
Лайфстайл
Жизнь продолжается

Новости кино
Актер исполнит роль талантливого афериста

Рецензии на фильмы
Киллиан Мерфи спасает женщин одним взглядом

Новости кино
Продолжение детектива покажет Первый канал

Лайфстайл
Премьера фильма «Где наши деньги?»

Лайфстайл
Актриса создала "токсичную атмосферу" на съёмках

Спутник телезрителя
В ночь с 9 на 10 апреля, 03:15, viju TV1000 русское

Новости кино
Сериал будет доступен для просмотра на платформах KION и PREMIER, а телевизионная премьера состоится на РЕН ТВ
обсуждение
В.Гришко: - Это правда, да. Припоминаю, когда я дебютировал в Национальной опере Украины, с выдающимися людьми на сцене, и возле меня стояла наш легендарный режиссёр Ирина Александровна Молостова, вечная ей память, она была первым моим режиссёром (потом были и сэр Питер Устинов, и Кончаловский, и Дзеффирелли и т.д.), и она мне сказала: "Ты знаешь, Володя, оперные певцы, к огромному сожалению, не прощают друг другу успеха". - Я не знаю, почему это так, я не знаю, почему это так."
Иногда встречается необоснованное написание Ворвулёв, но у отца певца, украинца по происхождению, было прозвище Ворвуль, да и сам знаменитый баритон подписывался именно как Ворвулев.
В семье Ворвулевых все и везде, где только было принято, пели. Особенно любил петь Николай с отцом, когда тот брал его на станцию: отец подрабатывал извозчиком, подвозил людей из Павловска к ближайшей железнодорожной станции, до которой было больше 30-ти вёрст. Всю дорогу воронежскую степь заливал молодой звонкий голос Николая. Характерная народность голоса, манера исполнения станут потом приметой Ворвулева и в академическом вокале.
Закончив местную семилетку, Николай поступает в железнодорожный техникум, который заканчивает в 1935 году, но желание петь побеждает, и Николай оказывается в Бахмуте (Артёмовске), в музыкальном техникуме, в добрых руках педагога В.Ф. Карина-Вишкарёва, выпускника Киевской консерватории, ученика знаменитого педагога по вокалу Гектора Гандольфи.
Следом за своим наставником юноша оказывается в советском Минске: Василий Фёдорович перевёлся на работу в молодое учреждение - Белорусскую консерваторию, в которую приняли и Николая на подготовительное отделение.
На вступительных экзаменах Николай произвёл особое впечатление на профессора Панину, да так, что профессор исполнила с Николаем дуэт из "Демона" (Нина Панина была замечательным педагогом и знаменитой певицей - ещё в царские времена 20 лет пела в Мариинском театре).
До войны Николай успевает окончить два курса консерватории, а также начинает работать в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа (1936 - 1946), всю войну - в составе фронтовых концертных бригад, почти всё время выступая на фронте. Консерваторию придётся заканчивать уже после войны, в 1954 году, в классе Евгения Витинга, одного из лучших вокальных педагогов страны. Отметим, что на тот момент Николай Ворвулев был уже народным артистом Белоруссии.
В 1946 году в Минске начинается оперная карьера Ворвулева, которая делится на два равных по продолжительности, но неодинаковых периода - белорусский и украинский.
В 1946 - 1957 г.г. Ворвулев поёт на сцене Белорусской оперы, становится кумиром, а следующие 10 лет - на сцене Киевской оперы, и эти годы были очень противоречивыми и не принесли счастья Ворвулеву как человеку. Несмотря на то, что в Киеве был и неистовый успех, и хорошие условия для творчества.
Белорусская карьера певца была фантастической. Николай Ворвулев дебютировал на белорусской оперной сцене и на оперной сцене вообще 13 января 1946 года в такой эффектной партии как Эскамильо ("Кармен" Ж.Бизе). Спустя 2 года после дебюта он уже заслуженный артист БССР, в 1954 году - народный артист БССР, а в 1956 - народный артист СССР.
Всего на сцене Белорусской оперы Ворвулевым будет исполнено свыше 30-ти баритоновых партий, все - главные.
Сейчас тяжело представить, что в те времена у половины жителей не было не то что радио, но и читали при лучине. Роль театра, исполнительского искусства в целом, была колоссальной. Такой же была и популярность артистов.
Задолго до появления в Минске Зиновия Бабия, совершенно гениального певца-самородка, подобного уровня славы и народной любви удостоился Николай Ворвулев. Поклонники атаковали артиста, его автомобиль, квартиру... Тяжело поверить теперь, но подростки и студенты ждали Ворвулева около дверей его любимого ресторана, чтобы, провожая его домой, уговорить его петь, дабы послушать популярные песни и вокальную классику, идя вечерней порой по главному проспекту Минска...
Невероятно, а может, это и фольклор из жанра "басня экскурсовода", но в Минске тогда каждый дорожный инспектор мог узнать Ворвулева. Тогдашняя партнёрша Ворвулева, сопрано Аида Хачатуровна Думанян (1924 - 1996) вспоминала, как однажды с ними произошёл случай после спектакля "Аида", в котором - редкий, но не единичный случай - Аида пела Аиду, а Ворвулев исполнял партию её отца, эфиопского царя Амонасро. (В нашем театре всегда была странная мода, эдакий театральный грим-клише, при котором можно ваксить эфиопов как негров). И вот загримированные, уставшие артисты не могут помыться! - в театре отключили воду! Благодарение богу, лето. Люба, жена Ворвулева, предложила поехать к ним. Запрыгнули в костюмах и гриме в машину Ворвулева - "Амонасро" за рулём, Аида - рядом, Люба покатывается со смеху сзади. Люди в шоке, оглядываются. Машину - а их тогда в Минске не было много (начало 1950-х) - останавливает инспектор ДАИ и, узнав артиста, укоряет: "Что же вы, Николай Дмитриевич, народ пугаете..."
Янка Брыль вспоминал: "Пётр Глебка, Николай Ворвулев и я гостили весной 54-го в семье Богдана Чалого, в садовом домике на окраине Киева. Когда на уютном дворике начались танцы, Ворвулеву не хватило партнёрши. Он поклонился толстой весёлой Богдановой бабке и начал её уговаривать: "Вы себе стойте, а я буду вокруг вас танцевать!" И так у них пошло: она добродушно смеялась, стоя на одном месте, а он потешно вытанцовывал вокруг. После этого услаждал нас своим могучим голосом в песнях - украинских и наших. Уже его, Николая, больше тридцати лет нет, и танцы те бог весть когда были, а светлая память осталась".
Те, кто помнит Николая Ворвулева, говорят, что это был человек-стихия. Горячий, пылкий, с самобытным талантом, не чуждый простых житейских радостей...
Владел отличным чувством юмора, был хорошим товарищем и партнёром по сцене. Гастролировал не только по Советскому Союзу и соцстранам: однажды артиста из Минска даже выпустили в Великобританию, и он с триумфом выступил в Англии (1955).
Как камерный исполнитель, Ворвулев был очень сильный, что для оперного певца не такой уж частый случай. Из трёх куплетов мог сделать драму, целый спектакль. И очень много исполнял народных песен - особенно белорусских и украинских.
После переезда в Киев у Ворвулева было ещё много интересной работы, признания и любви публики - киевляне говорят, что в то время в Театр оперы ходили на Ворвулева и Гнатюка.
Как утверждают белорусские друзья певца, Ворвулев жалел, что бросил Минск, в котором был королём.
Народный артист Белоруссии и СССР Николай Ворвулев умер 29 августа 1967 года в возрасте 50-ти лет от тяжёлой болезни... Хотя баритоны стареют относительно поздно. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Остаётся только сожалеть, что сохранилось очень мало записей с голосом Ворвулева: об этом он совсем не заботился.
У Николая Ворвулева был голос от бога - красивый лирико-драматический баритон большого диапазона. Нельзя сказать, что тембр Ворвулева какой-то особенно роскошный, не был Ворвулев и мастером стиля, но певец славился чистотой и выразительностью интонаций, ярким артистизмом и темпераментом, искренностью, задушевностью, огромным сценическим обаянием, пел с глубиной чувства. Таким и должен быть хороший артист оперы - органично объединять вокальный и актёрский начала. Ведь опера - это ещё и театр, о чём в Беларуси всегда знали.