Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Ревдар Садыков

Ревдар Садыков фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Театр

Садыков Ревдар Фаизович

Родился 20 января 1937 года в башкирском селе Мишкино в семье кадрового офицера.

Народный артист Татарской АССР (1964).
Заслуженный артист РСФСР (23.06.1970)

Война застала семью в Прибалтике. Ревдар рано осиротел. После скитаний по детским домам он оказался в Ташкентском детском доме для особо одаренных детей, а затем в хореографическом училище (педагоги Е.П. Новиков и З.Н. Афанасьева).

Первым местом его работы был саратовский театр.
С 1956 по 1977 годы – солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. Член КПСС с 1963 года.
Ему было 19 лет и он сразу получил партию Былтыра в балете Яруллина «Шурале». За двадцать лет работы он исполнил более сорока мужских партий классического и национального репертуара.
В 1977–1980 годах – педагог-репетитор Татарского театра оперы и балета.

Умер 21 ноября 1989 года.
театральные работы
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса)
Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского)
Шурале и Батыр («Шурале» Ф. Яруллина)
Данила («Каменный цветок» С. Прокофьева)
Альберт («Жизель» А. Адана)
Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского)
Солор («Баядерка» Л. Минкуса)
Юноша («Зюгра» Н. Жиганова)
Франц («Большой вальс» И. Штрауса)
Гайфи («Золотой гребень» А. Бакирова)
Гали и Баба-Яга («Раушан» З. Хабибуллина)
Алмай («Водяная» А. Бакирова)
Клим («Горная быль» А. Ключарёва)
Ленни («Тропою грома» К. Караева)
Грей («Алые паруса» В. Юровского)
Павел I («Поручик Киже» С. Прокофьева)
Арбенин («Маскарад» Л. Лапутина)
Байтемир («Асель» В. Власова)
Амун («Египетские ночи» А. Аренского)
Поэт («Я помню чудное мгновенье» М. Глинки - Г. Синисало)
Поэт-воин («Бессмертная песня» А. Монасыпова)
концертный номер «Апипа».
призы и награды
Республиканская премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1973).

последнее обновление информации: 26.02.19
Неистовый, непокоренный дар

Ревдар Садыков... Этим именем, несущим в себе "дар революции", назвал его отец, не зная и даже не предполагая, сколь многое сбудется в судьбе сына. Сам Ревдар Фаизович, представляясь и называя свое имя, полушутя-полусерьезно добавлял: "...гордый сын татарского народа". Он не претендовал на красную строку в истории, но цену себе знал всегда, и на протяжении более чем двадцати пяти лет его имя писали с красной строки на всех балетных и концертных афишах Татарского театра им. М.Джалиля, в том числе и за рубежом.

В эти дни ему исполнилось бы семьдесят, но Ревдар и этот возраст - понятия несовместимые. Был он рыжеволосым, порывистым, коммуникабельным, часто бесшабашным и во всем искренним. Его любили, и он любил многих, но преданность Ревдара являлась не каждому. Любого рода амикошонство некоторое время он терпел "из вежливости", но потом не выдерживал и с яростью отвергал...

Уроженец села Мишкино, что в Башкирии, сын кадрового военного, внук шорника из татарской слободы, Ревдар рано осиротел. Война застала семью в Прибалтике, в городе Алитус, когда мальчику шел пятый год, чуть старше была его сестра. Потом их разбросало по стране, они лишились детства. Может быть, поэтому Ревдара всегда тянуло к домашнему очагу, хотя семьянина из него так и не получилось, о чем говорят несколько неудачных браков. Но это другая история...

После скитаний по детским домам, уже в Ташкенте, усилиями дяди, вернувшегося с фронта, семья было воссоединилась, но вскоре умерла мама Ревдара, и он снова оказался в детском доме - для особо одаренных детей, а затем в хореографическом училище.

Дар, дарование, одаренность, дарованное... Это та сущностная часть имени, которая определила его судьбу и ее творческую составляющую, не самую простую, бурливую до предельной точки кипения, отчаянно яркую и не очень длинную - Ревдар ушел, едва разменяв шестой десяток...

"Неправда, друг не умирает, а просто быть перестает". Вспоминая эти симоновские строки, думаю, что удается такое не всем. Наш брак распался лет за десять до его небытия, а вот, поди ж ты, я ни о чем никогда не пожалела.

Талант Ревдара, без сомнения, был многогранен. Все, чем он увлекался и что сопутствовало его увлечениям, он скрупулезно изучал и постигал почти в совершенстве, пропуская через себя, свои душу и сердце. Иногда мог надолго забросить какое-то занятие, но на самом деле никогда о нем не забывал. Я не помню, чтобы Ревдар сидел сложа руки и ничего не делал. И это не по обязанности, а по творческому складу души как способ исканий и открытий. Он любил английскую поговорку "Business before pleasure" ("Сначала дело, а потом удовольствия"). Произнося ее по-английски, но с французским прононсом, Ревдар был очень доволен собой и даже немного кокетничал своей иностранной речью. Это "прилипло" к нему после первых заграничных гастролей, а восприимчив он был как губка...

В круг интересов заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана, лауреата Тукаевской премии, солиста балета Ревдара Садыкова входили живопись, скульптура, музыка, литература (правда, к поэзии он относился сдержанно, говорил, что не понимает ее). Кроме того, он страстно увлекался фотографией и любительским кино. Я уверена, что толчком к этому послужило рождение дочери. Сохранилось много его снимков, любительских фильмов - изобретательных, неожиданных по наблюдательности и просто очаровательных. Бог наделил его умением рисовать, и наши домашние киносеансы начинались заставкой в виде мультяшного человечка в комбинезоне, приподнимающего в приветствии берет, который плавно возвращался на голову, и далее шли титры: "Ревдфильм". Проявка, печать, монтаж фото- и киноматериалов тоже проходили в домашних условиях - в ванной, в конце отпуска. Творческий энтузиазм Ревдара и наше ожидание, любопытство и восторг - все это смешивалось в одно сплошное удовольствие. Мне памятна и та картонная коробка с гримом, с крышки которой, с ее внутренней стороны, на меня смотрел идиллический зимний пейзаж, как новогодняя сказка, нарисованный растушевкой всеми цветами грима...

Воображение и мысль Ревдара, его сценические образы имели свойство не иссякать и часто находили воплощение в скульптурной пластике - Павел I из балета "Подпоручик Киже", маленький, курносый, в облачении командующего со всеми регалиями и деталями костюма царской особы; драматический дуэт Алексея и Натальи из II действия балета "Я помню чудное мгновенье"; Шурале, опрометчиво просунувший свои пальцы в расщепленное бревно и орущий благим матом (аналогичная композиция на тему "Шурале", быть может, до сих пор хранится в музее Санкт-Петербургской академии танца им. А.Я.Вагановой).

Замечательны и высокопрофессиональны работы Ревдара в технике чеканки с чернением и резьбой по дереву, выполненные не трафаретно, а по духовному озарению... Несть числа всему, что рождалось в его "умных" руках, подмеченное острым, терпеливым взглядом; рождалось и расходилось по друзьям и знакомым в виде подарков. Ревдар любил делать эти подарки, загораясь, как ребенок, и нетерпеливо, как творец, приближая волнующий момент завершения работы.

Истинный, от природы, талант, должно быть, не ведает, что творит, настолько изменчивы и загадочны его пути. Для него нет ничего запретного. Все - от повседневного до высокого - притягивает его к себе как чудо... У Ревдара, так мне сейчас кажется, это чувство свободы было в крови, и он отчитывался в своих поступках одному Всевышнему, хотя, может, и не всегда осознавал это. Он заблуждался с такой же подкупающей искренностью, с какой позже раскаивался и недоумевал...

Вся гамма чувств, ощущений, наблюдений и разнообразного опыта гармонично перетекала в его сценические образы. Кого тут только не было: принц Альберт в "Жизели" и Шурале, собирательный образ поэта-воина в "Бессмертной песне" и легкомысленный И.Штраус в "Большом вальсе". А какую метаморфозу пережил он в балете З.Хабибуллина "Раушан" - от мальчика Гали (в 20 лет) до кокетливой, хоть и горбатой Бабы - Яги с "мушкой" на щечке (в 40). На сцене Татарского театра оперы и балета Ревдар Садыков станцевал более сорока мужских партий, и каких! Не родился еще тот Пер Гюнт, каким делал его Ревдар, будто с него писал одноименную драму Г.Ибсен, и не будет уже того капитана Грея из балета "Алые паруса", в которого я влюбилась однажды без памяти...

Будучи прекрасным танцовщиком и чутким партнером, Ревдар блестяще использовал главные свои возможности: мужественность, страстность, легкий бесшумный прыжок, стремительную силу вращения, экспрессию танца. Он был актер милостью божьей! В жизни искал творчество, а на сцене просто жил, как дышал, ни в грош не ставя ни почести, ни славу - не пристало это гордому сыну татарского народа. Не считая себя центром вселенной, он покорял всех силой своего таланта и человеческого обаяния, но до сих пор никто в нашем театре не покорил вершину по имени Ревдар Садыков.

Наталья САДЫКОВА

23.01.2007

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен