13 (26) марта 1910, Варшава - 17 июня 1988, Москва
Драматический актер, мастер художественного слова.
Заслуженный артист РСФСР (1954).
Окончил Ленинградское балетное училище, начал выступать на эстраде в пантомиме и танцевальном дуэте. Работал наездником в цирке, актером в ГОСТИМе, где постигал биомеханику, в драмтеатре им. Баумана. На фронте добровольцем прошел путь от Москвы до Кенигсберга.
С 1945 года — артист Центрального театра Красной армии.
В знаменитом «Учителе танцев» Лопе де Вега в роли Альдемаро успешно дублировал Владимира Зельдина.
С 1948 г. выступал на эстраде с сольными программами художественного чтения. Он представил на эстраде произведения многих зарубежных поэтов-классиков и ещё более — современников. Сомову были свойственны влюблённость в поэзию, желание поделиться с аудиторией счастьем приобщения к стихам Дж.Г.Байрона, Ф.Вийона, Ф Гарсиа Лорки или радостью открытия новых, ещё не знакомых поэтических имен. В его репертуаре были поэты Франции, Великобритании, Германии, Испании, Турции, Бельгии, Чехословакии и других стран. Французскую поэзию он представлял в программе от XV в. до современности. В неё входили Ф.Вийон, В.Гюго, Э.Ронсар, Ш.Бодлер, Ж. дю Белле, П.Ж.Беранже, П.Верлен, Г.Аполлинер. Он часто предварял стихи краткими рассказами об авторах и для каждого находил особые ритмы, интонации, пластический рисунок. В 1956 году Сомов открыл для себя Н.Гильена, прочитав в журнале его стихотворение «Колыбельная, чтобы разбудить маленького негра». Он влюбился в этого кубинского поэта-изгнанника, выучил испанский язык и стал читать сначала стихи Гильена, а потом и других современных латиноамериканских поэтов. К 1960 году у него сложилась обширная программа «Современные зарубежные поэты». Кроме исполняемых ранее поэтов в неё входили Ж.Превер, Э.Гильвик, Жан Марсенак, отрывок из «Зеленых холмов Африки» Э.Хемингуэя (проза), американские поэты: К.Сэндберг, Р.Фрост, Л.Ферлингетти, никарагуанский — Р.Дарио, колумбийский — Луис Карлос Лопес. Сомов читал их в той национальной народной традиции, в которой они исполнялись на родине. Ему помогали музыканты-гитаристы. В разное время с ним работали В. Я. Кручинин, Алексей Кузнецов-старший. Читая с музыкальным сопровождением, артист погружал зрителей в самые недра поэтической стихии, в её ритмы. Тонко чувствуя музыкальную природу стиха, Сомов выражал её в пластике, иногда — в мелодекламации. В 1963 году Сомов стал лауреатом конкурса «За мир и дружбу между народами». Круг исполняемых поэтов все время расширялся, пополнялся новыми именами. «Испания в сердце» (1965), чешская поэзия (1967). В старые программы включались новые имена и страны. Это не значит, что Сомов обходил своим вниманием русскую поэзию. В 1970-е годы он создал композиции «А.Блок — Б.Пастернак, М.Цветаева — А.Ахматова», «Женщина и поэзия»; «Современники» (Д.Самойлов, Б.Окуджава, Б.Слуцкий, А.Межиров и др.). Одна из последних программ называлась «Открытие Америки» (Р.Лоуэлл, О.Нэш, Р.Фрост и др. в переводах А.Вознесенского). Последняя, итоговая композиция — «Люди, которых я видел», о незабываемых встречах с крупнейшими поэтами и деятелями эпохи. Режиссёром программ Сомова была его жена, заслуженная артистка РСФСР 3инаида Бокарева. Отмечая «великолепную пластику речи, простоту, не снижающую, однако, стихотворную речь до прозы, а прозу — до речи разговорной, обыденной», — Вс.Н.Аксенов главным в искусстве Сомова считал «подтекст». «Не только тот подтекст, который выявляет скрытый замысел автора, а и тот, что порожден собственным представлением исполнителя…» Эти слова своего товарища по искусству Сомова называл «самой дорогой похвалой»
Дочь - художник, почётный деятель искусств Москвы Наталья Сомова.
Внук - танцовщик Большого театра и драматический артист Александр Сомов.
Жена внука - балетмейстер, заведующая мимическим ансамблем Большого театра, заслуженный работник культуры РФ Екатерина Миронова.
Медаль «За отвагу» (1942).
Орден Отечественной войны II степени (1985).
последнее обновление информации: 20.07.18
обсуждение >>