Он родился в сибирском городе Томске в бедной многодетной семье. Вместе со своими братьями и сестрами (всего их было двенадцать) Габдрахман коротал вечера, распевая чудесные песни, которых знал очень много. Чтобы помочь отцу, мальчику с малых лет приходилось работать чернорабочим и землекопом.
В годы армейской службы он "отличился особым мужеством" и был награжден Почетной грамотой командования за участие в боевых действиях на границе с Маньчжурией. Друзьям-товарищам с ним никогда не было скучно: природа одарила Габдрахмана веселым нравом, артистизмом и чистым, сильным голосом, - он не унывал и шутками встречал невзгоды.
И однажды ему повезло: как-то он выступил на концерте городского клуба, где его услышала приехавшая на гастроли в Томск татарская певица Сара Садыкова. Она рекомендовала "одаренного юношу" в Московский центральный татарский драматический театр. Работая актером, Габдрахман Хабибуллин знакомится с поэтом Мусой Джалилем, который посоветовал ему поступить в открывающуюся башкирскую национальную студию при Московской консерватории. Наверное, надо обладать большим везением и иметь легкий характер, - тогда вокруг будет много хороших людей. Так, на протяжении всей жизни Габдрахмана Сулеймановича появлялись люди, помогающие ему найти себя и сохранить свой талант.
В консерватории начинающего певца "взяла под свое крыло" доцент Екатерина Анатольевна Милькович, помогая "отшлифовывать" его богатый от природы бас. К тому времени у Хабибуллина уже была семья, три сына, и руководитель студии Газиз Альмухаметов выхлопотал для него у тогдашнего наркома просвещения увеличение зарплаты на сто рублей.
14 декабря 1938 года в Уфе состоялось открытие Башкирского оперного театра. Тогда впервые на сцене на башкирском языке стали исполняться оперы итальянских композиторов, в частности, "Прекрасная мельничиха" Паизиелло. Среди исполнителей был и "обладатель красивого низкого баса" Габдрахман Хабибуллин.
Музыковед Эльмира Давыдова называет Габдрахмана Сулеймановича блестящим знатоком народной музыки, еще за годы учебы в консерватории певец сдружился с башкирской народной песней. И, к счастью, на башкирском радио сохранились записи с его голосом.
Сажида Галимова, певица, заслуженная артистка РСФСР:
«Габдрахман Хабибуллин — самый светлый актер был в нашем театре. Голос его — глубокий бас, тембр красивый. Брал мастерством. Филигранно исполнял песню «Ляля» Загира Исмагилова, татарскую народную «Нафиса». Ему нравилось петь шуточные песни.
У него в кармане всегда были жареные семечки. Он одну семечку за час погрызет, а запах… видимо, так умело жарила семечки жена. Мне кажется, он утолял голод. Хотя он имел орден Ленина и ставку самую высшую — 250 рублей, на их большую семью, конечно, не хватало, жена не работала.
Мы — певцы 60-х годов — все его любили. Он не сплетничал, был доброжелателен, общителен. Неистощим был на выдумки в классических опереттах, его появление на сцене приводило публику в восторг.
Если б все любили так фанатично сцену!»
обсуждение >>