Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Тажутдин Гаджиев

Тажутдин Гаджиев фотографии

Гаджиев Тажутдин Абдулкадырович

1914, село Верхнее Казанище, Темир-Хан-Шуринский округ, Дагестанская область, Российская империя — 25 ноября 1975, Махачкала, Дагестанская АССР

Народный артист Дагестанской АССР (1950).
Заслуженный артист РСФСР (23.04.1960).
Народный артист РСФСР (34.01.1966).

Окончил педагогический техникум. Учился в сельскохозяйственном институте. Принимал участие в спектаклях самодеятельности.
С 1935 года - актер Кумыкского музыкально-драматического театра (Махачкала, Дагестан). Член ВКП(б) с 1946 года.
театральные работы
Меркуцио («Ромео и Джульетта» Шекспира)
Шут («Король Лир» У. Шекспира)
Скапен («Проделки Скапена» Мольера)
Ленин («Кремлевские куранты» Н. Погодина)
Ленин («Из искры» Ш. Дадиани)
Молла Насреддин (одноименная пьеса Курбанова)
Шмага («Без вины виноватые» А. Островского)
Ахов («Не все коту масленица» А. Островского)
Расплюев («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина)
Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони)
Макар («Макар Дубрава» А. Корнейчука)
Профессор Стил («Шакалы» А. Якобсона)
Иса («Свадьба на войне» А.-В. Сулейманова)
Гаджибутай («Ансар» А. Аджаматова)
Мута («Под деревом» Г. Рустамова)
Сутурбий («Бож Али» Абдуллы Хамидова).
призы и награды
Удостоен медалей «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа».

последнее обновление информации: 10.06.20
Востребован до самого конца

Он пришел в Кумыкский театр в 1935 году. И с первого года работы определился как артист комедийного плана. Ему стали доверять ответственные роли - Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Скапен («Проделки Скапена»), Труфальдино («Слуга двух господ»), Молла Насрутдин («Молла Насрутдин»)

Более ста ролей сыграно артистом за годы работы в театре. Коренастый, с мягкими чертами лица Тажутдин ходил бесшумно - то семенящей походкой, то широко вышагивая, взгляд его слегка прищуренных глаз всегда был осмыслен и насмешлив, негромкий с хрипотцой голос ироничен или располагающе ровен.

Все его роли, независимо от характера, возраста и рода деятельности, были жизненно правдивы, достоверны. Известными только ему приемами, жестами, мимикой актер передавал правду характеров, проникал в самое существо сценических образов. И все это сочеталось с яркостью красок, безудержной фантазией, интересной выдумкой, актерской импровизацией.

Образ Моллы Насрутдина, с которым артист не расставался до конца своей жизни, Т.Гаджиев трактовал хитроумным старцем, знающим цену жизни и людям. С годами образ Насрутдина менялся, становился мудрее и глубже, это был уже не просто мудрец и хитрец, а философ, с нескрываемой иронией и сарказмом высмеивающий общественные пороки. Как пишет в своей книге о театре постановщик спектакля Г.Рустамов: «Насрутдин Тажутдина Гаджиева - простолюдин по происхождению, но человек весьма образованный. Это - скорее ученый, чем молла. Но мудрость, почерпнутая Насрутдином из книг, органично воссоединилась с народной «житейской, крестьянской мудростью...».

Его Мута в спектакле «Под деревом», несмотря на свой преклонный возраст, тянется к молодежи, присматривается к ней, активно участвует в ее делах – то помогает посадить колхозный сад, то комсомольскую свадьбу сыграть. «Роль Муты - одно из ярких проявлений большого комедийного дарования Т.Гаджиева... Искристый темперамент Муты Гаджиева не дает ему ни секунды покоя…», - писала московский театровед Е. Жданова об игре Т. Гаджиева.

Шут Т.Гаджиева в «Короле Лире» У.Шекспира - трагическая личность, страдающая не только от несправедливостей, царящих в мире, но и от того, что люди глухи к страданиям ближних, не слышат чужой боли, насаждают атмосферу подозрительности и интриг, а Лир слеп и не видит, кто есть кто. Шут жалеет Лира и злится на него. Поэтому не щадит Лира, постоянно задевает, теребит его душу, ковыряется в его памяти, напоминая о былых проколах, возвращая к началу его конца. Артист произносит свои философские монологи, как бы рассуждая сам с собой, с грустной иронией.

Его Расплюев в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина - это отход от традиционной трактовки героя как жертвы системы и обстоятельств. Он показывает его рабское повиновение, жажду приспособленчества и психологию приживалы, теряющего человеческий облик и чувство собственного достоинства.

Купец-самодур Ахов в комедии А. Островского «Не все коту масленица» был создан Т.Гаджиевым по всем правилам психологического театра.

Широкий диапазон актерских возможностей демонстрируют разнохарактерные и разноплановые образы, созданные мастером Кумыкского театра в спектаклях национальной и многонациональной современной драматургии, - Гаджибутай в пьесе «Ансар» А.Аджаматова, Макар Дубрава в одноименной драме А. Корнейчука, профессор А.Стив в драме А.Якобсона «Шакалы», Ленин в спектакле «Из искры» Ш. Дадиани.

Особо следует остановиться на образе почтальона Исы в пьесе А-В. Сулейманова «Свадьба на войне». Этот эпизодический образ маленького человека, который в годы войны был чуть ли не самым дорогим, желанным и нужным человеком, ибо приносил в каждый дом долгожданный солдатский треугольник, в исполнении Т. Гаджиева стал одним из самых запоминающихся. Почтальон Иса у Т. Гаджиева чуток, внимателен к тем, кому доставляет письма-треугольники. Он знает, что творится в душе каждого из них, поэтому для каждого припасены у него заветное слово, волшебное чувство, необходимое внимание и обнадеживающие заверения. Его ждут не только с письмами, но даже без них. Людям так необходимы участие, сочувствие, оптимистический прогноз. Прихрамывая на одну ногу, с палочкой, с большой почтовой сумкой на боку словоохотливый Иса - Т.Гаджиев вносил живую струю, балагурил, поднимал дух и всегда был готов прийти на помощь.

До конца жизни Тажутдин Гаджиев оставался артистом востребованным, играющим. Он выступал в самых разных жанрах и амплуа как в главных, так и в эпизодических работах, всегда был убедительным и ярким.

О нем писали восторженно как в республиканской, так и в центральной печати. Ему присвоены звания народного артиста ДАССР, народного артиста РСФСР. Он удостоен медалей «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа».

Султанат Ахмедова

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
Арслан Исаевич   25.11.2020 - 07:03
Помню хорошо этого актёра! Аллагь рагьмат этсин! читать далее>>
№ 1
Новикова Марина (Рига)   14.01.2014 - 17:36
Неизгладимые впечатления после просмотра фильма "Тучи покидают небо". Хотя игра всех актеров в фильме завораживает, но мне особенно понравился Тажутдин Гаджиев. Очень, очень жаль, что только... читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram