Он пришел в Кумыкский театр в 1935 году. И с первого года работы определился как артист комедийного плана. Ему стали доверять ответственные роли - Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Скапен («Проделки Скапена»), Труфальдино («Слуга двух господ»), Молла Насрутдин («Молла Насрутдин»)
Более ста ролей сыграно артистом за годы работы в театре. Коренастый, с мягкими чертами лица Тажутдин ходил бесшумно - то семенящей походкой, то широко вышагивая, взгляд его слегка прищуренных глаз всегда был осмыслен и насмешлив, негромкий с хрипотцой голос ироничен или располагающе ровен.
Все его роли, независимо от характера, возраста и рода деятельности, были жизненно правдивы, достоверны. Известными только ему приемами, жестами, мимикой актер передавал правду характеров, проникал в самое существо сценических образов. И все это сочеталось с яркостью красок, безудержной фантазией, интересной выдумкой, актерской импровизацией.
Образ Моллы Насрутдина, с которым артист не расставался до конца своей жизни, Т.Гаджиев трактовал хитроумным старцем, знающим цену жизни и людям. С годами образ Насрутдина менялся, становился мудрее и глубже, это был уже не просто мудрец и хитрец, а философ, с нескрываемой иронией и сарказмом высмеивающий общественные пороки. Как пишет в своей книге о театре постановщик спектакля Г.Рустамов: «Насрутдин Тажутдина Гаджиева - простолюдин по происхождению, но человек весьма образованный. Это - скорее ученый, чем молла. Но мудрость, почерпнутая Насрутдином из книг, органично воссоединилась с народной «житейской, крестьянской мудростью...».
Его Мута в спектакле «Под деревом», несмотря на свой преклонный возраст, тянется к молодежи, присматривается к ней, активно участвует в ее делах – то помогает посадить колхозный сад, то комсомольскую свадьбу сыграть. «Роль Муты - одно из ярких проявлений большого комедийного дарования Т.Гаджиева... Искристый темперамент Муты Гаджиева не дает ему ни секунды покоя…», - писала московский театровед Е. Жданова об игре Т. Гаджиева.
Шут Т.Гаджиева в «Короле Лире» У.Шекспира - трагическая личность, страдающая не только от несправедливостей, царящих в мире, но и от того, что люди глухи к страданиям ближних, не слышат чужой боли, насаждают атмосферу подозрительности и интриг, а Лир слеп и не видит, кто есть кто. Шут жалеет Лира и злится на него. Поэтому не щадит Лира, постоянно задевает, теребит его душу, ковыряется в его памяти, напоминая о былых проколах, возвращая к началу его конца. Артист произносит свои философские монологи, как бы рассуждая сам с собой, с грустной иронией.
Его Расплюев в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина - это отход от традиционной трактовки героя как жертвы системы и обстоятельств. Он показывает его рабское повиновение, жажду приспособленчества и психологию приживалы, теряющего человеческий облик и чувство собственного достоинства.
Купец-самодур Ахов в комедии А. Островского «Не все коту масленица» был создан Т.Гаджиевым по всем правилам психологического театра.
Широкий диапазон актерских возможностей демонстрируют разнохарактерные и разноплановые образы, созданные мастером Кумыкского театра в спектаклях национальной и многонациональной современной драматургии, - Гаджибутай в пьесе «Ансар» А.Аджаматова, Макар Дубрава в одноименной драме А. Корнейчука, профессор А.Стив в драме А.Якобсона «Шакалы», Ленин в спектакле «Из искры» Ш. Дадиани.
Особо следует остановиться на образе почтальона Исы в пьесе А-В. Сулейманова «Свадьба на войне». Этот эпизодический образ маленького человека, который в годы войны был чуть ли не самым дорогим, желанным и нужным человеком, ибо приносил в каждый дом долгожданный солдатский треугольник, в исполнении Т. Гаджиева стал одним из самых запоминающихся. Почтальон Иса у Т. Гаджиева чуток, внимателен к тем, кому доставляет письма-треугольники. Он знает, что творится в душе каждого из них, поэтому для каждого припасены у него заветное слово, волшебное чувство, необходимое внимание и обнадеживающие заверения. Его ждут не только с письмами, но даже без них. Людям так необходимы участие, сочувствие, оптимистический прогноз. Прихрамывая на одну ногу, с палочкой, с большой почтовой сумкой на боку словоохотливый Иса - Т.Гаджиев вносил живую струю, балагурил, поднимал дух и всегда был готов прийти на помощь.
До конца жизни Тажутдин Гаджиев оставался артистом востребованным, играющим. Он выступал в самых разных жанрах и амплуа как в главных, так и в эпизодических работах, всегда был убедительным и ярким.
О нем писали восторженно как в республиканской, так и в центральной печати. Ему присвоены звания народного артиста ДАССР, народного артиста РСФСР. Он удостоен медалей «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа».
Султанат Ахмедова
обсуждение >>