Ивановича Шакуна:
— Вячеслав Сердюков обладал редкой творческой инициативой. Он все видел, все ощущал. Реакция на все у него была мгновенной. В работе артиста все было четко выстроено. У него была удивительная память. Он помнил тексты каждого спектакля, все мизансцены, поэтому ему смело поручали работу ассистента режиссера.
А вот мнение заслуженного артиста России Владимира Гученкова:
— Мне очень хорошо всегда работалось со Славой Сердюковым. Он партнер от Бога. Который тебя слышит. Если даже я не произношу слова, он все равно знает, что я делаю.
Заслуженный артист России Василий Овчаров считал Вячеслава Сердюкова своим наставником. Первый его спектакль в нашем театре «Веселая вдова» давался ему с трудом.
— Слава Богу, — вспоминает он, — спектакль восстанавливал мудрый и талантливый Вячеслав Сердюков. Он не жалел времени на работу с новичком.
— Театр, — говорил Вячеслав Емельянович, — моя жизнь! А моя жизнь — это всегда работа, вечная занятость, вечная необходимость что-то делать в своей театральной семье.
А делать ему приходилось очень многое. Он был постановщиком юбилейных концертов, новогодних представлений, детских спектаклей.
Сохранился «паспорт», который Сердюков заполнил в 1996 году, в день своего рождения — 1 октября.
Выдан: ОВД — очень внутренними делами.
Прописка: вечная гримкомната 47, первый столик слева.
Рост: дорос до заслуженного.
Вес: в оперетте — супертяжелый.
Группа крови: изрядно попорченная.
Резус-фактор: явно положительный.
Опереточнообязанный в звании «Заслуженного артиста», что соответствует настоящему полковнику.
Семейное положение: женат на оперетте.
Дети: «Три поросенка», «Ночной гость», «Зайчата», «Мультландия», «Чудовище из телевизора», «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов».
Он умел шутить. Любил жизнь. Был человеком добрым, открытым и искренним. А взгляд у него, как и на этой фотографии, частенько был грустным.
Грусть — светлое и доброе чувство. Оно рождает раздумье и воспоминанье… Именно она, грусть, и заставила меня взяться за перо…
Ирина ПЕТРОВА
Новая городская газета № 48 от 15-го ноября 2006 г.
обсуждение >>