27 сентября 1935, Ленинград — 22 марта 2020, Санкт-Петербург
Танцовщик и балетмейстер.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (8.01.1976).
Народный артист РСФСР (22.05.1985).
В 1954 году окончил Ленинградское хореографическое училище (класс Бориса Шаврова).
Был принят в труппу Ленинградского Малого театра оперы и балета, где исполнял преимущественно характерные и гротесковые партии. Оставил сцену в 1971 году.
Балетмейстерскую деятельность начал в 1956, ставил танцы в драматических спектаклях, на эстраде и в кино.
В 1967 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагоги Фёдор Лопухов и Игорь Бельский). Дебютировал в Ленинградском Малом театре оперы и балета как хореограф постановкой балета «Три мушкетёра» В. Баснера.
В 1971—1977 годах — главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского.
С 1977 года — главный балетмейстер, а с 1990 по 2007 годы — художественный руководитель балета Ленинградского Малого театра оперы и балета — Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского.
С 1976 года вёл курс «Искусство хореографа» на кафедре "Режиссура балета" Санкт-Петербургской консерватории (с 2001 профессор, в 2001—2008 — заведующий кафедрой). Среди его учеников: Георгий Ковтун, Вахапжан Салимбаев, Мария Большакова, Геннадий Судаков, Ольга Лиховская и другие.
Был членом Комиссии Союза театральных деятелей Российской Федерации по хореографии.
Репертуар в Ленинградском Малом театре оперы и балета
Камергер и Франц («Голубой Дунай»)
Мазурка, испанский танец и Ротбарт («Лебединое озеро»)
Инсаров («Накануне»)
Хулиган («Барышня и Хулиган»)
Паоло («Франческа да Римини»)
Эрос («Эрос»)
Мензер («Семь красавиц»)
Комендант («Юность»)
Конрад («Корсар»)
Юноша («Встреча»)
Рене («Фадетта»)
Богатырь («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Кардинал и Д'Артаньян («Три мушкетёра»)
Сильвио («Мнимый жених»)
Иван-Царевич («Жар-птица»)
Старейшина («Весна священная»)
Клавдий («Размышления»)
Канцлер («Двенадцать месяцев»)
Доктор Айболит и Главный разбойник («Доктор Айболит»)
Арап и Фокусник («Петрушка»)
Первый исполнитель партий
1960 — «Накануне», балетмейстер К. Боярский — Берсенев
1960 — «Болеро», балетмейстер Г. Давиташвили — Белый солист
1960 — «Дафнис и Хлоя», балетмейстер Г. Давиташвили — Бриаксис
1961 — «Тема с вариациями», балетмейстер Р. Гербек — Солист
1961 — «Сильнее любви», балетмейстер В. Варковицкий — Вадим
1961 — «Цветы», балетмейстер В. Варковицкий — Жених
1962 — «Директивный бантик», балетмейстер К. Боярский — Швейный начальник
1964 — «Круг ада», балетмейстер К. Боярский — Павел
1967 — «История одной девушки», балетмейстер К. Боярский — Квартирант
1968 — «Антоний и Клеопатра», балетмейстер И. Чернышёв — Цезарь
1969 — «Щелкунчик», балетмейстер И. Бельский — Дроссельмейер
1970 — «Старик Хоттабыч», балетмейстер К. Ласкари — Хоттабыч
1971 — «Тщетная предосторожность», балетмейстер О. Виноградов — Марцелина
Постановки в Ленинградском Малом театре оперы и балета — Санкт-Петербургском театре оперы и балета имени М. П. Мусоргского
Оригинальные балеты
1964 — «Три мушкетёра» В. Баснера
1966 — «Деревянный принц» Б. Бартока
1978 — «Царь Борис» на музыку С. Прокофьева
1978 — «Слуга двух господ» М. Чулаки
1979 — «Орфей и Эвридика» А. Журбина
1981 — «Геракл» Н. Мартынова
1982 — «Разбойники» М. Минкова
1984 — «Макбет» Ш. Каллоша
1986 — «Женитьба» А. Журбина
1986 — «Фадетта» на музыку балета «Сильвия» Л. Делиба, с использованием фрагментов хореографии и режиссёрского решения спектакля Л. Лавровского 1936года
1987 — «Тихий Дон» Л. Клиничева
1988 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1992 — «Петербург» С. Баневича
1996 — «Щелкунчик» П. Чайковского
1997 — «Корабль дураков» на музыку Т. Твининга и греческой народной
1999 — «Фауст» Ш. Каллоша
2002 — «Принцесса Луны, или История о старике Такэтори» Ш. Каллоша, при участии Г. Ковтуна
Редакции классических балетов
1980 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова
1981 — «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография Ж. Перро, М. Петипа и А. Вагановой
1993 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа в редакции П. Гусева
1995 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ф. Лопухова, К. Сергеева и П. Гусева
1996 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, постановка А. Горского с использованием хореографии Н. Анисимовой, И. Бельского, Ф. Лопухова и Р. Гербека
2001 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
Танцы в операх
1970 — «Кола Брюньон» Д. Кабалевского
1980 — «Сказка о попе и о работнике его Балде» на музыку Д. Шостаковича
Постановки в Пермском театре оперы и балета
1966 — «Три мушкетёра» В. Баснера
1972 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2007
1973 — «Чудесный мандарин» Б. Бартока
1973 — «Три карты» на музыку С. Прокофьева
1975 — «Царь Борис» на музыку С. Прокофьева
1976 — «Слуга двух господ» М. Чулаки
1977 — «Орфей и Эвридика» А. Журбина
2009 — «Фадетта» на музыку балета «Сильвия» Л. Делиба
Постановки в других театрах
1969 — «Пиковая дама» на музыку С. Прокофьева — Ленинградский камерный балет
1976 — «Слуга двух господ» М. Чулаки — Свердловский театр оперы и балета
1977 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Вильнюсский театр оперы и балета
1979 — «Слуга двух господ» М. Чулаки — Вильнюсский театр оперы и балета
1988 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Немецкая опера (Западный Берлин)
Орден Почёта (13.02.2006).
Орден Дружбы (11.08.1995).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1977) — за постановку балетных спектаклей «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и «Слуга двух господ» М. Чулаки на сцене Пермского АТОБ имени П. Чайковского.
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (дважды, 2000, 2003).
последнее обновление информации: 25.08.24
обсуждение >>